Лот «Разработка концептуальных документов по развитию космической деятельности России на основе системных исследований проблем изучения и освоения космоса в стране и за рубежом на период до 2030 года и уточнение стратегических целей и тактических задач отечественной космической деятельности» был заявлен с начальной ценой 883 млн рублей. «Системные исследования проблем развития космических средств и разработка программно-плановых документов по созданию перспективных космических средств» оценены в 968 млн рублей. Оба лота были опубликованы на сайте госзакупок 27 декабря прошлого года.
Победитель тендеров был известен заранее: 1,8 млрд рублей предназначались головной научной организации Роскосмоса — ЦНИИМашу (Королев, Московская область). Там занимаются разработкой основополагающих отраслевых документов, прежде заказы такого рода доставались именно этой организации. 5 февраля конкурсная комиссия вскрыла конверты с заявками на участие в обоих тендерах и обнаружила там то, что и ожидалось, — предложения от ЦНИИМаша.
— Ровно в этот же день в Роскосмос пришло представление Генпрокуратуры относительно данных конкурсов, рассказал «Известиям» информированный источник в агентстве (само представление датировано 30 января). В документе говорится, что оба заказа размещены в нарушение закона «О космической деятельности».
«В силу статьи 8 Закона «О космической деятельности», разработка проектов федеральной космической программы, ФЦП «Глобальная навигационная система» и других программ в области космической деятельности, проведение системных исследований по обоснованию направлений развития космической техники научного и социально-экономического назначения являются исключительными полномочиями Роскосмоса», — записано в представлении Генпрокуратуры.
Размещение упомянутых заказов, по мнению Буксмана, приведет к передаче хозяйствующим субъектам функций Роскосмоса, что противоречит закону «О защите конкуренции».
«Указанные нарушения закона стали возможны в связи с ненадлежащим выполнением должностными лицами Роскосмоса возложенных на них обязанностей, а также отсутствием со стороны руководства агентства должного контроля за работой подчиненных сотрудников», — считают в прокуратуре.
Заместитель генпрокурора потребовал отмены тендеров и привлечения к дисциплинарной ответственности должных лиц агентства, допустивших нарушения закона.
В данном случае к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены первые лица Роскосмоса: статс-секретарь агентства Денис Лысков, согласовавший техзадание к тендеру, и Олег Остапенко, его утвердивший.
Источник в Роскосмосе уверяет, что тендеры были отменены на следующий день после получения представления. На сайте госзакупок, впрочем, это никак не отражено: оба заказа там значатся в стадии «Работа комиссии».
— Безусловно, в Роскосмосе допустили грубую ошибку, буквально подставились, — говорит ведущий аналитик НП ГЛОНАСС Андрей Ионин. — В два тендера запихнули сотни разнородных вопросов. По сути, это консалтинговый контракт, но в таком объеме, что никакому McKinsey и не снилось. Если задачу раздробить на куски, то всё встанет на свои места. Роскосмос же не единственный орган власти, решающий такие задачи, есть Минтранс, Минпромторг, которые также нуждаются в документах. У них тоже есть научные организации, перед которыми ставятся задачи. В таких делах многое зависит от формулировок. Можно же было написать не «Проведение системных исследований», а, скажем, «Подготовка материалов для стратегических исследований». Тогда придраться было бы сложнее.
Директор по развитию космического кластера «Сколково» Дмитрий Пайсон раньше работал в ЦНИИМаше и участвовал в разработке отраслевых документов.
— Эти 1,8 млрд рублей на самом деле — оплата очень большой номенклатуры работ, — говорит Пайсон. — В ЦНИИМаш из Роскосмоса звонят по пять раз в день и говорят: «А подготовьте нашу позицию к таким-то переговорам по 18 пунктам» или: «Предоставьте данные по количеству пусков по каждому из космодромов мира начиная с 2000 года». Такой работой в ЦНИИМаше занимается огромный коллектив. И нет другого способа эти работы оплатить, кроме как через конкурс. Архаичность схем финансирования работ приводит к таким ситуациям.
Пайсон предположил, что лишение ЦНИИМаша данного канала финансирования приведет к увольнениям многих сотрудников предприятия.
— Такие научно-исследовательские работы (НИР) дают возможность сотрудникам обеспечивать себе приемлемый уровень существования. Там оклады по 20–30 тыс. рублей, а надбавки за работы по НИР позволяют зарабатывать в 2–3 раза больше, — считает он. — Если оставить ЦНИИМаш на голом бюджете, многие молодые сотрудники уволятся.
Генеральный директор ЦНИИМаша Николай Паничкин призывает не драматизировать ситуацию.
— Мы выкрутимся. Да, мы объявили сотрудникам, что какое-то время надбавок не будет, но, полагаю, в итоге мы вопрос решим. Возможно, выдадим авансы по каким-то другим темам, — говорит он.
Пресс-секретарь Роскосмоса Ирина Зубарева на телефонные звонки не отвечала.