Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крылья в долг


23 декабря 2014 года Роман Кушнир, Военно-промышленный курьер


В свете последних событий, связанных с падением курса рубля, Россия рискует остаться без гражданской авиации в самое ближайшее время. Воздушные суда в наше время не принадлежат авиакомпаниям, а берутся в валютный лизинг. ООО «Авиакомпания «Центр-Юг» платит за каждый «Сухой Суперджет» отечественного производства, которых в парке три единицы, по 260 тысяч евро ежемесячно.

Арифметика убытков
 
Если раньше эта сумма составляла около 12 миллионов рублей, то теперь, судя по всему, будет более 20 миллионов. С учетом послепродажного сопровождения данный борт в среднем в месяц способен налетать 120 часов. То есть стоимость «железа» в летном часе подорожала в два раза – на 90 тысяч рублей. В пересчете на пассажира это одна тысяча рублей на каждый час, проведенный в воздухе. Общее удорожание себестоимости перевозки в одну сторону составит около тысячи рублей при полете в Санкт-Петербург, около двух тысяч в Екатеринбург и примерно три тысячи в Сургут. Это только лизинг. Индексация зарплаты у достаточно социально ориентированной авиакомпании составит 20 процентов. Удельную себестоимость летного часа можно увеличивать еще рублей на 200. Аэропорты тоже держат спецтехнику, взятую в лизинг: автобусы «Неоплан» и «Кобус», машины для противообледенительной обработки, тягачи, самоходные трапы, наземные источники электропитания, заправщики питьевой водой и почти весь остальной спецтранспорт. Стоимость аэропортовых сборов, связанных с его предоставлением, соответственно тоже вырастет. В билетах добавится еще по 200 рублей за летный час. Плюс удорожание ввозимого ремфонда.
 
Дальнейшее развитие ситуации легко спрогнозировать на примере одного из самых обычных и в то же время популярных среди населения и командировочных направлений Москва – Самара. В настоящее время билет стоит в среднем 3500 рублей. Загрузка за последнее время серьезно сократилась из-за падения доходов организаций и населения. Соответственно расходы на пустые кресла перекладываются на заполненные. Если произойдет двукратное удорожание, мы получим снижение коэффициента занятости кресел до 0,15. Линия станет неэффективной и ненужной. Поиском других направлений на рынке внутренних воздушных линий уже озаботились «Оренэйр», «Колавиа-Метроджет», «РэдВингз», «ВИМ-Авиа» и широкофюзеляжные самолеты «Трансаэро». Исчезла их ниша. Сократились перевозки туристов, разорились многие туроператоры, которые были не в состоянии иметь собственного перевозчика.
 
Сочи или Минеральные Воды как вариант перераспределения туристического спроса? Выросшая себестоимость авиабилета не позволяет удержать без убытков текущие тарифы. Но если перенести возросшие расходы в билет, пассажиры пересядут на двухэтажные поезда, выберут плацкарт или останутся дома.
 
Пересядем на «китайцев»
 
Существуют два пути решения возникшей проблемы самим рынком, без внешнего вмешательства. Первый – сокращать парки и количество авиакомпаний. Но тогда мы рискуем остаться без гражданской авиации. Второй – продолжать летать, продавая билеты ниже себестоимости, накапливая долги, кредитуясь в надежде на лучшие времена. Естественно, почти все выбрали этот вариант.
 
Дальнейший прогноз развития ситуации: месяца через три долги просто разорят авиакомпании. А экипажи и все остальные специалисты окажутся не у дел. Хотя среди них много инженеров и других востребованных в стране профессий. Есть риск потерять массу квалифицированных кадров, которых и так не хватает.
 
Как же может помочь государство в решении данной проблемы?
 
Как вариант – ГТЛК (государственная транспортная лизинговая компания). Необходим лизинг определенных типов воздушных судов для сохранения социально важных направлений. С дальнемагистральными линиями справятся «Аэрофлот» (получающий пролетные средства), «ВИМ-Авиа» (имеющая в собственности несколько «Боинг-757») и ФГУАП МЧС России на Ил-62 (при дешевеющем керосине этот тип снова сможет стать востребованным). Остается вопрос по среднемагистральным и региональным воздушным судам. ГТЛК может смягчить удар от падения национальной валюты за счет приобретения и передачи авиакомпаниям самолетов, производимых странами БРИКС с перспективой перевода взаиморасчетов на национальные валюты. Таким образом можно решить попутно еще массу проблем.
 
Какие самолеты производят страны БРИКС?
 
«Эмбраер-195/175/145», которые эксплуатируются в «Саравиа» и в перспективе будут эксплуатироваться в «ВИМ-Авиа». Данный тип является неплохим среднемагистральным самолетом, производящимся в Бразилии. Вместимость 120 кресел нормальна при снижающемся пассажиропотоке. Он вполне сможет заменить «Боинг» с «Аэробусом».
 
МА-60, производимый в Китае, – небольшой региональный самолет на базе Ан-24, сможет заменить CRJ и ATR.
 
Китайский же ARJ-21 станет средним классом с вместимостью 80 пассажиров. За его основу было взято очень многое от нашего Ту-334.
 
Для дальнейшего разрешения проблемы нужно еще несколько шагов.
 
Мы же что-то делали и сами
 
Необходимо экстренно возвращать в производство отечественный комплект для «Сухого Суперджета» – компоненты авионики и электроники. Они у нас есть и в отечественных Ту-204 и Ту-334 использовались. Да и Ан-148 тоже. Двигатель Sam146 собирается в Рыбинске с определенными привозными компонентами, но их влияние на конечную стоимость самолета не будет высоким.
 
В настоящее время у нас есть несколько типов самолетов, вполне готовых к серийному производству: ВАСО способно выпускать Ан-148 и Ил-96, «Авиакор» – Ан-140, КАПО – Ту-214 и Ту-334, Ульяновск – Ту-204СМ. С учетом валютной нестабильности и дешевеющей нефти данные воздушные суда спасут отрасль от уничтожения, а кроме нее множество смежных: металлургию, приборостроение, машиностроение.
 
Кто будет вспоминать 1998-й – сейчас не то время. Тогда самолеты почти все находились в собственности авиакомпаний, а керосин не вырос резко в цене. В 2008–2009 годах была разрушена почти вся региональная сеть маршрутов из-за банкротства крупнейших региональных авиакомпаний. Именно в тот год произошла переориентация отечественной авиации на Запад. Но этот путь привел в тупик.


комментарии (7):

air-squirrel      24/12/2014 [00:05:29]#1
Необходимо экстренно возвращать в производство отечественный комплект для «Сухого Суперджета» – компоненты авионики и электроники.

В ыыо 95% зарубежной Авионики и если согласно автору "возвращать....отечественный комплект" (странная терминология ну да ладно..) то это есть НОВЫЙ самолет! 3-5 лет в наших реалиях (разработка/сертификация). Реально это?реально, но поменяйте команду манагеров которые рулят авиапромом, если не можете, тогда забудьте..ваш "отечественный комплект " -это будет очередным распилом под соусом импортозамещения...Добавлю что в мире нет самолетов с чисто отечественным кокпитом и у нас этого не будет так что ищите золотую середину, хотя этим надо было заниматься лет 10 лет назад

Cartman_m3      24/12/2014 [11:24:29]#2
Может надо не по 120, а по 250 часов летать? Тогда косты лизинга снизятся в 2 раза.

vlTepes      24/12/2014 [11:55:28]#3
Какое-то шапкозакидательство.
Ан-140 и Ан-148 готовы к серийному производству.
Это очень интересно, но где товарищ эксперт посоветует брать украинские комплектующие для этих самолетов, которые составляют по разным оценкам от 70 (Ан-148) до 90% (Ан-140) в объеме себестоимости?Серийное производство этих машин в России велось и в своем пике достигало 6 Ан-148 и 3 Ан-140 в год (для сравнения, SSJ-100 в этом году произведено уже 34). До стабилизации ситуации в/на Украине о реальном серийном производстве этих машин можно забыть. Штучно будут доделывать из задела, правдами и неправдами получая ПКИ. Но даже существующие контракты с силовыми ведомствами наврядли будут выполнены в полном объеме.
Ту-214 итак производится темпами возможными для КАПО. Авиастар по Ту-204СМ имеет смысл грузить только в том случае, пока это не мешает выполнению программ по Ил-476 и МС-21.
Насчет бразильцев. Наоборот, нужно стимулировать покупку отечественных аналогов. А то дошло до полного беспредела - Саравиа, чтобы не допускать Аэрофлотовские SSJ в Саратов, купил EMB190. Этож надо было так извернуться!
Экономически им более целесообразно было бы взять бывшие аэрофлотовские лайты SSJ, ан нет - взяли б\у бразильцев, лишь бы не допускать аэропорт Саратова к приему SSJ.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      24/12/2014 [12:01:11]#4
vlTepes:
Экономически им более целесообразно было бы взять бывшие аэрофлотовские лайты SSJ, ан нет - взяли б\у бразильцев, лишь бы не допускать аэропорт Саратова к приему SSJ.


Лайты SSJ, я не ослышался? Шутить изволите? Кому нужны самолеты, которые либо стоят на бетоне из-за неисправностей, либо садятся с заклинившей механизацией?

vlTepes      24/12/2014 [12:14:11]#5
По отказу Саратова в приеме Суперджета у вас какое мнение?
Что касается лайтов - никто не мешает на лайтах выполнить те же бюллетени, что и на фулах. Более того, думаю это обязательно.
У Аэрофлота фуллы ровно так же стоят, как и лайты до этого. А у Интерджета носятся как электровеники - по 8 рейсов на борт в сутки. Так что что-то в консерватории править надо. Для начала может подписаться на SuperCare?Раз своими силами не выходит.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      24/12/2014 [12:22:36]#6
vlTepes:
По отказу Саратова в приеме Суперджета у вас какое мнение?

Уже который год ГСС не может подписать ни одного приличного контракта на поставку Суперджета. Так почему Саравиа должна их брать. Суперджеты предпочитают брать авиакомпании-банкроты. А Саравиа хочет летать. Отказ от SSJ говорит лишь в пользу серьезности планов авиакомпании :)


Что касается лайтов - никто не мешает на лайтах выполнить те же бюллетени, что и на фулах.

Вот пусть ГСС эти бюллетени за свой счет и выполняет. Кто мешает? Только вот остаточную деформацию крыла куда денут? :)))) Ох, зря вы развернули опять этот пиар Суперджета. Лучше не провоцируйте.

vlTepes      24/12/2014 [12:31:10]#7
Извините, я видимо неправильно сформулировал вопрос.
Я имел в виду, отказ Саравиа - оператора аэропорта Саратов в допуске типа RRJ95B, а не в покупке. Покупка EMB190 это уже реализация стратегии - Саравиа нужно на что-то менять Як-42, но при этом очень не хочется получить конкурента в виде Аэрофлота.
Пиарить SSJ больше не буду













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6GTR
Отделка от профессионалов: http://remont.youdo.com/facing/service/tilers/mosaic/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer