Только в этом центре не нашлось места Национальному музею авиации и космонавтики. Врал, выходит, главный архитектор столицы товарищ А. Кузьмин о том, что условием строительства на Ходынке торгового комплекса будет включение в него музея и восстановление почти уничтоженной коллекции самолетов.
Цитата (ноябрь 2005 года): «Строящийся на Ходынском поле музей авиации и космонавтики будет самым большим в мире, заявил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин на заседании общественного градостроительного совета при мэре столицы.
По его словам, "площадь музея авиации и космонавтики, который станет составной частью торгово-выставочного комплекса "Авиапарк", составит 40 тыс. кв. метров. Это больше, чем какой-либо другой музей Москвы и самый большой музей авиации и космонавтики в мире".
А.Кузьмин рассказал, что самолеты в музее будут расположены как на земле, так и подвешены в воздухе».
Вот что у нас должно было быть самым большим…
Сейчас самолетов на Ходынке нет, музея нет. Зато есть "якорные" бренды - "Ашан", OBI и Hoff. Ну и аквариум. Рыбки плавают в центре холла в гигантской пробирке.
Я много раз приходил на Ходынку смотреть на кладбище самолетов и вертолетов. И каждый раз надеялся, что не увижу гниющих машин, - ну не может быть, чтобы знаменитые машины гибли вот так бесславно в самом центре Москвы. Ага… Отлегло немного, когда появились картинки будущего музея, когда пообещали, что «смысловой и композиционный центр всего градостроительного комплекса на территории Ходынского поля станет здание Национального музея авиации и космонавтики им. Ю.А.Гагарина».
Полуразвалившиеся самолеты с Ходынки и вправду исчезли. Их, оказывается, передали (не подарили, а отдали на хранение) владельцу частного Музея техники Вадиму Задорожному. По сути – сплавили. Задорожному - низкий поклон. Он делает великое дело – восстанавливает военную технику и показывает в своем замечательном музее под Москвой, в Архангельском. Восстанавливает за свои деньги.
Технику с Ходынки он спас. Сколько мог. Остальные – в том числе легендарные вертолеты Ми-6 и Ми-8 – разодрали прямо на поле.
Мы не любим Америку. А как же - американцы чтут свою историю и уважают тех, кто ее делал. Что ж, мы на них равняться будем?!
В американской столице Вашингтоне есть такая громадная аллея – National Mall. Она тянется несколько километров от Капитолия до мемориала Авраама Линкольна. Слева и справа музеи – естественной истории, американских индейцев, Холокоста, Национальная галерея искусства (кстати, основа ее – картины из собрания питерского «Эрмитажа» - выкупленные в те времена, когда большевики распродавали народное достояние). Есть и музей авиации и космонавтики. Я обалдел, когда там за стеклом увидел дневники Мишина – знаменитого нашего конструктора, возглавившего советскую космонавтику после смерти Королева, советские корабли и скафандр Гагарина.
Все эти музеи БЕСПЛАТНЫЕ! Возле них – каруселью желтые школьные автобусы.
Еще один громадный авиационно-космический музей есть под Вашингтоном.
В Хьюстоне рядом с космическим центром Джонсона (здесь находятся и американский ЦУП, и Центр подготовки астронавтов, и всякие конструкторские бюро) – тоже музей. Он платный, но цена билета невысокая. На табличке рядом с кассой объяснение: музей частный и деньги идут на развитие экспозиции. В Вашингтоне музеи государственные.
… Мы хотим, чтобы у нас больше ребят шло в инженеры, чтобы увлекались техникой и двигали вперед науку. А как их этим увлечь? Жужжать над ухом из радиоточки? Или выпучив глаза стращать:
- Ты патриот! Живо топай учиться на конструктора!
Я видел, с каким пиететом разновозрастный народ в том же Центре Джонсона обходил махину «Сатурна-5» - мощнейшей ракеты, которая выводила на орбиту «Аполлоны» знаменитой лунной программы. Фотографировали баки, положенные для контраста на зеленую травку, цокали языком, гордились. Вот он, результат труда наших инженеров. Чего ж удивляться, если в американские инженерные вузы не пробиться, а в России и троечников берут?
А наша лунная ракета и единственный слетавший в космос «Буран» несколько лет назад погибли под обвалившейся крышей монтажно-испытательного комплекса на Байконуре.
Музей Задорожного – замечательный. Но, прикинем, сколько народу доберется в Архангельское, а сколько смогло бы посещать музей на Ходынке в десяти минутах ходьбы от метро «Динамо»?
В Москве есть очень неплохой Мемориальный музей космонавтики, есть замшелый Дом авиации и космонавтики на Красноармейской – совсем неподалеку от Ходынки. Полноценного авиационно-космического музея нет.
Дело идет к тому, что на знаменитом поле, которое еще с XVIII века было учебным плацем, а потом стало первым столичным аэродромом, ничего не останется в память о тех временах. Разве что камень на месте, где погиб Валерий Чкалов – он стоит на Хорошевском шоссе возле входа в ресторан...
Ах нет, торговый же центр назван «Авиапарк», вам мало?
Но с годами кто будет знать, какое отношение этот огромный ангар со шмотками имеет к авиации?