«Авиационное движение между Крымом и материковой Россией организовано в полном объеме. Но есть одно но — единственная точка, куда сейчас регулярно можно летать — это Симферополь. А Симферополь, как известно, ограничен в своих объемах. Сейчас он справляется, но необходимо расширять площади аэропорта и расширять аэронавигационные системы», — отметил Смирнов.
Возможности аэропорта, по словам эксперта, не единственное ограничение: «Еще есть ограничение по дорожной инфраструктуре. Инфраструктура автодорожная не справляется с тем потоком, который прибывает в Симферополь. Второй тромб очень серьезный — это крымский перешеек. Там тоже большая работа проделана по организации движения паромов, но паром также оказался слабым местом: как только возникает шторм на море, паром этот останавливается».
Олег Смирнов отметил, что до тех пор, пока будут проводится работы по строительству моста и расширению автодорог, на что уйдет немало времени, нужно использовать другие существующие возможности решения транспортной проблемы: «Остается, на мой взгляд, один единственный путь — использовать ресурсы Крыма. Какие ресурсы валяются на дороге сейчас? В Крыму огромное количество аэродромов — запущенных, неработающих. Есть и работающие аэродромы, но они принадлежат либо Министерству обороны, либо другим ведомствам, аэроклубам. А это — ресурс Крыма, и ничего не стоит передать эти маленькие аэродромы и площадки в надлежащее управление, чтобы они использовались для малых самолетов гражданской авиации. Необходимо их перевести или в статус совместного базирования, или в статус аэропортов (площадок) местных авиалиний. Второй ресурс — пилоты. Где взять пилотов для того, чтобы организовать полеты на малых самолетах? Там их сотни — это бывшие военные летчики, которые сейчас ушли в отставку и сидят без дела, а возраст у них 40-45 лет — самый расцвет. Третий ресурс — инженеры-техники авиационные. Тысячи инженеров-техников сидят без работы. И они готовы обслуживать самолеты — только клич кинь».
Эксперт видит выход в создании авиакомпании, которая позволит туристам добираться из своих городов к курортам Крыма, минуя Симферополь: «Необходимо создать Крымскую авиакомпанию, вооружив ее самолетами вместимостью 10-40 мест. Если это делать быстро, то можно взять в аренду имеющиеся на свободном рынке самолеты западного производства. По мере восстановления собственного авиапрома переходить на свои самолеты. Шесть-семь аэродромов перекроют всю площадь Крыма. Авиалинии на эти аэродромы проложить между собой, между Ростовом, Краснодаром, городами Центра и Поволжья. Эта схема позволит подвозить клиентов прямо к пляжам, санаториям и курортам. Это то, что нужно народу, который летит в Крым отдыхать. И забурлит вот эта жизнь, пока идет строительство, пока идет расширение дорог. Это очень удобно, это быстро делается, и это вполне объективно».
Олег Смирнов заметил, что в случае, если этот проект будет осуществлен, он привлечет и частных инвесторов: «Это уже вырисовывается государственно-частное партнерство. И все это закрутится — это тысячи рабочих мест для крымчан. Это низкие цены. Вот такой выход из ситуации с транспортной напряженностью я вижу. Властям Крыма, при поддержке центра, задача вполне посильная».
Он прокомментировал и цены на авиабилеты в Крым, которые в действительности оказываются не такими доступными, как было обещано после воссоединения Крыма с Россией: «Цена билета не складывается из указаний и постановлений. Это — рыночная категория. Сейчас билет дорогой еще и потому, что туда не летает лоукостер „Победа“, созданный для того, чтобы возить пассажиров по сниженным тарифам». Авиакомпания воздерживается от этих полетов из-за санкционных рисков, которые вынудили прекратить свое существование «Добролет». Однако в такой зависимости, по замечанию эксперта, находится вся гражданская авиация России: «Если вдруг „Боинги“, „Эйрбасы“ попадут под санкции, то мы с вами, все население страны, вынуждены будем пересесть на оленьи и собачьи упряжки. Особенно это касается тех районов, где нет никакого транспорта кроме авиации. А таких районов у нас 60% площадей нашей страны. Это север, Дальний Восток. Не дай бог, конечно! Будем надеяться, что этого не произойдет, но такую кнопку нажать Западу очень просто, и она будет для нас катастрофичной. При этом, если организовать Крымскую авиакомпанию с маломестными самолётами, то стоимость таких перелётов может быть до 5000 рублей за одно место».
Смирнов назвал серьезной ошибкой привязку российской авиации к западной технике: «Это грубая экономическая и политическая ошибка была — 100% привязка к западной технике. Мы сегодня 95% пассажирооборота выполняем на самолетах западного производства. Все. Прилетели! Нельзя так. Этот вопрос из категории экономической перешел в категорию национальной безопасности. И первым это понял и объявил президент Российской Федерации, который сказал: „Импортозамещение, господа чиновники-министры“. Ну, а правительство у нас смотрит, глазками юридическими хлопает. Это же нужно строить самолеты, а до этого они разрушали наше отечественное самолетостроение. Для того, чтобы разрушить, большого ума не требуется. А для того, чтобы построить, нужен интеллект, знание, умение, обучение и сила воли. Будет ли эта сила у наших министров самолетостроительных — это большой вопрос. Но президент понял, что это категория национальной безопасности. Если 17 миллионов квадратных километров оставить без воздушного транспорта — это будет уже не Россия. Мы из-за своей территории обречены быть великой авиационной державой».
Олег Смирнов полагает, что решить проблемы импортозамещения в отрасли авиастроения можно за относительно короткие сроки, но для этого, как он неоднократно подчеркнул, нужна политическая воля: «Если будут министры — компетентные, образованные, обученные, если будет политическая воля — это можно сделать, тем более при существующих заделах. У нас есть множество самолетов, уже имеющих сертификат. Только надо доработать их чуть-чуть, запустить их производство, и тогда за 3-5 лет мы могли бы 30-40% пассажирооборота взять на самолеты отечественного производства. Для этого есть все предпосылки. Мы до 90-х годов были великой самолетостроительной державой многие десятилетия, мы это уже прошли с вами, мы умеем это делать. Нужна политическая воля и компетентные министры».
Напомним, что вопрос транспортного сообщения с Крымом стал актуальным после присоединения полуострова к России. Эксперты пришли к выводу, что для налаживания сообщения с материковой Россией и обеспечения доступа туристов в Крым нужны бюджетные авиаперевозчики. Однако в самом начале специалистами прогнозировались возможные проблемы, связанные с западными санкциями. Позже с такими трудностями столкнулась авиакомпания «Добролет», которая была вынуждена прекратить свое существование. На смену «Добролету» пришла авиакомпания «Победа», которая в настоящее время не осуществляет полеты в Крым.
Сейчас в Крыму работает только один гражданский аэропорт — в Симферополе. За девять месяцев 2014 года Международный аэропорт «Симферополь» обслужил 2 млн 171 тыс. пассажиров. Об этом сообщил начальник Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта Владимир Исаев. По его словам, среди аэропортов Южного и Северо-Кавказкого регионов Российской Федерации симферопольский занял третье место по количеству принятых пассажиров. Первое место у аэропорта «Краснодар», второе — «Сочи», четвертое — «Ростов-на-Дону». «Я думаю, мы добьемся, что Крым будет занимать первое место по перевозкам, потому что интерес к Крыму со стороны россиян очень высок», — полагает Исаев. По данным Росавиации, за 2013 год аэропорт «Симферополь» принял 1,2 миллиона человек.
В перспективе, в 2015 году аэропорт «Бельбек» в Севастополе должен начать принимать гражданские рейсы. Что это случится — заявлял в начале декабря на пресс-конференции в Москве губернатор Севастополя Сергей Меняйло. Сейчас между Правительством Севастополя и Министерством обороны России ведутся переговоры для заключения договора о развитии гражданского сектора на аэродроме. Однако федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» пока не зарегистрировало аэродром «Бельбек» как гражданский. Об этом на прошлой неделе сообщил руководитель «Бельбека» Александр Гудым. Причина этому — отсутствие на аэродроме метеообеспечения. Но переговоры с федеральной службой «Росгидромет» и предприятием «Авиаметтелеком» по поставке метеообрудования уже проведены, техника отправлена в Севастополь. Как только всё установят и метеообеспечение заработает, руководство «Бельбека» отправит дополнительный пакет документов в «Аэропроект» для повторного рассмотрения заявки на получение лицензии на гражданские авиаперевозки.
Мечтает о своём аэропорте и Евпатория, его планируют построить за 8-9 месяцев. Об этом в ноябре заявил глава евпаторийской администрации Андрей Филонов. Планируется, что аэропорт сможет принимать самолёты вместимостью до 100 человек и иметь пропускную способность до трёх тысяч пассажиров в день. По словам Филонова, в Евпатории есть авиамастерские, взлетная полоса находится в хорошем состоянии и требует только шовного ремонта. Для запуска аэропорта необходимо построить терминал. «Скорые поезда из центральной России смогут доезжать до Сочи или Анапы, а оттуда всего час лететь до нас», — сказал глава администрации Евпатории. Однако ключевым вопросом при создании аэропорта станет поиск региональных российских авиаперевозчиков, которые бы согласились летать в Крым.