Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Трудный взлет Су-35


18 февраля 2014 года Алексей Рамм, Военно-промышленный курьер


За последние два года новейший истребитель Су-35 с двигателями изменяемого вектора тяги стал звездой российских авиационных новостей. Если его передача Военно-воздушным силам России в последних числах 2012-го (как говорится, под елочку) была под большим вопросом, то уже спустя полгода на авиасалоне в Ле Бурже «тридцать пятый» заслужил восторженные комментарии экспертов, журналистов да и обывателей. Красиво смотрелся истребитель и на Московском авиационно-космическом салоне в сентябре 2013 года, вызвав не меньше хвалебных отзывов. Но при ближайшем рассмотрении все не так просто с этой новинкой отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

В феврале нынешнего года первые Су-35С начали поступать в 23-й истребительный авиаполк (иап) 303-й смешанной авиационной дивизии 3-го командования ВВС и ПВО России на аэродром Дземги в Хабаровском крае. Успех нового самолета, казалось, был очевиден. Только вот мимо внимания средств массовой информации прошло возвращение из 929-го Государственного летно-исследовательского центра (ГЛИЦ) имени Чкалова в Ахтубинске шести бортов выпуска 2012 года. Умолчала об этом в своих пресс-релизах и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).
 
Организация передачи истребителей Военно-воздушным силам не совсем понятна специалистам. Согласно регламентирующим документам машины для разработки программы боевой подготовки и наставления по боевому применению первыми должен получить 4-й Центр подготовки авиационного персонала (ЦПА) в Липецке, но не строевой полк. Стоит напомнить, что освоение другого новейшего истребителя – Су-30СМ пошло по регламентированному сценарию. Первые изделия поступили в липецкий центр в прошлом году, а в нынешнем две строевые «тридцатки» перелетели на авиабазу в забайкальской Домне.
 
Эксперты не слишком поняли, почему местом базирования Су-35 избран аэродром Дземги. Там дислоцируется не только 23-й иап, это еще и заводской аэродром производящего Су-35 Комсольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) имени Гагарина. Вызывает удивление и сам факт поступления самолета в строевые части ВВС. Ведь формально он находится в опытно-конструкторской работе и, по сообщениям ОАК, выйдет на государственные испытания только в 2015 году.
 
В неформальной обстановке многие специалисты – разработчики авионики высказывают претензии к бортовому оборудованию «тридцать пятого», в частности говорят о ненадежной работе систем приема воздушного давления. Часто даже характеризуют его как «нелетающий». Что на самом деле происходит с новейшим истребителем, какие у него проблемы и перспективы?
 
Алгоритмы раздора
 
На сайте компании «Аэроприбор-Восход», входящей в ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», в разделе «Боевая авиация» указана система СИ ВСП-35 без расшифровки аббревиатуры. В бортовом оборудовании Су-35 она отвечает за измерение высотно-скоростных параметров полета. Уникальное изделие, превосходящее западных конкурентов по некоторым показателям, оказалось ахиллесовой пятой новейшего истребителя и причиной конфликта между Центральным аэрогид-родинамическим институтом имени Жуковского (ЦАГИ) и предприятиями ОПК.
 
СИ ВСП-35 должна заменить привычные приемники воздушного давления (ПВД), стоящие в носу самолета, в самом центре обтекателя радиолокационной станции.
 
«Система не только измеряет давление, но и, используя полученные данные, вычисляет барометрическую высоту, необходимую для эшелонирования, число Маха, истинную и приборную скорость. То есть все аэрометрические параметры, нужные летчику», – рассказал газете «Военно-промышленный курьер» инженер-авиастроитель, участвовавший в разработке прибора.
 
По его словам, похожие изделия стоят на большинстве современных боевых самолетов, включая пока единственный серийный истребитель пятого поколения – американский F-22 «Рэптор».
 
«Это не дань моде, а технически обоснованное решение. Для оптимальной работы бортовой радиолокационной станции надо, во-первых, максимально увеличить радиопрозрачность обтекателя, а во-вторых, убрать передний «пятачок» обычного ПВД, закрывающего переднюю зону обзора РЛС и ломающего его диаграмму. Поэтому приемники убираются в глубь самолета», – добавил «ВПК» высокопоставленный сотрудник ОКБ Сухого на условиях анонимности.
 
Впервые такую систему попытались внедрить в середине 80-х годов на Су-27М, которые сейчас доживают свой век на Кубинке. Второй попыткой стал «индийский» Су-30МКИ, но авиастроители, столкнувшись с трудностями, решили отказаться от нее в пользу обычного носового ПВД. И вот теперь третий подход к проблеме.
 
Важно не только измерить давление, но и рассчитать из полученных данных аэрометрические параметры. Дальше начинается самое сложное. Полученные данные передаются в специальный вычислитель, где идет пересчет по сложнейшему алгоритму с использованием математических фильтров. Но работы по алгоритму с самого начала не заладились.
 
«Нужны были натурные исследования. Система монтируется на эталонный самолет с эталонными приборами традиционной конструкции, чтобы ее калибровать и набирать эмпирический материал. Надо выполнить много испытательных полетов, чтобы подчистить алгоритмы», – говорит источник «ВПК».
 
Если само «железо» СИ ВСП-35 разрабатывал «Аэроприбор-Восход», то алгоритм прописал ЦАГИ. Сотрудники этого института, «продув» модель, предложили оптимальное место размещения датчиков.
 
«В алгоритме есть калибровки, которые надо постоянно уточнять в ходе полетов, добиваясь снижения погрешностей до необходимого уровня. И очень важно, чтобы участвующие в испытаниях машины были одинаковы. Малейшие изменения в расположении лючков, антенн и т. д. ведут к изменению обтекающих потоков. Но Су-35 выкатывали к очередному «съезду партии». Из-за этого разбираться в алгоритме, ждать его доводки было некогда, и все три участвовавших в испытании самолета сильно отличались друг от друга. К примеру, на Су-35 с бортовым номером 902 левый и правый борта вообще разные», – продолжил собеседник.
 
По словам другого инженера-авиастроителя, ОКБ Сухого отказалось от услуг ЦАГИ, прописав свой более простой алгоритм для двигательной автоматики, только чтобы поднять в воздух машину.
 
«Их сразу предупредили, что ничего хорошего не получится и к сложной математике придется вернуться. С алгоритмом «Сухого» можно научить самолет летать «блинчиком», но сложные маневры, сверхзвуковые полеты и применение вооружения невозможно», – отметил он.
 
В 2008 году первый Су-35 с уникальной системой и алгоритмом разработки ОКБ Сухого поднялся в воздух. По словам высокопоставленного представителя одного из военно-промышленных объединений, интегрировать СИ ВСП-35 и электронные мозги разработки ОКБ не получилось.
 
«Аэроприбор» отгружает приборы, сдает военпреду по техническим условиям. «Сухой» все собрал, поставил на самолет. Включил и говорит: ваш прибор не работает, идите дорабатывайте. А что дорабатывать, если алгоритм неизвестен производителю «железа»? – пожаловался он.
 
Собеседник издания отметил, что пик проблем пришелся на декабрь прошлого года, когда начали сдавать партию строевых Су-35С для отечественных ВВС. «Все сидели в Комсомольске-на-Амуре, снимали СИ ВСП-35, ставили на стенд, проверяли. Приборы работали, но когда их ставили на борт и сшивали, все переставало работать. Производители системы сразу потребовали, чтобы ОАК дала окончательные прошивки, хотя бы нужные драйверы. Мы же понятия не имеем, что там написали. Одно устройство вообще сгорело», – возмущается он.
 
По его словам, система, аналогичная СИ ВСП-35, прекрасно работает на новейшем боевом вертолете Ка-52: «Никаких нареканий к алгоритму и оборудованию, изделия уже стоят на серийных машинах. Раньше приборы вертолета начинали давать показания только со скорости 50 километров в час. Сейчас же, как в компьютерной игре, даже скорость один километр в час показана. Но для Су-35 ОАК предпочла самостоятельно заниматься высшей математикой».
 
В ОКБ Сухого не отрицают, что с СИ ВСП-35 были большие проблемы, но утверждают, что сейчас они решены.
 
«На изделие и программное обеспечение мы в конце прошлого года получили сертификат. Конечно, сейчас легко говорить, что надо было делать так и так, что алгоритм недоработан. Но в тот момент была необходимость поднимать самолет, а ЦАГИ на каждое исправление требовал много времени и не слишком мало денег. Учтем, что финансируются работы по Су-35 за счет коммерческого кредита, полученного в банке, причем не под государственные гарантии», – пояснил высокопоставленный сотрудник ОКБ.
 
Он добавил, что алгоритм прописали сами сотрудники конструкторского бюро. Сейчас «Сухой» все же заказал работу ЦАГИ, но, как отметил собеседник, на отдаленную перспективу: «С 2008 года мы набирали эмпирический материал, совершенствовали алгоритм. Хотим теперь поэкспериментировать с установкой самих датчиков. Места, предложенные ЦАГИ, оказались неоптимальными. Сейчас у нас есть самолет-лаборатория для таких исследований. Мы в ОКР еще два года и только в 2015-м выйдем на государственные испытания, так что время есть».
 
Happy end?
 
«Долгое время наши ВВС не могли себе позволить современные самолеты и ограничивались лишь модернизацией уже имеющихся бортов. Сейчас задача – как можно быстрее обновить весь авиационный парк, но решить это традиционными способами не получится», – рассказал «ВПК» офицер главкомата ВВС, участвующий в работах по Су-35.
 
По его данным, пока идет подготовка к передаче самолетов 23-му иап, летчики ОКБ Сухого, 929-го ГЛИЦа и 4-го ЦПА разрабатывают первичную программу.
 
«Передача – дело не простое. Пока поставим борта на учет в технико-эксплуатационную часть, проведем по всем документам, будет готова методичка для летчиков. Там нет ничего сложного. Взлет-посадка, полет по маршруту и простой пилотаж. Возможны элементы перехвата», – пояснил он и заметил, что шесть возращенных в прошлом году на завод Су-35 пройдут модернизацию. Эти машины, выпущенные в 2012-м, не привлекались к испытательным полетам, но пилоты из 4-го ЦПА получили на них первые допуски.
 
«Принято решение сделать основными самолеты облика 2013 года. Из шести модернизирующихся бортов четыре нынешней весной пойдут в 4-й ЦПА для отработки более сложной программы боевой подготовки и наставления по боевому применению. А когда Липецк закончит работу, дземгинские пилоты уже освоят первичную программу», – сказал офицер.
 
Примечательно, что Су-35 будут передаваться в серо-голубом камуфляже, опробованном на Су-30СМ в забайкальской Домне, вместо ставшего за несколько лет привычным «баклажана».
 
В общем, самолет вышел из полосы неудач и перестал быть «нелетающим». Сотрудники ОКБ сделали все, что могли, показали высокий профессионализм, подняв в воздух по сути за свои деньги сложную и перспективную машину, добились неплохих результатов. Но история Су-35 показывает все проблемы, ежедневно ухудшающие и без того не лучшие отношения между отраслевыми производителями и разработчиками.
 
«Су-35 стал первой ласточкой схемы, в которой Михаил Погосян поручил комплексировать борт не профильным предприятиям, которые этим занимались, а самому себе (то есть ОАК. – Прим. «ВПК»). «Сухой» создал специализированное подразделение и начал сам проектировать. Компания раньше занималась общей разработкой самолета, конструкции фюзеляжа, прочностными вещами, а тут занялась математикой», – говорит представитель ОПК.
 
Современная мировая тенденция авиационного производства заключается в правиле «интегрируем интегрируемое». Разработчики сами пишут алгоритмы и соединяют подсистемы. Компании «Эрбас», «Локхид Мартин» и другие гиганты выступают в роли финального упаковщика, сшивая уже готовые системы в единый борт. Но в России из-за ведомственных амбиций профильные институты, конструкторские бюро с многолетним опытом и культурой работы, формируемой десятилетиями, часто оказываются выброшенными из кооперации.
 
Разработка современных самолетов не допускает спешки. Шеф команды летчиков-испытателей F-35 подполковник Хэнк Гриффитц еще в 2011 году, комментируя медленные темпы продвижения программы полетов по достигнутым скоростям, отметил: «Мы движемся вперед детскими шажками, чтобы быть уверенными, что наша аэрометрическая система соответствует нашим ожиданиям». По-видимому, Соединенные Штаты недостаточно богаты, чтобы экономить на качестве летных испытаний и отработки изделий.
 
История Су-35 очень поучительна. Казалось бы, невозможно представить, что новейший истребитель разрабатывается и производится под коммерческий кредит. Но еще 29 декабря прошлого года генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в своем выступлении указал, что руководство ОАК предоставляло предприятиям в виде займов под проценты деньги, выделенные на реализацию проектов строительства гражданских воздушных судов отечественного производства, вместо того чтобы безвозмездно вносить их в уставный капитал обществ.
 
Все собеседники издания отметили один важный факт. Если сейчас не наладить эффективное научное и практическое взаимодействие между авиастроителями, производителями двигателей, приборов, систем авионики и др., то выделенные на ПАК ФА средства уйдут в никуда, а работы затянутся на неопределенное время. Если на уровне инженеров-разработчиков взаимопонимание и уважение есть, то CEO и другие топ-менеджеры предпочитают действовать, как показывает проведенная генпрокуратурой проверка, не считаясь с очевидной целесообразностью, ставя во главу угла получение прибыли любой ценой. В этой ситуации хочется пожелать разработчикам и производителям авиационной продукции закончить свою работу и поставить Военно-воздушным силам России надежные и современные машины.


комментарии (4):

vlTepes      18/02/2014 [17:53:20]#1
Да поняли все уже давно намек - нужно СУ-30СМ покупать :)
Это уже третья по счету статья на тему - Су-35 не торт, а вот у нас есть давно освоенный Су-30СМ, купите у нас.
ИМХО, военные выбрали правильную стратегию - закупаются и те, и другие.
В результате, с одной стороны поставки современной техники не прекращаются на время доводки Су-35, а с другой стороны, 35ая все-таки доводится до ума. А она объективно современнее 30ки.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      18/02/2014 [18:37:56]#2
vlTepes:
35ая все-таки доводится до ума. А она объективно современнее 30ки.

Вот я и смотрю, что за 30-й иностранцы в очереди стояли, а как стали им предлагать 35-й, так мы все тендеры и проиграли.

vlTepes      19/02/2014 [11:28:59]#3
GRV - Су-35 еще ни разу не выставлялся на международные тендеры. Ранее под именем Су-35 выставлялся экспортный вариант Су-27М(Бразилия, Корея), который не имеет к нынешнему 35ому никакого отношения - издержки путаницы в наименованиях.

HZ66      20/02/2014 [00:08:56]#4
При таком количестве модификаций Су-27 ИАС повесится.













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer