Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Два юбилея в небесной дали


22 декабря 2014 года Юрий Остапенко, Илья Вайсберг, Журнал "Авиасоюз"


В истории не бывает случайностей. В этом убеждаешься в очередной раз: 23 декабря 2014 г. – 100-летие Дальней авиации России. И в этот же день – 95-й день рождения одного их тех, кто принес ей славу – Василия Васильевича Решетникова, генерал-полковника, Героя Советского Союза, заслуженного военного летчика СССР, командующего Дальней авиацией в 1969-1980 гг.

Василий Решетников мечтал стать летчиком, как и все мальчишки 30-х гг. Кто, как не летчики, спасли челюскинцев, замерзавших на льдине в Чукотском море? А если учесть, что в числе зимовщиков был и родной брат отца – художник Федор Решетников, будущий автор знаменитых картин («Опять двойка», «На каникулы прибыл», «Дни и ночи»). Но, окончательно Василий Решетников укрепился в своем выборе – стать летчиком – когда в родном Днепропетровске Герой Советского Союза №2 Сигизмунд Леваневский показал на местном аэродроме чудеса высшего пилотажа. После окончания Ворошиловградской школы военных летчиков в 1938 г. В.Решетников был летчиком – инструктором в Военно-воздушных силах. Предвоенный налет, как он говорил, спас ему жизнь. 

К 1942 г. он стал летчиком отдельного ночного дальнебомбардировочного полка, предназначенного для нанесения ударов по объектам глубокого тыла противника и был уже опытным пилотом. Бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф) на четыре года войны стал местом его работы. Молодые летчики, с курсантской скамьи шагнувшие в военное небо, трудно осваивали эту машину, а двадцатидвухлетний Василий Решетников был  уже состоявшимся военным летчиком – война не делала поблажек на возраст.
Первые полгода войны, когда дальним бомбардировщикам приходилось работать непосредственно над передовой, были самыми трудными, в них закалился характер командира, окрепла уверенность в себе. Так приобретался бесценный боевой опыт. 
 
Самолеты Ил-4, в основном, летали днем, без сопровождения истребителей, и в воздухе экипажу приходилось рассчитывать только на свои силы и умение. 
 
Потери дальних бомбардировщиков, используемых в работе над передовой, были неоправданно большими. И, видимо, это послужило одной из причин того, что 5 марта 1942 г. с целью выполнения задач стратегического значения (нанесение бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам в глубоком тылу противника, уничтожение складов в ближнем тылу, бомбардировка противника на линии фронта для обеспечения стратегических операций) Верховным Главнокомандующим был подписан приказ о создании Авиации дальнего действия (АДД). За полгода войны дальнебомбардировочная авиация потеряла в боях более двух третей боевого состава. Именно это решение руководства страны о преобразовании ее в АДД и непосредственное подчинение Ставке Верховного Главнокомандования стало этапным в истории Дальней авиации. Теперь без разрешения Ставки никто не мог распорядиться ни одним самолетом.
 
В ее состав по настоянию командующего АДД А.Голованова в 1943 г. были включены и части Гражданского воздушного флота (Отметим, что бывший пилот довоенного Аэрофлота Александр Голованов в конце 1950-х – начале 1960-х гг. вернулся в родную отрасль в качестве заместителя начальника НИИ ГВФ по летной работе).
 
Мартовскй приказ И.Сталина был, по сути, вторым днем рождения Дальней авиации. Эта реорганизация была более чем своевременной. 
 
Экипажи бомбардировочных полков, в том числе и Василий Решетников, с удовлетворением восприняли эту реорганизацию. Теперь им предстояла работа по тылам противника. Уже в мае того же 1942 г. экипаж бомбардировщика Ил-4, возглавляемый В.В. Решетниковым, отправляется в ночной полет на запад – предстояло разбомбить командный пункт гитлеровцев в Ангербурге. Но среди «дальников» особо почетным считался полет на бомбежку Берлина. К ним допускались только лучшие экипажи. И в ночь на 10 сентября 1942 г. экипаж Решетникова отправился в глубокий тыл врага – к столице фашистской Германии. 
 
Невероятно трудны были те ночные полеты, которые выполнялись без прогноза погоды. В условиях радиомолчания, без приводов и маяков, оперируя только картой и штурманской линейкой, надо было выйти на тщательно замаскированный объект и, когда на самолет обрушится огонь зениток и истребителей врага, отбомбиться по цели, сфотографировать результаты работы и оторваться от преследователей в ночном небе. 
Решетников стал признанным мастером ночных атак, и это нашло достойное отражение в его судьбе: указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Решетникову Василию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Всего Василий Решетников совершил 307 боевых вылетов, став к концу войны заместителем командира полка в возрасте 25 лет. 
Чем дальше, тем более весомым становился вклад Дальней авиации в победу над врагом. Летчики наносили удары по городам Данциг, Кенигсберг, Краков, Берлин, Хельсинки, Таллин и др., принимали активное участие в операциях на территории Прибалтики. «Дальники» гордились своей принадлежностью к АДД и ее командующим Александром Головановым, который за годы войны вырос от подполковника до Главного маршала авиации, став самым молодым военачальником такого ранга в истории отечественных Вооруженных сил.
 
Следует сказать, что в военные годы был командиром дивизии АДД, а затем корпуса Евгений Логинов, будущий заместитель Главкома ВВС и первый Министр гражданской авиации СССР (1964-1970 гг.), маршал авиации. 
 
После войны, в 1946 г. В.Решетников стал командиром дальнебомбардировочного авиационного полка. Послевоенный период совпал с перевооружением ДА на новую технику. На высшем уровне было принято решение о копировании американского самолета В-29 «Суперфортресс». В КБ А.Н. Туполева в кратчайший срок была проделана огромная работа по адаптации машины под отечественные требования и запуску ее в серию. Поступление Ту-4 в войска началось в 1947 г., и в этих условиях проявилась еще одна грань таланта Решетникова – воспитателя и организатора. Все экипажи его полка отлично освоили новую технику и приступили к тренировкам на этих самолетах, способных нести ядерное оружие. 
 
Спустя 8 лет его направляют на учебу в Академию Генерального штаба. По ее окончании он был назначен заместителем, а позднее – командиром 106-й дивизии стратегических бомбардировщиков Ту-95. В 1959 г. на Ту-95 он установил неофициальный мировой рекорд дальности полета – 17 150 км, пробыв в воздухе 21 час 15 мин.
 
Летом 1961 г. Герой Советского Союза В.В. Решетников становится командиром 2-го отдельного тяжелобомбардировочного корпуса. Осенью 1968 г. ему доверяется пост заместителя, а с января 1969 г. он в течение одиннадцати лет командовал Дальней авиацией. Затем еще почти шесть лет В.В. Решетников был заместителем Главкома ВВС. На этих постах он не только обеспечил высокую боеготовность Дальней авиации, но и внес большой вклад в оснащение ее передовой авиационной техникой. При его активном участии, как основного заказчика, создавался стратегический бомбардировщик Ту-160, который и сегодня составляет основу Дальней авиации России.
 
В 1980 г. прошла очередная реорганизация Вооруженных сил, при которой Дальняя авиация была преобразована в несколько воздушных армий. Наверное, это был не самый удачный эксперимент, потому что уже в 1988 г. было принято решение о воссоздании Дальней авиации как самостоятельной структуры в ВВС. Командующим был назначен генерал-лейтенант Петр Степанович Дейнекин, будущий Главком ВВС, генерал армии, Герой РФ (П.Дейнекин, как и А.Голованов, начинал летную карьеру в Аэрофлоте, а сегодня он – председатель Общественного совета Росавиации).
 
Вернемся к В.В. Решетникову. Кипучая натура не позволила боевому генералу по-стариковски коротать пенсионное время. В конце 1990-х гг. он сел за письменный стол, и из-под его пера вышла замечательная книга о войне «Что было, то было». Им также  написана еще не менее интересная книга «Обреченные на подвиг. Избранники времени». И совсем новая, еще нечитанная многими книга, законченная в канун своего 95-летия, – о родном дяде – народном художнике СССР Федоре Решетникове.
 
Но не только на ниве литературы увековечено имя В.Решетникова. На борту одного из самых мощных в мире дальних бомбардировщиков Ту-160 славянской вязью выведено имя Героя Советского Союза Василия Васильевича Решетникова. 
Изгибы судьбы причудливы, но закономерны: у Дальней авиации России и ее выдающегося представителя 23 декабря – День рождения!
 
Два юбилея в небесной дали…
 
Поздравляем!

 



комментарии (1):

Иосиф Козий      24/12/2014 [10:01:57]#1
Судьба подарила мне встречу с этим легендарным человеком.Генерал -полковник Решетников В. В.в должности заместителя Главкома ВВС и я в должности комдива 6-ой втад. Итоговая проверка. Едем на зап. грунтовый аэродром Васильевка. Всю дорогу он читал стихи Тараса Шевченко.Остановись в пос. Васильевка. Наша семья в моей молодости здесь жила с грустью сказал ген. Решетников. Здесь был огромный каменный вал. Мы проехали немного. Спросили пожилого жителя. он показал на невысокий каменный забор, высотой полтора метра. А в детставе мне казалось. что это настоящая крепость.-сказал генерал. Простой, доступный фронтовик. герой. С Юбилеем Вас дорогой наш командир. Дай вам бог долгих лет жизни .













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9ZYR
По ссылке http://courier.youdo.com/food-delivery/vegeterianskaya/, выбирай YouDo!
Грузовые перевозки в Митино: http://perevozki.youdo.com/country/geo/mitino/ на Юду.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer