Уровень напряжённости в отношениях между НАТО и Россией заметно вырос после воссоединения Крыма с Россией. Согласно статистике, воздушным силам НАТО в этом году пришлось реагировать на полёты российских самолётов в три раза чаще, чем за тот же период в 2013 году. При этом за последние восемь месяцев западные эксперты насчитали около 40 потенциально опасных инцидентов между Россией и странами Североатлантического альянса, в том числе 11 наиболее серьёзных. Особо опасными были названы три инцидента, которые могли перерасти даже в прямой военный конфликт.
Российских лётчиков призывают «докладывать» о своих полётах
В начале ноября представители НАТО заявили, что полёты российских военных самолётов в европейском воздушном пространстве стали значительно активнее и приобрели более массовый характер. При этом подчёркивается, что российская авиация использует более сложный боевой строй и большее число машин, а также залетает значительно дальше, чем обычно. При этом выбираются «провокационные» маршруты. Более того, наиболее радикальные западные эксперты не исключают, что российские стратегические бомбардировщики проводят репетиции ядерного удара над Атлантическим океаном и Северным морем. Западные державы призывают российских военных соблюдать нормы полётов в загруженном воздушном пространстве, а то и вовсе прекратить подобные тренировки. Так, например, в Госдепартаменте США заявляют, что у России нет необходимости увеличивать масштабы учебно-тренировочных полётов Дальней авиации. Но при этом в конце октября, в момент, когда подлодка «Юрий Долгорукий» проводила пуск баллистической ракеты «Булава», в Баренцевом море был обнаружен американский самолёт-разведчик.
В последние несколько недель на российских военных усиливается давление. Если раньше после очередного инцидента шла обычная констатация факта, мол, ВВС России демонстративно увеличивают своё присутствие в мире, то теперь звучат претензии в том, что военные самолёты РФ стали угрозой для гражданской авиации Европы. При этом еврочиновники заявляют, что российские военные самолёты, находясь в международном воздушном пространстве, игнорируют общепринятые меры безопасности. Заявляется, что российские военные пилоты не включают приёмопередатчики, не информируют о своих планах полётов гражданских авиадиспетчеров. Звучат прямые обвинения, что всё это представляет опасность для движения гражданского воздушного транспорта. Заявляется, что по причине того, что в небе стало больше самолётов ВВС России, необходимо, чтобы российские военные взяли на себя добровольные обязательства контактировать с гражданскими диспетчерскими службами и согласовывать маршруты полёта.
Шведы перепутали французский самолёт с российским
Нужно отметить, что порой эти заявления напоминают истерику. В середине ноября в Швеции заявили о нарушении воздушных границ страны российскими ВВС, потом сообщение опровергли, выяснилось, что борт принадлежал ВВС Франции. Помимо шведов традиционно за неприкосновенность своего воздушного пространства опасаются страны Балтии, им в этом потакают другие члены Евросоюза. Так, голландские военные утверждали, что 12 ноября в небе над Эстонией и Литвой перехватили российский транспортный самолёт. Сообщается, что четырёхмоторный транспортный Ил-76 без предварительного уведомления нарушил воздушное пространство этих стран. Утверждается, что транспортный самолёт двигался в сторону Калининграда. Для его перехвата с польской базы, расположенной рядом с городом Мальборк, были подняты в воздух два голландских истребителя F-16. Однако после того, как в Минобороны РФ заявили, что российский самолёт не нарушил какие-либо границы, голландская сторона уточнила: Ил-76 действительно не нарушал воздушное пространство прибалтийских государств, однако двигался к границам Эстонии и Литвы без представления плана полёта. В конце октября со стороны НАТО поступило аналогичное сообщение о перехвате российских штурмовиков Су-24 у границ Латвии, тогда же Эстония заподозрила Россию в нарушении её воздушного пространства.
Эксперты отмечают, что обвинение российских ВВС в систематическом нарушении границ носит недобросовестный характер. Если нарушения были, то в современных условиях доказать нарушение границ весьма просто – достаточно представить документальные подтверждения в виде данных объективного контроля. Между тем при полётах поблизости от границ других стран ошибки со стороны лётчиков практически исключены, поскольку при выполнении полётов в военной авиации очень тщательно отрабатывается штурманское обеспечение. Не случайно даже представители НАТО признают, что в полётах военных самолётов в международном воздушном пространстве нет ничего противозаконного. Российские эксперты утверждают, что эти заявления могут быть вызваны коммерческими интересами. Оказывается, чтобы западные системы контроля воздушного пространства могли видеть российские военные самолёты, должна быть задействована дополнительная локационная система, а это приведёт к дополнительным финансовым расходам.
Нужно понимать, что тренировочные полёты рядом с государственной границей другой страны или неподалёку от объектов военной инфраструктуры практиковались ещё со времён холодной войны. Считается, что выполнение такого рода учебно-боевых задач существенно повышает боеготовность экипажей. Также это позволяет выявлять сильные и слабые стороны своей авиационной техники в условиях, приближенных к реальной обстановке. Кроме того, это действенный способ получать информацию, как работают системы военного противоборства сопредельных и иных государств. Также это своеобразный способ оказать психологическое давление, продемонстрировать то, что противник уязвим. Поэтому полёты российских ВВС в режиме non stop так сильно раздражают функционеров НАТО.
Комментарий
Владимир ПОПОВ, заслуженный военный лётчик, кандидат технических наук, генерал-майор:
– Военные самолёты и вертолёты, выполняющие полёты в международном воздушном пространстве, обязаны соблюдать меры безопасности. Нарушать воздушное пространство других государств военным воздушным судам строго запрещается, в противном случае любая страна на законных основаниях может применить силы и средства ПВО.
При этом нужно отметить, что специальное уведомление о выполнении полётов вне трасс и воздушных линий, определённых и выделенных специально для гражданских воздушных судов, по международным нормам и правилам не практикуется. Взаимодействие с иностранными авиадиспетчерами не исключено, например, в аварийной ситуации, при стихийных бедствиях. Следовательно, истерия в иностранной прессе, многочисленные заявления «высокопоставленных лиц» – абсолютно надуманны, умышленно создаётся видимость форс-мажора, чтобы напугать обывателя.
Не нужно забывать, что военные воздушные суда стран НАТО выполняют различные патрульные, в том числе разведывательные полёты вблизи нашей территории или в нейтральных водах, и в России не делают громких заявлений по этому поводу. Подобные «провокационные» полёты проводились всегда, единственное, что их интенсивность в постсоветский период была минимальной. Известно, что до введения против России санкций наши военные и представители НАТО в Европе активно сотрудничали в вопросах обеспечения взаимной безопасности, в том числе и по обмену информацией о полётах военной авиации вблизи государственных границ. Однако сегодня по инициативе США и стран Евросоюза подобные связи были расторгнуты. Соответственно с России сняты все обязательства перед этими государствами. При этом выясняется, что наши силы и средства ПВО способны самостоятельно контролировать полёты иностранных военных самолётов вблизи российских госграниц, потому что на вооружение армии России поступили новые боевые авиационные комплексы и средства ПВО.