Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спасение авиакомпаний: почему не помогут госгарантии


29 декабря 2014 года Анатолий Ходоровский, Forbes


Сегодня по уровню внимания к себе российский авиарынок можно смело поставить на второе место после валютного. Потенциально не улетевшие самолеты тревожат не меньше, чем взлетевшая валюта. Причем, последствия этого взлета очень сильно ощущают на себе авиакомпании. Но главная причина сегодняшних проблем вообще не связана с кризисом.

В кризис правительство оперативно озаботилось выживанием не только банков, но и двух авиакомпаний из первой пятерки, на которую приходится почти две трети перевезенных пассажиров – «Трансаэро» и «ЮТэйра». На днях премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о предоставлении государственных гарантий «Трансаэро» на 9 млрд рублей.
 
А идеолог этого пути решения проблем вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал не останавливаться и направить авиакомпаниям в этом году «остаток неиспользованных госгарантий, и в следующем году есть определенный объем средств, который можем использовать на гарантирование кредитов, которые берут компании».
 
Обещано и расширение практики субсидирования на внутренних рейсах, но это дело, скорее, близкого завтра, а очень сложное положение – уже сегодня. На этом перечень публичных мер поддержки со стороны правительства пока исчерпан.
 
Его теневая сторона также содержит два пункта. СМИ со ссылкой на очень осведомленные источники, очень близкие к процессу, «сватают» в новые акционеры «ЮТэйру» его крупнейшего кредитора – Сбербанк.
 
Впрочем, самой действенной мерой поддержки оказалась неформальная договоренность с Альфа-банком (видимо, на очень высоком уровне) о моратории на аресты имущества сургутской авиакомпании на время новогодних каникул.
 
Очевидно, что все эти меры не спасут двух крупных игроков очень концентрированной  отрасли.
 
Для того чтобы это понять, достаточно оценить масштабы их долговой нагрузки. По нашей оценке, финансовый долг (кредиты, займы, векселя и финансовый лизинг) «ЮТэйра» превышает 85 млрд рублей, а у «Трансаэро» — 95 млрд. Так что госгарантии на 9 млрд рублей – это лишь способ реструктуризации кредита перед одним банком (ВТБ). Да и вообще сам этот механизм спасательным кругом явно не выглядит. Гарантии со стороны ВЭБа (как агента правительства) лишь снижают стоимость коммерческих заимствований, повышая их надежность. Но если экономика авиакомпаний с трудом выдерживала недавние 13% годовых, то нынешние 20% не выдержит точно, а дешевле сейчас не занять.
 
Понимает это и автор спасительных инициатив. «Речь идет о кредитовании на неделю, на две недели, максимум на месяц по очень высоким ставкам для закрытия каких-то текущих краткосрочных дыр. Для закрытия самых насущных проблем», — сказал Аркадий Дворкович.
 
Но сегодня авиакомпаниям нужно не латать краткосрочные дыры, а решать тяжелые долгосрочные проблемы. Госгарантии не выходом из долгового кризиса не являются. С их помощью через некоторое время заемщики окажутся в руках гаранта по кредитам (ВЭБ), и уже ему придется решать проблемы.
 
Вообще банковских кредитов у обеих компаний примерно по 50 млрд рублей. А крупнейшим кредитором «ЮТэйра» в этой части является, как вы понимаете, Сбербанк, на долю которого приходится примерно половина этой суммы.  Капитализация долга, по которому компания уже активно дефолтует, является выходом из ситуации, но при этом остается два тонких момента. Во-первых, нужно согласие на реструктуризацию со стороны остальных кредиторов, чем сейчас занимается консультант Райффайзенбанк. При этом многие из них, в первую очередь Альфа-банк, занимают очень жесткую позицию, которая, на мой взгляд, выглядит так: пусть лучше компания остановится и перестанет плодить убытки и долги, тогда нам больше достанется. Для известного своей жесткостью банка – позиция вполне логичная.
 
А, во-вторых, такой сценарий не снимает, как и в случае с госгарантиями «Трансаэро», главного вопроса – что делать дальше.
 
Для поиска ответа на него, важно понимание причин нынешней ситуации.
 
И сразу нужно отмести сомнительный тезис о том, что если бы не кризис, то все было бы неплохо, а он, окаянный, нас подкосил.
 
Последний раз отрасль положительный финансовый результат отрасль демонстрировала в посткризисный 2010 год (плюс 4 млрд рублей согласно отчетности компаний по РСБУ). Но затем растущие убытки от внутренних воздушных перевозок перестали перекрываться прибылью от международной деятельности, и отрасль ушла  в минус, в котором и прибывала по итогам 2013 года.
 
Да и в этом году еще до финансового кризиса два квартала подряд лидер отрасли – «Аэрофлот» показывал убытки по МСФО. Так что говорить о том, что до декабря все было неплохо, а курсовая скачка все погубила, по меньшей мере, некорректно. Взлетевшие доллар и евро лишь усугубили ситуацию. Теперь очевидно, что доходы от международных линий точно не покроют убытки от внутренних полетов. К тому же осуществляющие полеты за рубеж компании столкнулись с очень сложной ситуацией:  жестко привязав тариф к евро или доллару, они теряют пассажиров, которые сами уже потеряли в валютном эквиваленте 35-40% своих доходов, а если отказаться от этого, то начнут расти убытки.
 
На внутренних линиях валютные лизинговые платежи также принесут очередную порцию убытков. Идея субсидирования их со стороны государства есть, но масштаб сумм по сравнению с примерно 20 млрд рублей по последним двум годам в 2015 году существенно увеличится. К тому же нужен сложный и точечный механизм распределения, ведь на одном маршруте летают не только «ЮТэйр» и «Трансаэро», но и вообще не испытывающая долговых проблем S7, и национальный авиаперевозчик «Аэрофлот», и его низкобюджетная дочка «Победа». Все они работают по совершенно разным моделям, с принципиально отличающейся структурой себестоимости. Да и почему нужно признавать социальную значимость одних и не делать это в отношении других? А если делить на всех, то социальная значимость может стать стимулом к экономической неэффективности.
 
Реальной же причиной нынешней ситуации стала весьма рискованная модель работы самих авиакомпаний. В расчете на рост спроса они активно наращивали предложение, провозные емкости росли, самолетов становилось все больше, а вместе с этим росла и долговая нагрузка.
 
Для того чтобы загрузить их, авиакомпании устроили соревнование, кто щедрее по отношению к пассажирам. В результате по итогам первого полугодия 2014 года доходные ставки на пассажира на внутренних линиях в рублях у «Аэрофлота» упали на 8%, а у «Трансаэро» — на 18%, а на международных линиях (в евро) у «Трансаэро» — на 7%, у «Аэрофлота» — на 12%.
 
При этом в мире существует не писаное правило — если прирост пассажиропотока превышает темпы роста ВВП более чем в два раза – отрасль напрямую кредитует пассажира, а не сбалансировано работает. В 2013 году при росте ВВП в 1% прирост пассажиропотока составил 14%, годом ранее соотношение было 3% к 15%, а в 2012 году – 4% к 13%.
 
Итоги этого сегодня в балансах компаний.
 
При этом, сколько наших сограждан реально пользуется услугами отечественной авиации доподлинно не известно. Последнее исследование проводилось в 2001 году. Сегодня оценки разнятся от 5 до 10 млн человек.
 
С таким потенциальным спросом даже минимальное снижение платежеспособного спроса чревато потрясениями.
 
Простого выхода из нынешней ситуации нет. То, что предлагает правительство, по сути, является временным спасением социально значимой, по его мнению, отрасли за большие деньги. Но накопившихся проблем это не решит, а лишь отсрочит необходимость реализации серьезных и болезненных мер.


комментарии (2):

Александр Фридлянд      30/12/2014 [03:32:55]#1
Конечно же проблемы у отдельных авиакомпаний в предыдущие пару лет нарастали, а некоторые из них элементарно припозднились со своей реструктуризацией (бизнеса и финансов). Но говорить что кризис ни при чем - это все-таки гиперболизация: 1) именно кризис - резким ударом отправил в ..... состояние тех, кто вел более рискованную фин политику, 2) тот же кризис может в след году приблизить к этому состоянию других, у кого до кризиса все было стабильно; 3) именно кризис сейчас резко осложнил вопросы перекредитования, а в дальнейшем, по мере расходования на неавиационные цели госрезервов (есть мнение, что в кризисных условиях они будут израсходованы в течение 2 лет)- осложнят саму возможность господдержки. Ну и главное - спрос на авиаперевозки (платежеспособный), от которого рождаются все наши денежные потоки - по нему кризис уже нанес удар и продолжение, как говорится, следует

Дядя      30/12/2014 [11:05:37]#2
Акценты расставлены верно.
Аспирином можно сбить высокую температуру, но воспаление легких не вылечить.
Отрасль находится на пороге глубокого кризиса и это касается всех участников «процесса», в первую очередь пассажиров. Положение дел в авиакомпаниях это лишь отражение системных проблем в экономике. И решения необходимы системные, чего пока не наблюдается совсем.
А нужен ли «аспирин», т.е. тактические точечные меры по помощи авиакомпаниям, которые в силу ряда причин оказались «на грани»? Наверное нужен. Государство обязано помогать национальному бизнесу, это его прямая задача. Но я бы обратил внимание на слова Дворковича о том, что авиакомпании ( он говорил о ТСО и ЮТЭйр) должны пересмотреть свои маршруты для минимизации убытков. То есть речь идет об определенных обязательствах бизнеса, а не о сохранении и финансировании государством ошибочных бизнес-решений .
Тревожная ситуация возникла именно из-за опрометчивых шагов и ошибок ( кстати, во многом общих для всех «проблемных» авиакомпаний) на фоне глобальных проблем . Реалии 2014 года(санкции, падение национальной валюты, инфляция) лишь усугубили положение дел.













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП



Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer