Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Исчезновение малайзийского самолета напомнило о важной проблеме авиации


29 декабря 2014 года Иван Чернов, Взгляд


Пропажа лайнера Airbus авиакомпании Air Asia вновь заставила заговорить о внедрении системы поиска и слежения, позволяющей «не терять» самолеты. Специалисты говорят, что соответствующее оборудование уже есть, но и с ним случаются «чудеса». В частности, оно стояло на малайзийском Boeing, пропавшем в марте, что не помешало ему исчезнуть.

Одни разговоры
 
«Эта система там стояла, она прекрасно работала, но кто-то ее просто отключил»
 
Исчезновение лайнера Airbus A320 может привести к возобновлению дискуссий о необходимости повсеместного внедрения системы мгновенной передачи данных с самолетов во время чрезвычайных ситуаций, пишет The Wall Street Journal.
Эксперты пока не спешат проводить параллели между исчезновением самолета Air Asia и предыдущими авиакатастрофами, однако неофициально замечают некоторые сходства, пишет издание.
 
Поскольку авиакомпания и индонезийские власти заявили, что лайнер проходил сквозь облака и дождь, эксперты предположили, что на самолете могли образоваться наледи. При этом лед уже не раз вызывал сбои в работе трубки Пито - прибора для измерения динамического напора текущей жидкости или газа – что в итоге и приводило к катастрофе.
 
Самым известным таким случаем является крушение самолета Airbus A330 авиакомпании Air France в июне 2009 года по пути из Франции в Бразилию. После этого были утверждены новые директивы безопасности, авиакомпаниям вменялась замена трубок Пито, в том числе, на лайнерах А320. Но согласно новому предписанию, выпущенному в октябре, на эту замену им дается два года.
 
Не менее интересна информация Wall Street Journal о методах слежения за самолетами. Еще после таинственного исчезновения малайзийского Boeing в марте этого года целый ряд экспертов предложили повсеместно внедрить новые способы автоматической передачи с помощью спутников информации о местонахождении самолетов в любой точке земного шара. Эта система могла бы фиксировать любые отклонения воздушного судна от курса.
 
Другие эксперты выступали за специальные устройства, которые должны были отделяться от самолета в случае катастрофы в море и оставаться плавать, передавая сигнал.
 
Но за два дня до нынешнего исчезновения Airbus бывший председатель американского Национального совета по безопасности на транспорте Джим Холл заявил, что промышленность со времени мартовской катастрофы по-прежнему не сделала шагов для улучшения системы отслеживания самолетов.
 
«Как это произошло – загадка»
 
Как рассказал газете ВЗГЛЯД вице-президент профсоюза летного состава России Олег Приходько, все новые методики внедряются в авиации постепенно. И уже сейчас активно используются очень хорошие системы в сфере безопасности. Например, после катастрофы над Боденским озером была повсеместно внедрена система сближения с другими самолетами, также существуют системы предупреждения столкновений с землей, с горами и т.д.
 
«Их очень много. Но всегда они вначале появляются, потом долго проверяются и уже потом внедряются по всему миру. Поначалу они бывают очень дорогими, потом дешевеют и т.д., - рассказал специалист. – Что касается слежения за самолетами, сейчас есть две очень хороших современных системы: ACARS и ADS-B. Их активно ставят на новых самолетах, но все-таки это зависит от желания заказчика. Он может их поставить, но не обязан этого делать. На дальнемагистральных самолетах, допустим, на Boeing 777, эти системы уже стоят, на среднемагистральных, например, на Airbus A320 – зависит от желания заказчика».
 
Приходько отметил, что изначально ACARS придумали для связи самолета с авиакомпанией, чтобы она могла постоянно отслеживать в пути техническое состояние борта, поскольку возможный простой самолета из-за ремонта всегда дорого обходится его владельцу.
 
«Такие данные попадают в технический центр авиакомпании, ведь даже мы – пилоты, когда летим, не можем знать обо всех сбоях, какие могли произойти в каком-то блоке самолета. А так технические службы уже получают информацию по линии ACARS, и когда мы садимся, внизу нас уже ждут инженеры с необходимым блоком для замены, быстро меняют его и борт летит дальше», - пояснил он.
 
И та же система способна передавать и точные координаты самолета, где бы он ни находился. Но не все так просто. По словам Олега Приходько, такая же система стояла на малайзийском Boeing, пропавшем в марте. И кому-то непостижимым пока образом удалось ее выключить. Историю с тем самолетом эксперт назвал «чудесами».
 
«Эта система там стояла, она прекрасно работала, но кто-то ее просто отключил. Как это произошло – загадка. Дело в том, что она из кабины даже не выключается, я и сам, как пилот, не знаю, как получить к ней доступ. То есть для этого нужно было найти определенные автоматы, если кто-то сделал это сознательно, либо был какой-то совершенно нереальный технический сбой, какая-то бешеная радиолокационная атака», - сказал он.
 
Кроме того, по словам эксперта, система отдельно стояла и на двигателях Boeing и именно она в течении семи часов после исчезновения с радаров лайнера отслеживала работу его двигателей. Вот только об их местонахождении сказать не могла. Но благодаря этим данным специалисты сделали выводы, что борт мог лететь еще куда-то в течении этого времени.
 
Специалисты уже определили предполагаемое место ЧП в территориальных водах Индонезии и направили туда самолеты, вертолеты и корабли
 
Наконец, по его словам, в интернете каждый уже сейчас может найти сайт Flightradar и отследить по нему движение практически любого самолета в мире, его высоту, скорость, маршрут.
 
«Но на самолетах такой системы нет еще, - признался Приходько. – То есть любой пользователь на земле, например, по мобильному телефону уже может смотреть, а мы - пилоты в небе - еще не можем. Потому что каждая система должна проходить испытания, доработки, проверки, прежде, чем будет внедрена у нас».
 
На некоторых самолетах, прежде всего, американских, эта система есть, на других нет. И у диспетчеров она уже внедряется, но стоит пока не у всех.
 
В свою очередь главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров высказал ту же мысль – системы слежения за всеми самолетами в режиме реального времени уже существуют. И помимо Flightradar никуда не исчезли первичные локаторы диспетчерских служб, военные с системами ПВО и т.д. А самолеты пропадают. По его словам, внедрение еще одной, очередной системы в этом ряду вряд ли что-то изменит.
 
«Сначала нужно разобраться с причинами нынешней и мартовской ситуации, а уже потом что-то снова внедрять», - уверен он.
 
Кстати, по мнению эксперта, малайзийский Boeing весной «просто не мог пропасть». Гусаров уверен, что существуют те, кто знают о его местонахождении, но по какой-то причине скрывают это.
 
Нынешняя катастрофа
 
В эти часы продолжает поступать свежая информация по поводу Airbus A320, исчезнувшего в воскресенье над Индонезией с 155 пассажирами и семью членами экипажа на борту.
 
Утром в понедельник индонезийские спасатели обнаружили в районе поисков топливные пятна. При этом никаких обломков и прочих объектов рядом не было, передает ТАСС. Чуть позже вице-президент Индонезии Юсуф Калла заявил, что обнаруженные в море предметы не принадлежат пропавшему самолету.
 
Ранее сообщалось, что местные спасатели проверяет сообщения жителей архипелага Банка-Белитунг, якобы слышавших звук взрыва в районе исчезновения лайнера. Больше информации об этом не было.
 
Между тем, руководитель спасательной операции Хенри Бамбанг Сулистьо заявил, что лайнер, скорее всего, затонул. По оценкам спасателей, глубина в предполагаемом районе крушения - около 40 метров.
 
Поиски самолета возобновились в понедельник с рассветом. В них участвуют корабли, самолеты и вертолеты Индонезии, Сингапура и Малайзии. Координирует операцию Индонезия, над воздушным пространством которой исчез с радаров самолет. При этом авиакомпания Air Asia, которой он принадлежит, базируется в соседней Малайзии (но 49% ее акций принадлежит Индонезии).
 
Свою помощь в поисках также предложила Россия.
 
Добавим, что многие сравнивают нынешнюю ситуацию с исчезновением малайзийского Boeing другой авиакомпании в марте, многие, но не премьер-министр Австралии Тони Эбботт. Он даже назвал подобное поведение «большой ошибкой». По словам политика, нынешний борт «случайно попал в плохие погодные условия и упал». А старый рейс является «одной из величайших загадок нашего времени».


комментарии (1):

il476      07/01/2015 [07:52:49]#1
Пора бы всем понять, что не забота о безопасности стоит на первом месте, а как всегда - банальные деньги. Все эти ELT, ACARS разработаны на Западе с благими намерениями, но с главной целью - получить большие деньги с эксплуатантов за примитивные системы. Зачем были навязаны эти дорогостоящие совершенно неэффективные ELT, хотя на маршрутках, мусоровозах и коммерческих грузовиках за сущие копейки устанавливаются устройства величиной с пачку сигарет, которые в реальном времени показывают оператору местоположение с точностью 5 м.













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer