Несмотря на ключевую роль Малайзии во время значимых событий после катастрофы становится очевидным, что чем ближе расследование к своему завершению, тем дальше отодвигают Куала-Лумпур от доказательств и возможного влияния на ход расследования. Государство, чей самолет был сбит, имеет объективное право быть включенным в расследование, в противном случае оно будет субъективным и политически мотивированным.
Международной группой экспертов по расследованию катастрофы руководит Голландия, что объясняется пунктом вылета самолета, на борту которого большинство пассажиров были голландцы, из Амстердама. В самом начале создания этой группы казалось очевидным, что Малайзия тоже будет включена в ее состав как вторая страна, понесшая наибольшие потери, в чьей юрисдикции зарегистрирован авиалайнер. Вместо этого в совместную группу вошли эксперты из Бельгии, Украины и Австралии.
Малайзия выдвинула протест против ее исключения, неоднократно настаивая на прямом участии в работе экспертов.
Как написала малайзийская газета «Star», «посол Малайзии в Нидерландах Фаузах Мохд Таиб заявила о том, что страну не пригласили к официальному участию в работе руководимой Голландией международной комиссии, ведущей расследование». Газета также ссылается на министра транспорта Малайзии Лиоу Тионга Лайя, который недавно озвучил четкую позицию государства относительно своего участия в международном расследовании, проинформировав об этом власти Нидерландов.
Газета «Malaysian Insider» приводит высказывание известного малайзийского ученого Чандры Музаффара, который считает решение исключить его страну из расследования политически мотивированным, нацеленным на недопущение к работе экспертов, которые выступают за взвешенный и объективный подход, а не за поспешные выводы и подтасовку результатов расследования для возложения вины на Россию.
Особенно много вопросов вызывает участие Украины в расследовании. Если бы Боинг разбился на территории Украины при иных обстоятельствах, роль Киева бы приветствовалась. Вместе с тем, очевидно, что пассажирский самолет был сбит в ходе вооруженного конфликта, одной из сторон которого является как раз Украина. С учетом того, что обе стороны конфликта обладают вооружением, способным уничтожать воздушные цели, а также подтверждения Киевом наличия установок, способных сбить воздушную цель на высоте полета авиалайнера, Киев становится одним из возможных подозреваемых в этом расследовании. Таким образом, участие Украины представляет конфликт интересов.
Представьте, что потенциальный обвиняемый занимается расследованием преступления, которое он мог совершить. Возможности для искажения, фальсификации, подтасовки улик безграничны.
Чтобы иметь полную картину происходящего, помимо ярчайшего конфликта интересов, недавно были обнародованы данные о якобы «секретной договоренности» международной комиссии, предусматривающей для ее членов право вето на опубликование улик. Учитывая тот факт, что все ее члены входят в НАТО, а Украина всеми силами стремится туда вступить, такое соглашение будет препятствовать огласке важнейших доказательств для того, чтобы не поставить под удар официально сфабрикованную версию, благодаря которой сегодня и реализуется восточноевропейская повестка. Если бы Малайзия была членом комиссии, возможности других стран по сокрытию улик резко бы ограничились, и такого рода сделка вероятнее всего не была бы заключена.
С продолжением конфликта на Украине, который воспринимается как противостояние НАТО с Москвой, международная комиссия, в которую входят две натовские страны (Бельгия, Голландия), а также Австрия, поддержавшая санкции в отношении России, является классическим примером конфликта интересов. Страны, а также международные организации, призывающие к расследованию и справедливости, игнорируют очевидную проблему относительно того, что вовлеченные в конфликт участники расследования важнейшего инцидента могут напрямую влиять на ситуацию, исходя из собственных интересов. Все это превращает расследование в политически мотивированное действо по поиску «крайних».
Малайзия никогда не воспринималась как верный союзник России, но и не была лояльным клиентом Вашингтона, Лондона и Брюсселя. По многим внешнеполитическим вопросам она высказывала независимое мнение, что не всегда совпадало с планами Запада. Внутренняя политика Малайзии всегда становилась предметом усилий Вашингтона по ее «раскачке» через подконтрольную оппозиционную политическую неформальную коалицию Пакатан Ракаят во главе с Анваром Ибрагимом.
Исключение Малайзии из расследования означает, что истинные виновники катастрофы никогда не будут установлены.
Явный политически мотивированный характер расследования с одной стороны будет способствовать дальнейшей натовской пропаганде, а с другой – провоцировать сомнения миллионов по всему миру относительно того, что же на самом деле случилось в небе над восточной Украиной. Как и ряд иных событий в истории человечества, произошедших в ходе геополитического противостояния с высокими ставками, обстоятельства гибели Боинга будут окутаны завесой тайны, за которой страны НАТО станут скрывать правду. Именно на этом и строится текущая восточноевропейская стратегия Вашингтона, Лондона и Брюсселя.