Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Два юбилея в небесной дали


22 декабря 2014 года Юрий Остапенко, Илья Вайсберг, Журнал "Авиасоюз"


В истории не бывает случайностей. В этом убеждаешься в очередной раз: 23 декабря 2014 г. – 100-летие Дальней авиации России. И в этот же день – 95-й день рождения одного их тех, кто принес ей славу – Василия Васильевича Решетникова, генерал-полковника, Героя Советского Союза, заслуженного военного летчика СССР, командующего Дальней авиацией в 1969-1980 гг.

Василий Решетников мечтал стать летчиком, как и все мальчишки 30-х гг. Кто, как не летчики, спасли челюскинцев, замерзавших на льдине в Чукотском море? А если учесть, что в числе зимовщиков был и родной брат отца – художник Федор Решетников, будущий автор знаменитых картин («Опять двойка», «На каникулы прибыл», «Дни и ночи»). Но, окончательно Василий Решетников укрепился в своем выборе – стать летчиком – когда в родном Днепропетровске Герой Советского Союза №2 Сигизмунд Леваневский показал на местном аэродроме чудеса высшего пилотажа. После окончания Ворошиловградской школы военных летчиков в 1938 г. В.Решетников был летчиком – инструктором в Военно-воздушных силах. Предвоенный налет, как он говорил, спас ему жизнь. 

К 1942 г. он стал летчиком отдельного ночного дальнебомбардировочного полка, предназначенного для нанесения ударов по объектам глубокого тыла противника и был уже опытным пилотом. Бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф) на четыре года войны стал местом его работы. Молодые летчики, с курсантской скамьи шагнувшие в военное небо, трудно осваивали эту машину, а двадцатидвухлетний Василий Решетников был  уже состоявшимся военным летчиком – война не делала поблажек на возраст.
Первые полгода войны, когда дальним бомбардировщикам приходилось работать непосредственно над передовой, были самыми трудными, в них закалился характер командира, окрепла уверенность в себе. Так приобретался бесценный боевой опыт. 
 
Самолеты Ил-4, в основном, летали днем, без сопровождения истребителей, и в воздухе экипажу приходилось рассчитывать только на свои силы и умение. 
 
Потери дальних бомбардировщиков, используемых в работе над передовой, были неоправданно большими. И, видимо, это послужило одной из причин того, что 5 марта 1942 г. с целью выполнения задач стратегического значения (нанесение бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам в глубоком тылу противника, уничтожение складов в ближнем тылу, бомбардировка противника на линии фронта для обеспечения стратегических операций) Верховным Главнокомандующим был подписан приказ о создании Авиации дальнего действия (АДД). За полгода войны дальнебомбардировочная авиация потеряла в боях более двух третей боевого состава. Именно это решение руководства страны о преобразовании ее в АДД и непосредственное подчинение Ставке Верховного Главнокомандования стало этапным в истории Дальней авиации. Теперь без разрешения Ставки никто не мог распорядиться ни одним самолетом.
 
В ее состав по настоянию командующего АДД А.Голованова в 1943 г. были включены и части Гражданского воздушного флота (Отметим, что бывший пилот довоенного Аэрофлота Александр Голованов в конце 1950-х – начале 1960-х гг. вернулся в родную отрасль в качестве заместителя начальника НИИ ГВФ по летной работе).
 
Мартовскй приказ И.Сталина был, по сути, вторым днем рождения Дальней авиации. Эта реорганизация была более чем своевременной. 
 
Экипажи бомбардировочных полков, в том числе и Василий Решетников, с удовлетворением восприняли эту реорганизацию. Теперь им предстояла работа по тылам противника. Уже в мае того же 1942 г. экипаж бомбардировщика Ил-4, возглавляемый В.В. Решетниковым, отправляется в ночной полет на запад – предстояло разбомбить командный пункт гитлеровцев в Ангербурге. Но среди «дальников» особо почетным считался полет на бомбежку Берлина. К ним допускались только лучшие экипажи. И в ночь на 10 сентября 1942 г. экипаж Решетникова отправился в глубокий тыл врага – к столице фашистской Германии. 
 
Невероятно трудны были те ночные полеты, которые выполнялись без прогноза погоды. В условиях радиомолчания, без приводов и маяков, оперируя только картой и штурманской линейкой, надо было выйти на тщательно замаскированный объект и, когда на самолет обрушится огонь зениток и истребителей врага, отбомбиться по цели, сфотографировать результаты работы и оторваться от преследователей в ночном небе. 
Решетников стал признанным мастером ночных атак, и это нашло достойное отражение в его судьбе: указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Решетникову Василию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Всего Василий Решетников совершил 307 боевых вылетов, став к концу войны заместителем командира полка в возрасте 25 лет. 
Чем дальше, тем более весомым становился вклад Дальней авиации в победу над врагом. Летчики наносили удары по городам Данциг, Кенигсберг, Краков, Берлин, Хельсинки, Таллин и др., принимали активное участие в операциях на территории Прибалтики. «Дальники» гордились своей принадлежностью к АДД и ее командующим Александром Головановым, который за годы войны вырос от подполковника до Главного маршала авиации, став самым молодым военачальником такого ранга в истории отечественных Вооруженных сил.
 
Следует сказать, что в военные годы был командиром дивизии АДД, а затем корпуса Евгений Логинов, будущий заместитель Главкома ВВС и первый Министр гражданской авиации СССР (1964-1970 гг.), маршал авиации. 
 
После войны, в 1946 г. В.Решетников стал командиром дальнебомбардировочного авиационного полка. Послевоенный период совпал с перевооружением ДА на новую технику. На высшем уровне было принято решение о копировании американского самолета В-29 «Суперфортресс». В КБ А.Н. Туполева в кратчайший срок была проделана огромная работа по адаптации машины под отечественные требования и запуску ее в серию. Поступление Ту-4 в войска началось в 1947 г., и в этих условиях проявилась еще одна грань таланта Решетникова – воспитателя и организатора. Все экипажи его полка отлично освоили новую технику и приступили к тренировкам на этих самолетах, способных нести ядерное оружие. 
 
Спустя 8 лет его направляют на учебу в Академию Генерального штаба. По ее окончании он был назначен заместителем, а позднее – командиром 106-й дивизии стратегических бомбардировщиков Ту-95. В 1959 г. на Ту-95 он установил неофициальный мировой рекорд дальности полета – 17 150 км, пробыв в воздухе 21 час 15 мин.
 
Летом 1961 г. Герой Советского Союза В.В. Решетников становится командиром 2-го отдельного тяжелобомбардировочного корпуса. Осенью 1968 г. ему доверяется пост заместителя, а с января 1969 г. он в течение одиннадцати лет командовал Дальней авиацией. Затем еще почти шесть лет В.В. Решетников был заместителем Главкома ВВС. На этих постах он не только обеспечил высокую боеготовность Дальней авиации, но и внес большой вклад в оснащение ее передовой авиационной техникой. При его активном участии, как основного заказчика, создавался стратегический бомбардировщик Ту-160, который и сегодня составляет основу Дальней авиации России.
 
В 1980 г. прошла очередная реорганизация Вооруженных сил, при которой Дальняя авиация была преобразована в несколько воздушных армий. Наверное, это был не самый удачный эксперимент, потому что уже в 1988 г. было принято решение о воссоздании Дальней авиации как самостоятельной структуры в ВВС. Командующим был назначен генерал-лейтенант Петр Степанович Дейнекин, будущий Главком ВВС, генерал армии, Герой РФ (П.Дейнекин, как и А.Голованов, начинал летную карьеру в Аэрофлоте, а сегодня он – председатель Общественного совета Росавиации).
 
Вернемся к В.В. Решетникову. Кипучая натура не позволила боевому генералу по-стариковски коротать пенсионное время. В конце 1990-х гг. он сел за письменный стол, и из-под его пера вышла замечательная книга о войне «Что было, то было». Им также  написана еще не менее интересная книга «Обреченные на подвиг. Избранники времени». И совсем новая, еще нечитанная многими книга, законченная в канун своего 95-летия, – о родном дяде – народном художнике СССР Федоре Решетникове.
 
Но не только на ниве литературы увековечено имя В.Решетникова. На борту одного из самых мощных в мире дальних бомбардировщиков Ту-160 славянской вязью выведено имя Героя Советского Союза Василия Васильевича Решетникова. 
Изгибы судьбы причудливы, но закономерны: у Дальней авиации России и ее выдающегося представителя 23 декабря – День рождения!
 
Два юбилея в небесной дали…
 
Поздравляем!

 



комментарии (1):

Иосиф Козий      24/12/2014 [10:01:57]#1
Судьба подарила мне встречу с этим легендарным человеком.Генерал -полковник Решетников В. В.в должности заместителя Главкома ВВС и я в должности комдива 6-ой втад. Итоговая проверка. Едем на зап. грунтовый аэродром Васильевка. Всю дорогу он читал стихи Тараса Шевченко.Остановись в пос. Васильевка. Наша семья в моей молодости здесь жила с грустью сказал ген. Решетников. Здесь был огромный каменный вал. Мы проехали немного. Спросили пожилого жителя. он показал на невысокий каменный забор, высотой полтора метра. А в детставе мне казалось. что это настоящая крепость.-сказал генерал. Простой, доступный фронтовик. герой. С Юбилеем Вас дорогой наш командир. Дай вам бог долгих лет жизни .













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9ZYR
По ссылке http://courier.youdo.com/food-delivery/vegeterianskaya/, выбирай YouDo!
Грузовые перевозки в Митино: http://perevozki.youdo.com/country/geo/mitino/ на Юду.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer