Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спасение авиакомпаний: почему не помогут госгарантии


29 декабря 2014 года Анатолий Ходоровский, Forbes


Сегодня по уровню внимания к себе российский авиарынок можно смело поставить на второе место после валютного. Потенциально не улетевшие самолеты тревожат не меньше, чем взлетевшая валюта. Причем, последствия этого взлета очень сильно ощущают на себе авиакомпании. Но главная причина сегодняшних проблем вообще не связана с кризисом.

В кризис правительство оперативно озаботилось выживанием не только банков, но и двух авиакомпаний из первой пятерки, на которую приходится почти две трети перевезенных пассажиров – «Трансаэро» и «ЮТэйра». На днях премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о предоставлении государственных гарантий «Трансаэро» на 9 млрд рублей.
 
А идеолог этого пути решения проблем вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал не останавливаться и направить авиакомпаниям в этом году «остаток неиспользованных госгарантий, и в следующем году есть определенный объем средств, который можем использовать на гарантирование кредитов, которые берут компании».
 
Обещано и расширение практики субсидирования на внутренних рейсах, но это дело, скорее, близкого завтра, а очень сложное положение – уже сегодня. На этом перечень публичных мер поддержки со стороны правительства пока исчерпан.
 
Его теневая сторона также содержит два пункта. СМИ со ссылкой на очень осведомленные источники, очень близкие к процессу, «сватают» в новые акционеры «ЮТэйру» его крупнейшего кредитора – Сбербанк.
 
Впрочем, самой действенной мерой поддержки оказалась неформальная договоренность с Альфа-банком (видимо, на очень высоком уровне) о моратории на аресты имущества сургутской авиакомпании на время новогодних каникул.
 
Очевидно, что все эти меры не спасут двух крупных игроков очень концентрированной  отрасли.
 
Для того чтобы это понять, достаточно оценить масштабы их долговой нагрузки. По нашей оценке, финансовый долг (кредиты, займы, векселя и финансовый лизинг) «ЮТэйра» превышает 85 млрд рублей, а у «Трансаэро» — 95 млрд. Так что госгарантии на 9 млрд рублей – это лишь способ реструктуризации кредита перед одним банком (ВТБ). Да и вообще сам этот механизм спасательным кругом явно не выглядит. Гарантии со стороны ВЭБа (как агента правительства) лишь снижают стоимость коммерческих заимствований, повышая их надежность. Но если экономика авиакомпаний с трудом выдерживала недавние 13% годовых, то нынешние 20% не выдержит точно, а дешевле сейчас не занять.
 
Понимает это и автор спасительных инициатив. «Речь идет о кредитовании на неделю, на две недели, максимум на месяц по очень высоким ставкам для закрытия каких-то текущих краткосрочных дыр. Для закрытия самых насущных проблем», — сказал Аркадий Дворкович.
 
Но сегодня авиакомпаниям нужно не латать краткосрочные дыры, а решать тяжелые долгосрочные проблемы. Госгарантии не выходом из долгового кризиса не являются. С их помощью через некоторое время заемщики окажутся в руках гаранта по кредитам (ВЭБ), и уже ему придется решать проблемы.
 
Вообще банковских кредитов у обеих компаний примерно по 50 млрд рублей. А крупнейшим кредитором «ЮТэйра» в этой части является, как вы понимаете, Сбербанк, на долю которого приходится примерно половина этой суммы.  Капитализация долга, по которому компания уже активно дефолтует, является выходом из ситуации, но при этом остается два тонких момента. Во-первых, нужно согласие на реструктуризацию со стороны остальных кредиторов, чем сейчас занимается консультант Райффайзенбанк. При этом многие из них, в первую очередь Альфа-банк, занимают очень жесткую позицию, которая, на мой взгляд, выглядит так: пусть лучше компания остановится и перестанет плодить убытки и долги, тогда нам больше достанется. Для известного своей жесткостью банка – позиция вполне логичная.
 
А, во-вторых, такой сценарий не снимает, как и в случае с госгарантиями «Трансаэро», главного вопроса – что делать дальше.
 
Для поиска ответа на него, важно понимание причин нынешней ситуации.
 
И сразу нужно отмести сомнительный тезис о том, что если бы не кризис, то все было бы неплохо, а он, окаянный, нас подкосил.
 
Последний раз отрасль положительный финансовый результат отрасль демонстрировала в посткризисный 2010 год (плюс 4 млрд рублей согласно отчетности компаний по РСБУ). Но затем растущие убытки от внутренних воздушных перевозок перестали перекрываться прибылью от международной деятельности, и отрасль ушла  в минус, в котором и прибывала по итогам 2013 года.
 
Да и в этом году еще до финансового кризиса два квартала подряд лидер отрасли – «Аэрофлот» показывал убытки по МСФО. Так что говорить о том, что до декабря все было неплохо, а курсовая скачка все погубила, по меньшей мере, некорректно. Взлетевшие доллар и евро лишь усугубили ситуацию. Теперь очевидно, что доходы от международных линий точно не покроют убытки от внутренних полетов. К тому же осуществляющие полеты за рубеж компании столкнулись с очень сложной ситуацией:  жестко привязав тариф к евро или доллару, они теряют пассажиров, которые сами уже потеряли в валютном эквиваленте 35-40% своих доходов, а если отказаться от этого, то начнут расти убытки.
 
На внутренних линиях валютные лизинговые платежи также принесут очередную порцию убытков. Идея субсидирования их со стороны государства есть, но масштаб сумм по сравнению с примерно 20 млрд рублей по последним двум годам в 2015 году существенно увеличится. К тому же нужен сложный и точечный механизм распределения, ведь на одном маршруте летают не только «ЮТэйр» и «Трансаэро», но и вообще не испытывающая долговых проблем S7, и национальный авиаперевозчик «Аэрофлот», и его низкобюджетная дочка «Победа». Все они работают по совершенно разным моделям, с принципиально отличающейся структурой себестоимости. Да и почему нужно признавать социальную значимость одних и не делать это в отношении других? А если делить на всех, то социальная значимость может стать стимулом к экономической неэффективности.
 
Реальной же причиной нынешней ситуации стала весьма рискованная модель работы самих авиакомпаний. В расчете на рост спроса они активно наращивали предложение, провозные емкости росли, самолетов становилось все больше, а вместе с этим росла и долговая нагрузка.
 
Для того чтобы загрузить их, авиакомпании устроили соревнование, кто щедрее по отношению к пассажирам. В результате по итогам первого полугодия 2014 года доходные ставки на пассажира на внутренних линиях в рублях у «Аэрофлота» упали на 8%, а у «Трансаэро» — на 18%, а на международных линиях (в евро) у «Трансаэро» — на 7%, у «Аэрофлота» — на 12%.
 
При этом в мире существует не писаное правило — если прирост пассажиропотока превышает темпы роста ВВП более чем в два раза – отрасль напрямую кредитует пассажира, а не сбалансировано работает. В 2013 году при росте ВВП в 1% прирост пассажиропотока составил 14%, годом ранее соотношение было 3% к 15%, а в 2012 году – 4% к 13%.
 
Итоги этого сегодня в балансах компаний.
 
При этом, сколько наших сограждан реально пользуется услугами отечественной авиации доподлинно не известно. Последнее исследование проводилось в 2001 году. Сегодня оценки разнятся от 5 до 10 млн человек.
 
С таким потенциальным спросом даже минимальное снижение платежеспособного спроса чревато потрясениями.
 
Простого выхода из нынешней ситуации нет. То, что предлагает правительство, по сути, является временным спасением социально значимой, по его мнению, отрасли за большие деньги. Но накопившихся проблем это не решит, а лишь отсрочит необходимость реализации серьезных и болезненных мер.


комментарии (2):

Александр Фридлянд      30/12/2014 [03:32:55]#1
Конечно же проблемы у отдельных авиакомпаний в предыдущие пару лет нарастали, а некоторые из них элементарно припозднились со своей реструктуризацией (бизнеса и финансов). Но говорить что кризис ни при чем - это все-таки гиперболизация: 1) именно кризис - резким ударом отправил в ..... состояние тех, кто вел более рискованную фин политику, 2) тот же кризис может в след году приблизить к этому состоянию других, у кого до кризиса все было стабильно; 3) именно кризис сейчас резко осложнил вопросы перекредитования, а в дальнейшем, по мере расходования на неавиационные цели госрезервов (есть мнение, что в кризисных условиях они будут израсходованы в течение 2 лет)- осложнят саму возможность господдержки. Ну и главное - спрос на авиаперевозки (платежеспособный), от которого рождаются все наши денежные потоки - по нему кризис уже нанес удар и продолжение, как говорится, следует

Дядя      30/12/2014 [11:05:37]#2
Акценты расставлены верно.
Аспирином можно сбить высокую температуру, но воспаление легких не вылечить.
Отрасль находится на пороге глубокого кризиса и это касается всех участников «процесса», в первую очередь пассажиров. Положение дел в авиакомпаниях это лишь отражение системных проблем в экономике. И решения необходимы системные, чего пока не наблюдается совсем.
А нужен ли «аспирин», т.е. тактические точечные меры по помощи авиакомпаниям, которые в силу ряда причин оказались «на грани»? Наверное нужен. Государство обязано помогать национальному бизнесу, это его прямая задача. Но я бы обратил внимание на слова Дворковича о том, что авиакомпании ( он говорил о ТСО и ЮТЭйр) должны пересмотреть свои маршруты для минимизации убытков. То есть речь идет об определенных обязательствах бизнеса, а не о сохранении и финансировании государством ошибочных бизнес-решений .
Тревожная ситуация возникла именно из-за опрометчивых шагов и ошибок ( кстати, во многом общих для всех «проблемных» авиакомпаний) на фоне глобальных проблем . Реалии 2014 года(санкции, падение национальной валюты, инфляция) лишь усугубили положение дел.













Материалы рубрики

Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд




Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны
Дмитрий Алексеев
Известия
Лети не хочу: в Госдуме нашли способ снизить цены на авиабилеты

74.RU
Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей
Елена Тюленева
Радио «Ъ FM»
«Ростех» взял Red Wings под крыло
Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer