О подаче искового заявления сообщила инвестиционная компания «Авиализинг».
В результате неисполнения авиакомпанией «ЮТэйр» судебных решений вступивших в законную силу на общую сумму более 3,5 млн рублей Компания «Авиализинг» направила заявление о несостоятельности (банкротстве) в Арбитражный суд ХМАО-Югра», — заявлено на сайте «Авиализинг».
Два года назад «Авиализинг» уже судился с «ЮТэйр» по долгосрочной аренде Ту-154, требуя от перевозчика просроченных выплат, сообщал ранее ТАСС.
Этот иск – всего лишь юридическая процедура, которая пока напрямую не затрагивает деятельность перевозчика, так что пассажиры не пострадают, уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «Даже если в рамках иска будут вводиться какие-то обеспечительные меры, то они не должны затронуть основную деятельность компании».
Об этом говорят и в самой компании.
«На операционную деятельность и стабильную работу «ЮТэйр», в частности на выполнение планов авиакомпании по перевозке пассажиров, расписание полетов и маршрутную сеть, данный иск влияния не окажет. Авиакомпания работает в нормальном режиме», — сообщили Федеральному агентству новостей в пресс-службе «ЮТэйр».
Задолженность складывается, уточняют в «Аавиализинг», из частичного арендного платежа по договору аренды воздушного судна, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных издержек.
С учетом масштаба
У перевозчика, по словам главного редактора отраслевого ресурса Avia.ru Романа Гусарова, приличный долговой портфель, однако компания активно работает на его реструктуризацию.
«Проблемы начались давно. Задолго до кризисов и санкций. Почти год компании удавалось решать эти вопросы тихо, но, похоже, у части кредиторов начали сдавать нервы», — рассуждает эксперт, предполагая, что последний нюанс «…может подорвать тихий спокойный процесс разрешения разногласий с кредиторами».
На прошлой неделе Арбитражный суд Москвы удовлетворил заявление Альфа-банка об аресте денежных средств и иного имущества «ЮТэйр» на $11,8 млн, сообщало РАПСИ.
Впрочем, Роман Гусаров уверен, что свои сложности «ЮТэйр» преодолеет, и на то есть несколько причин.
«У компании серьезные акционеры, которые, кроме «ЮТэйр», занимаются другими видами бизнеса. Из-за этого им ставить под сомнение свою надежность в других проектах вряд ли захочется», — говорит аналитик. Важным моментом является и масштаб деятельности перевозчика, место, которое компания занимает на рынке.
Если крупный игрок — 10% всех перевозок, третье место на рынке — уйдет, — такое представить невозможно, это «слишком большой скандал». Уход игроков второй десятки и то создавал информационный шум, а исчезновение мейджора, подобного «ЮТэйру», чревато социальным взрывом, так что «даже Минтранс не заинтересован в такой ситуации», резюмирует Гусаров.
Шаг назад
России жизненно необходимо развивать авиаперевозки, причём всех видов, включая региональные, и уход одного из ключевых игроков нанесёт серьёзнейший удар по воздушному транспорту в целом, «отбросит авиационную индустрию на несколько лет назад», уверен аналитик «ФИНАМ».
«Кроме того, прекращение работы авиакомпании повлечёт за собой рост безработицы во многих регионах, уменьшение поступлений в бюджеты всех уровней, существенное ухудшение социальной обстановки, снижение транспортной доступности сотен тысяч жителей страны. «ЮТэйр» даёт работу не только своим сотрудникам, но и множеству других компаний, которые обеспечивают её полёты, обслуживают парк её воздушных судов, поставляют ей различные товары и услуги», — говорит Баранов.
«ЮТэйр» сейчас ведет оптимизацию и сокращение производства. Планируется сократить на 20% маршрутную сеть. Собственных средств для решения всех проблем может перевозчику не хватить, отмечает Роман Гусаров.
С помощью государства
В конце сентября «ЮТэйр» обратилась к государству за помощью. Как писал «Коммерсант» со ссылкой на источники, проблема перевозчика (на пару с другим игроком, «Трансаэро») обсуждалась тогда на заседании Росавиации.
Помочь «ЮТэйру» необходимо, так как текущие проблемы компании не есть результат ошибок менеджмента и политики акционеров, говорит Дмитрий Баранов из «ФИНАМ». Сложности связаны со снижением курса рубля в последние месяцы.
«Долговая нагрузка была вполне комфортной, и пока рубль не снижался, перевозчик спокойно гасил кредиты. Однако как только рубль начал своё падение, у компании начались проблемы, так как доход компания получает в рублях, а расплачиваться приходиться в иностранной валюте, в частности за поставленные самолёты», — объясняет эксперт. Государство рассматривает различные варианты оказания помощи компании, и это совершенно логично, заключает он.