Василий Решетников мечтал стать летчиком, как и все мальчишки 30-х гг. Кто, как не летчики, спасли челюскинцев, замерзавших на льдине в Чукотском море? А если учесть, что в числе зимовщиков был и родной брат отца – художник Федор Решетников, будущий автор знаменитых картин («Опять двойка», «На каникулы прибыл», «Дни и ночи»). Но, окончательно Василий Решетников укрепился в своем выборе – стать летчиком – когда в родном Днепропетровске Герой Советского Союза №2 Сигизмунд Леваневский показал на местном аэродроме чудеса высшего пилотажа. После окончания Ворошиловградской школы военных летчиков в 1938 г. В.Решетников был летчиком – инструктором в Военно-воздушных силах. Предвоенный налет, как он говорил, спас ему жизнь.
К 1942 г. он стал летчиком отдельного ночного дальнебомбардировочного полка, предназначенного для нанесения ударов по объектам глубокого тыла противника и был уже опытным пилотом. Бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф) на четыре года войны стал местом его работы. Молодые летчики, с курсантской скамьи шагнувшие в военное небо, трудно осваивали эту машину, а двадцатидвухлетний Василий Решетников был уже состоявшимся военным летчиком – война не делала поблажек на возраст.
Первые полгода войны, когда дальним бомбардировщикам приходилось работать непосредственно над передовой, были самыми трудными, в них закалился характер командира, окрепла уверенность в себе. Так приобретался бесценный боевой опыт.
Самолеты Ил-4, в основном, летали днем, без сопровождения истребителей, и в воздухе экипажу приходилось рассчитывать только на свои силы и умение.
Потери дальних бомбардировщиков, используемых в работе над передовой, были неоправданно большими. И, видимо, это послужило одной из причин того, что 5 марта 1942 г. с целью выполнения задач стратегического значения (нанесение бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам в глубоком тылу противника, уничтожение складов в ближнем тылу, бомбардировка противника на линии фронта для обеспечения стратегических операций) Верховным Главнокомандующим был подписан приказ о создании Авиации дальнего действия (АДД). За полгода войны дальнебомбардировочная авиация потеряла в боях более двух третей боевого состава. Именно это решение руководства страны о преобразовании ее в АДД и непосредственное подчинение Ставке Верховного Главнокомандования стало этапным в истории Дальней авиации. Теперь без разрешения Ставки никто не мог распорядиться ни одним самолетом.
В ее состав по настоянию командующего АДД А.Голованова в 1943 г. были включены и части Гражданского воздушного флота (Отметим, что бывший пилот довоенного Аэрофлота Александр Голованов в конце 1950-х – начале 1960-х гг. вернулся в родную отрасль в качестве заместителя начальника НИИ ГВФ по летной работе).
Мартовскй приказ И.Сталина был, по сути, вторым днем рождения Дальней авиации. Эта реорганизация была более чем своевременной.
Экипажи бомбардировочных полков, в том числе и Василий Решетников, с удовлетворением восприняли эту реорганизацию. Теперь им предстояла работа по тылам противника. Уже в мае того же 1942 г. экипаж бомбардировщика Ил-4, возглавляемый В.В. Решетниковым, отправляется в ночной полет на запад – предстояло разбомбить командный пункт гитлеровцев в Ангербурге. Но среди «дальников» особо почетным считался полет на бомбежку Берлина. К ним допускались только лучшие экипажи. И в ночь на 10 сентября 1942 г. экипаж Решетникова отправился в глубокий тыл врага – к столице фашистской Германии.
Невероятно трудны были те ночные полеты, которые выполнялись без прогноза погоды. В условиях радиомолчания, без приводов и маяков, оперируя только картой и штурманской линейкой, надо было выйти на тщательно замаскированный объект и, когда на самолет обрушится огонь зениток и истребителей врага, отбомбиться по цели, сфотографировать результаты работы и оторваться от преследователей в ночном небе.
Решетников стал признанным мастером ночных атак, и это нашло достойное отражение в его судьбе: указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Решетникову Василию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Всего Василий Решетников совершил 307 боевых вылетов, став к концу войны заместителем командира полка в возрасте 25 лет.
Чем дальше, тем более весомым становился вклад Дальней авиации в победу над врагом. Летчики наносили удары по городам Данциг, Кенигсберг, Краков, Берлин, Хельсинки, Таллин и др., принимали активное участие в операциях на территории Прибалтики. «Дальники» гордились своей принадлежностью к АДД и ее командующим Александром Головановым, который за годы войны вырос от подполковника до Главного маршала авиации, став самым молодым военачальником такого ранга в истории отечественных Вооруженных сил.
Следует сказать, что в военные годы был командиром дивизии АДД, а затем корпуса Евгений Логинов, будущий заместитель Главкома ВВС и первый Министр гражданской авиации СССР (1964-1970 гг.), маршал авиации.
После войны, в 1946 г. В.Решетников стал командиром дальнебомбардировочного авиационного полка. Послевоенный период совпал с перевооружением ДА на новую технику. На высшем уровне было принято решение о копировании американского самолета В-29 «Суперфортресс». В КБ А.Н. Туполева в кратчайший срок была проделана огромная работа по адаптации машины под отечественные требования и запуску ее в серию. Поступление Ту-4 в войска началось в 1947 г., и в этих условиях проявилась еще одна грань таланта Решетникова – воспитателя и организатора. Все экипажи его полка отлично освоили новую технику и приступили к тренировкам на этих самолетах, способных нести ядерное оружие.
Спустя 8 лет его направляют на учебу в Академию Генерального штаба. По ее окончании он был назначен заместителем, а позднее – командиром 106-й дивизии стратегических бомбардировщиков Ту-95. В 1959 г. на Ту-95 он установил неофициальный мировой рекорд дальности полета – 17 150 км, пробыв в воздухе 21 час 15 мин.
Летом 1961 г. Герой Советского Союза В.В. Решетников становится командиром 2-го отдельного тяжелобомбардировочного корпуса. Осенью 1968 г. ему доверяется пост заместителя, а с января 1969 г. он в течение одиннадцати лет командовал Дальней авиацией. Затем еще почти шесть лет В.В. Решетников был заместителем Главкома ВВС. На этих постах он не только обеспечил высокую боеготовность Дальней авиации, но и внес большой вклад в оснащение ее передовой авиационной техникой. При его активном участии, как основного заказчика, создавался стратегический бомбардировщик Ту-160, который и сегодня составляет основу Дальней авиации России.
В 1980 г. прошла очередная реорганизация Вооруженных сил, при которой Дальняя авиация была преобразована в несколько воздушных армий. Наверное, это был не самый удачный эксперимент, потому что уже в 1988 г. было принято решение о воссоздании Дальней авиации как самостоятельной структуры в ВВС. Командующим был назначен генерал-лейтенант Петр Степанович Дейнекин, будущий Главком ВВС, генерал армии, Герой РФ (П.Дейнекин, как и А.Голованов, начинал летную карьеру в Аэрофлоте, а сегодня он – председатель Общественного совета Росавиации).
Вернемся к В.В. Решетникову. Кипучая натура не позволила боевому генералу по-стариковски коротать пенсионное время. В конце 1990-х гг. он сел за письменный стол, и из-под его пера вышла замечательная книга о войне «Что было, то было». Им также написана еще не менее интересная книга «Обреченные на подвиг. Избранники времени». И совсем новая, еще нечитанная многими книга, законченная в канун своего 95-летия, – о родном дяде – народном художнике СССР Федоре Решетникове.
Но не только на ниве литературы увековечено имя В.Решетникова. На борту одного из самых мощных в мире дальних бомбардировщиков Ту-160 славянской вязью выведено имя Героя Советского Союза Василия Васильевича Решетникова.
Изгибы судьбы причудливы, но закономерны: у Дальней авиации России и ее выдающегося представителя 23 декабря – День рождения!
Два юбилея в небесной дали…
Поздравляем!