Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как третья авиакомпания России дошла до технического дефолта пооблигациям


26 ноября 2014 года Мария Гордеева, Сергей Стариков, РБК Daily


UTair, третья по объемам пассажиропотока авиакомпания в стране, переживает не лучшие времена. В середине года стало известно о финансовых трудностях перевозчика, а в ноябре компания допустила технический дефолт по облигациям. На прошлой неделе UTair заявила, что не смогла исполнить обязательства по оферте на 2,7 млрд руб. из-за «отсутствия денежных средств в необходимом объеме».

До 4 декабря компания с помощью консультанта – Раффайзенбанка – должна расплатиться по оферте и подготовить варианты реструктуризации долга. Пока же претензии к перевозчику оформляют его кредиторы и контрагенты. На этой неделе в суд подал и Альфа-банк с требованием взыскать с авиакомпании 11 млн руб. Иск на 604 млн руб. к UTair предъявил и банк «Балтийское финансовое агентство». Аэропорты Ростова-на-Дону, Ханты-Мансийска и Нягани требуют с компании в общей сложности более 62  млн руб. «Газпром Авиа» обратилась в суд с тремя исками о взыскании с UTair около 130 млн руб.
 
Слишком быстрый взлет
 
UTair – едва ли не самая быстрорастущая авиакомпания России, с 2002 года пассажирские перевозки UTair выросли в восемь раз – до 8,1 млн пассажиров в 2013 году. За девять месяцев этого года она увеличила перевозки на 14,6%, до 6,9 млн пассажиров.
 
Последние годы перевозчик активно обновлял свой парк: в 2002 году он состоял только из отечественных Ту-134, Ту-154, Як-40, а сейчас большая часть флота – самолеты Boeing, Airbus и ATR. В этом году UTair собиралась получить 22 новых самолета, больше, чем какая-либо другая российская авиакомпания. Среди них и Sukhoj Superjet-100, и Airbus A321, и Boeing 737-800NG, и Boeing 737-900NG. К 2016 году авиакомпания планировала пополнить парк еще 46 самолетами и 96 вертолетами. «Активное обновление парка позволит нам в 2020 году стать компанией с самым молодым и современным воздушным флотом в России», – говорил гендиректор компании UTair Андрей Мартиросов в 2013 году на встрече с инвесторами.
 
Но из-за роста лизинговых платежей планы пришлось поменять. Валютные колебания сказались на лизинговых платежах за воздушные суда, которые подскочили минимум на 30% в рублевом эквиваленте, говорит менеджер одной из авиакомпаний. В 2012 году, судя по отчетности по МСФО, авиакомпания платила за лизинг около 8,8 млрд руб. в год, а за девять месяцев 2014 года эти затраты превысили уже 8,5 млрд руб. В результате UTair пришлось вести переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок самолетов. Речь идет о контрактах на 20 воздушных судов Airbus А321, восемь из которых уже поставлено в 2013–2014 годах, и контракте на 40 лайнеров Boeing 737-800/900 NG, шесть из которых поставлено в 2013–2014 годах. Мартиросов подтвердил РБК, что поставки перенесены на более поздний срок, однако деталей не уточнил. Airbus и Boeing результаты переговоров с партнерами не комментируют.
 
Во вторник, 25 ноября, стало известно, что дочерняя компания «ЮТэйр-Украина» собирается вернуть весь свой региональный флот из пяти новых самолетов АТR-72 на завод в Тулузу. Гендиректор авиаперевозчика Анатолий Бенца на пресс-конференции в Киеве объяснил это спадом на украинском рынке авиаперевозок.
 
Рыночная турбулентность
 
Согласно отчетности UTair по РСБУ, дела компании идут не так уж и плохо: за первые девять месяцев этого года выручка выросла на 12%, до 54,9 млрд руб., а операционная прибыль составила 2 млрд руб., тогда как год назад был убыток почти в 400 млн руб. По словам аналитика Газпромбанка Михаила Ганелина, операционная прибыль компании в этом году оказалась самой высокой за пять лет.
 
Но и рост долговой нагрузки дал знать о себе: в январе–сентябре 2014  года процентные платежи выросли почти вдвое – до 5,16 млрд руб. с 2,79  млрд годом ранее. В десятки раз вырос долг – с 2,2 млрд руб. в 2002 году до 93,3 млрд руб. на 30 июня 2013 года (позже компания не публиковала отчетность по МСФО). Из негативных факторов компания отмечает сокращение на 11% (до 3,2 млрд руб.) доходов от сотрудничества с ООН, а также выручки от пассажирских перевозок по России. Еще в апреле замминистра транспорта Валерий Окулов прогнозировал, что из-за снижения темпов роста авиаперевозок компании вынуждены вступать в ценовую конкуренцию.
 
Неприятности доставил и кризис на туристическом рынке: из-за снижения турпотока по ряду популярных направлений летом рухнули сразу несколько крупных туроператоров. С одним из них – компанией «Южный Крест» – сейчас судится UTair. Долг туроператора перед компанией – около 400 млн руб. (перевозчик требует в суде 306 млн руб.), говорила агентству РИА Новости пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.
 
«Импульс» и ANEX
 
UTair начала подготовку к трудным временам еще в середине года. В июле Андрей Мартиросов заявил о старте программы по снижению издержек – «Импульс», которая позволит компании сэкономить до 5 млрд руб. в год. UTair объявила о сокращении 20% рейсов и 10% персонала в 2014–2015 годах. Эти меры уже дали эффект: судя по квартальной отчетности UTair за девять месяцев, объем краткосрочного долга немного снизился за последние три месяца – с 57 млрд до 46,5 млрд руб.
 
Кроме того, руководство UTair меняет структуру компании. В отдельные бизнесы будут выделены вертолетные услуги, техническое обслуживание самолетов и регулярные перевозки. По словам представителя авиакомпании, новая структура обеспечит гибкость управления вертолетным и пассажирским сегментами, что повысит стоимости каждого направления.
 
Среди необходимых мер – передача чартерного бизнеса в дочернюю «Катэкавиа». «Мы решили этот продукт сепарировать, и ANEX Tour [партнер по программе чартерных перевозок] это поддержал», – отмечал Мартиросов в разговоре с корреспондентом РБК. Директор департамента авиаперевозок туроператора ANEX Tour Танер Кара заявил РБК, что UTair остается стратегическим партнером авиакомпании.
 
Роль «Сургутнефтегаза»
 
Еще один вариант выхода из кризиса – помощь основного акционера компании – НПФ «Сургутнефтегаз» (владеет более 60% акций). О том, что возможность такой поддержки очень вероятна, говорил РБК высокопоставленный чиновник в правительстве. В июне акционеры UTair одобрили допэмиссию на 13,8 млрд руб. Акции должны быть размещены по закрытой подписке в пользу пенсионного фонда, его дочернего общества – ЗАО «АК-инвест», а также ООО «РЕ-авиа» – структуры ГК «Регион». Предполагалось, что деньги от допэмиссии будут направлены на сокращение долговой нагрузки авиакомпании, объяснял сотрудник перевозчика в июне. Но пока допэмиссия не проведена, сказал РБК представитель компании.
 
Саму UTair долгие годы прочно связывают с нефтяной компанией «Сургутнефтегаз». До 2010 года, согласно отчетности перевозчика, им владели четыре ООО: «Полинт», «Трисэлтко», «Ла-Манш» и «Крайел», руководителями которых выступали сотрудники «Сургутнефтегаза». Нефтяная компания контроля над авиакомпанией не подтверждала, однако в ноябре 2010 года НПФ «Сургутнефтегаз» подал заявку в ФАС на покупку 75,6% акций UTair. Впоследствии фонд консолидировал 60,67% уставного капитала компании.
 
Хотя «Сургутнефтегаз» юридически не связан с авиакомпанией, он выступает ее кредитором. За последний год нефтяная компания выкупила четыре векселя перевозчика: один на 4,5 млрд руб., еще три – на 6 млрд руб. Последний, купленный «Сургутнефтегазом» 30 сентября, UTair должна была погасить до 14 ноября. Вексельный заем от «Сургутнефтегаза» был рефинансирован, объяснил представитель авиаперевозчика, отказавшийся от других комментариев по этому поводу.
 
В итоге UTair должна справиться с возникшими проблемами, говорит аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин. Авиакомпания показывает хороший рост рентабельности, становится более эффективной в том числе и за счет сокращения нерентабельных маршрутов, наконец, у UTair есть высокоприбыльный вертолетный бизнес, который помог ей в кризис 2008 года, считает эксперт.
 
To big to fail
 
Авиакомпания и пассажирские перевозки – лишь одно из бизнес-направлений группы UTair: у компании несколько десятков «дочек» в России и за рубежом.
 
Перевозками пассажиров, кроме самой UTair, занимаются дочерние «ЮТэйр-Экспресс», «ЮТэйр-Украина», «Восток», «Турухан» и «Катэкавиа».
 
Другое важное направление, приносящее 18% выручки, – вертолетные перевозки. UTair – крупнейший авиатранспортный подрядчик ООН: компания обслуживает миротворческие миссии в Азии, Латинской Америке и Африке.
 
На UTair лежит и важная социальная функция: компания обеспечивает региональные перевозки на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, в некоторых районах просто нет других средств передвижения, кроме воздушных, говорит источник РБК, близкий к UTair. Более чем из 110 направлений больше 70 приходится на Россию. Среди ее маршрутов есть не самые популярные у авиакомпаний: например, из Красноярска в Кодинск, Светлогорск, Сургут и Томск.
 
UTair участвует в программах субсидирования перевозок, в частности на Дальнем Востоке, в Калининграде. По данным Росавиации, в этом году по дальневосточной и калининградской программам авиакомпания получила совокупно 75,5 млн руб.


комментарии (1):

saler      27/11/2014 [10:39:44]#1
из красноярска в томск всего летают 3 разных авиакомпании, 6 раз в неделю. это по поводу непопулярности.













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcm6d
Грузовые перевозки в Оленегорске - http://perevozki.youdo.com/country/geo/olenegorsk/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer