Как рассказал на брифинге советник главы СБУ Маркиян Лубкивский, департамент контрразведки провел проверку информации с обвинением украинской стороны в катастрофе 17 июля самолета Boeing 777, следовавшего рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, сообщает Интерфакс.
«Как было установлено, 17 июля авиация Воздушных сил ВСУ в соответствии с планом проведения антитеррористической операции не применялась», – заявил советник главы СБУ. Он также добавил, что данные об отсутствии в районе катастрофы украинских боевых самолетов подтверждаются материалами объективного контроля системы сбора и обработки радиолокационной информации Днепропетровского радиодиспетчерского центра предприятия «Украэрорух» за 17 июля.
Ранее в СМИ упоминалось и имя Владислава Волошина – пилота украинского Су-25, который якобы сбил лайнер. Лубкивский отметил, что капитан Владислав Волошин действительно принимал участие в силовой операции на востоке страны и 17 июля находился на аэродроме Днепропетровска. «Вместе с тем, по сообщению командования Воздушных сил ВСУ и воинской части А4465, указанный военнослужащий в этот день полетов не совершал, а его самолет находился в ремонте из-за повреждений во время посадки 16 июля», – добавил представитель СБУ.
Интервью с человеком, который заявил, что в день крушения Boeing он якобы видел летчика, который вылетел с аэродрома на штурмовике Су-25 с ракетами «воздух-воздух», а вернулся без них и был «очень напуган» газета «Комсомольская правда» опубликовала 23 декабря. Издание назвало его секретным свидетелем.
В интервью «Комсомолке» свидетель назвал фамилию летчика – Волошин. «Владислав вроде бы. Не скажу точно. Капитан», – добавил он. «И вечерняя фраза была, вопрос одного летчика к нему, к этому же, к Волошину: «Что там с самолетом?» На что тот ответил: «Самолет оказался в ненужное время и в ненужном месте», – рассказал собеседник издания. Имя собеседника газета не сообщила, объяснив это соображениями безопасности.
На следующий день, 24 декабря, Следственный комитет назвал рассказ секретного свидетеля убедительным. Человеку, имя которого держится в секрете, может быть предоставлена государственная защита. «Те факты и сведения, которыми располагал и о которых четко, не путаясь, рассказывал свидетель, убеждают следователей, что показания его правдивы, что, кстати, и подтвердило исследование на полиграфе», – говорилось в заявлении Следственного комитета России.
Официальный представитель СК России Владимир Маркин призвал спецслужбы Украины предоставить голландским экспертам журнал боевых действий в день крушения малайзийского Boeing над Донбассом. «То, что СБУ признала, что летчик Волошин существует, это уже достижение. А совершал ли он полет 17 июля, легко проверить – предоставьте так называемый журнал боевых действий голландским компетентным органам, которые проводят официальное расследование, а еще лучше дайте возможность, как выяснилось, существующему Волошину пройти исследование на полиграфе у тех же голландских, а лучше малайзийских специалистов», – цитирует слова Маркина Интерфакс.
Пассажирский самолет Boeing 777 потерпел крушение 17 июля этого года недалеко от Донецка. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. Украина при поддержке Запада настаивает на версии, согласно которой самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух», запущенной с территории, контролируемой ополченцами. Источник в разведке США обвинял Россию в поставках ополченцам нескольких ЗРК «Бук». Минобороны эти обвинения отрицает.
Российское военное ведомство, в свою очередь, выдвинуло две версии крушения. По первой – в районе катастрофы находились подразделения украинской армии, которые имели на вооружении ЗРК типа «Бук-М1». По второй, обнародованной 21 июля, в день трагедии недалеко от пассажирского лайнера находился штурмовик ВВС Украины.