Арифметика убытков
Если раньше эта сумма составляла около 12 миллионов рублей, то теперь, судя по всему, будет более 20 миллионов. С учетом послепродажного сопровождения данный борт в среднем в месяц способен налетать 120 часов. То есть стоимость «железа» в летном часе подорожала в два раза – на 90 тысяч рублей. В пересчете на пассажира это одна тысяча рублей на каждый час, проведенный в воздухе. Общее удорожание себестоимости перевозки в одну сторону составит около тысячи рублей при полете в Санкт-Петербург, около двух тысяч в Екатеринбург и примерно три тысячи в Сургут. Это только лизинг. Индексация зарплаты у достаточно социально ориентированной авиакомпании составит 20 процентов. Удельную себестоимость летного часа можно увеличивать еще рублей на 200. Аэропорты тоже держат спецтехнику, взятую в лизинг: автобусы «Неоплан» и «Кобус», машины для противообледенительной обработки, тягачи, самоходные трапы, наземные источники электропитания, заправщики питьевой водой и почти весь остальной спецтранспорт. Стоимость аэропортовых сборов, связанных с его предоставлением, соответственно тоже вырастет. В билетах добавится еще по 200 рублей за летный час. Плюс удорожание ввозимого ремфонда.
Дальнейшее развитие ситуации легко спрогнозировать на примере одного из самых обычных и в то же время популярных среди населения и командировочных направлений Москва – Самара. В настоящее время билет стоит в среднем 3500 рублей. Загрузка за последнее время серьезно сократилась из-за падения доходов организаций и населения. Соответственно расходы на пустые кресла перекладываются на заполненные. Если произойдет двукратное удорожание, мы получим снижение коэффициента занятости кресел до 0,15. Линия станет неэффективной и ненужной. Поиском других направлений на рынке внутренних воздушных линий уже озаботились «Оренэйр», «Колавиа-Метроджет», «РэдВингз», «ВИМ-Авиа» и широкофюзеляжные самолеты «Трансаэро». Исчезла их ниша. Сократились перевозки туристов, разорились многие туроператоры, которые были не в состоянии иметь собственного перевозчика.
Сочи или Минеральные Воды как вариант перераспределения туристического спроса? Выросшая себестоимость авиабилета не позволяет удержать без убытков текущие тарифы. Но если перенести возросшие расходы в билет, пассажиры пересядут на двухэтажные поезда, выберут плацкарт или останутся дома.
Пересядем на «китайцев»
Существуют два пути решения возникшей проблемы самим рынком, без внешнего вмешательства. Первый – сокращать парки и количество авиакомпаний. Но тогда мы рискуем остаться без гражданской авиации. Второй – продолжать летать, продавая билеты ниже себестоимости, накапливая долги, кредитуясь в надежде на лучшие времена. Естественно, почти все выбрали этот вариант.
Дальнейший прогноз развития ситуации: месяца через три долги просто разорят авиакомпании. А экипажи и все остальные специалисты окажутся не у дел. Хотя среди них много инженеров и других востребованных в стране профессий. Есть риск потерять массу квалифицированных кадров, которых и так не хватает.
Как же может помочь государство в решении данной проблемы?
Как вариант – ГТЛК (государственная транспортная лизинговая компания). Необходим лизинг определенных типов воздушных судов для сохранения социально важных направлений. С дальнемагистральными линиями справятся «Аэрофлот» (получающий пролетные средства), «ВИМ-Авиа» (имеющая в собственности несколько «Боинг-757») и ФГУАП МЧС России на Ил-62 (при дешевеющем керосине этот тип снова сможет стать востребованным). Остается вопрос по среднемагистральным и региональным воздушным судам. ГТЛК может смягчить удар от падения национальной валюты за счет приобретения и передачи авиакомпаниям самолетов, производимых странами БРИКС с перспективой перевода взаиморасчетов на национальные валюты. Таким образом можно решить попутно еще массу проблем.
Какие самолеты производят страны БРИКС?
«Эмбраер-195/175/145», которые эксплуатируются в «Саравиа» и в перспективе будут эксплуатироваться в «ВИМ-Авиа». Данный тип является неплохим среднемагистральным самолетом, производящимся в Бразилии. Вместимость 120 кресел нормальна при снижающемся пассажиропотоке. Он вполне сможет заменить «Боинг» с «Аэробусом».
МА-60, производимый в Китае, – небольшой региональный самолет на базе Ан-24, сможет заменить CRJ и ATR.
Китайский же ARJ-21 станет средним классом с вместимостью 80 пассажиров. За его основу было взято очень многое от нашего Ту-334.
Для дальнейшего разрешения проблемы нужно еще несколько шагов.
Мы же что-то делали и сами
Необходимо экстренно возвращать в производство отечественный комплект для «Сухого Суперджета» – компоненты авионики и электроники. Они у нас есть и в отечественных Ту-204 и Ту-334 использовались. Да и Ан-148 тоже. Двигатель Sam146 собирается в Рыбинске с определенными привозными компонентами, но их влияние на конечную стоимость самолета не будет высоким.
В настоящее время у нас есть несколько типов самолетов, вполне готовых к серийному производству: ВАСО способно выпускать Ан-148 и Ил-96, «Авиакор» – Ан-140, КАПО – Ту-214 и Ту-334, Ульяновск – Ту-204СМ. С учетом валютной нестабильности и дешевеющей нефти данные воздушные суда спасут отрасль от уничтожения, а кроме нее множество смежных: металлургию, приборостроение, машиностроение.
Кто будет вспоминать 1998-й – сейчас не то время. Тогда самолеты почти все находились в собственности авиакомпаний, а керосин не вырос резко в цене. В 2008–2009 годах была разрушена почти вся региональная сеть маршрутов из-за банкротства крупнейших региональных авиакомпаний. Именно в тот год произошла переориентация отечественной авиации на Запад. Но этот путь привел в тупик.