Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Евроужас, летящий на крыльях


24 ноября 2014 года Александр Степанов, Версия


На прошлой неделе генеральный секретарь НАТО заявил, что полёты российских ВВС в международных зонах представляют угрозу для европейской гражданской авиации. И эти заявления выглядят непоследовательно, ведь ещё несколько лет назад из Брюсселя заявляли, что Россия может поднять в воздух только авиахлам, который не способен нести угрозу высокотехнологичной западной военной авиации и системам ПВО. Теперь же, по словам чиновников альянса, наши крылатые машины в небе стали причиной их нешуточного волнения: утверждается, что в 2014 году авиация НАТО более сотни раз перехватывала российские военные самолёты. «Наша Версия» выясняла, почему активность российских военных так тревожит западный мир.

Уровень напряжённости в отношениях между НАТО и Россией заметно вырос после воссоединения Крыма с Россией. Согласно статистике, воздушным силам НАТО в этом году пришлось реагировать на полёты российских самолётов в три раза чаще, чем за тот же период в 2013 году. При этом за последние восемь месяцев западные эксперты насчитали около 40 потенциально опасных инцидентов между Россией и странами Североатлантического альянса, в том числе 11 наиболее серьёзных. Особо опасными были названы три инцидента, которые могли перерасти даже в прямой военный конфликт.
 
Российских лётчиков призывают «докладывать» о своих полётах
 
В начале ноября представители НАТО заявили, что полёты российских военных самолётов в европейском воздушном пространстве стали значительно активнее и приобрели более массовый характер. При этом подчёркивается, что российская авиация использует более сложный боевой строй и большее число машин, а также залетает значительно дальше, чем обычно. При этом выбираются «провокационные» маршруты. Более того, наиболее радикальные западные эксперты не исключают, что российские стратегические бомбардировщики проводят репетиции ядерного удара над Атлантическим океаном и Северным морем. Западные державы призывают российских военных соблюдать нормы полётов в загруженном воздушном пространстве, а то и вовсе прекратить подобные тренировки. Так, например, в Госдепартаменте США заявляют, что у России нет необходимости увеличивать масштабы учебно-тренировочных полётов Дальней авиации. Но при этом в конце октября, в момент, когда подлодка «Юрий Долгорукий» проводила пуск баллистической ракеты «Булава», в Баренцевом море был обнаружен американский самолёт-разведчик.
 
В последние несколько недель на российских военных усиливается давление. Если раньше после очередного инцидента шла обычная констатация факта, мол, ВВС России демонстративно увеличивают своё присутствие в мире, то теперь звучат претензии в том, что военные самолёты РФ стали угрозой для гражданской авиации Европы. При этом еврочиновники заявляют, что российские военные самолёты, находясь в международном воздушном пространстве, игнорируют общепринятые меры безопасности. Заявляется, что российские военные пилоты не включают приёмопередатчики, не информируют о своих планах полётов гражданских авиадиспетчеров. Звучат прямые обвинения, что всё это представляет опасность для движения гражданского воздушного транспорта. Заявляется, что по причине того, что в небе стало больше самолётов ВВС России, необходимо, чтобы российские военные взяли на себя добровольные обязательства контактировать с гражданскими диспетчерскими службами и согласовывать маршруты полёта.
 
Шведы перепутали французский самолёт с российским
 
Нужно отметить, что порой эти заявления напоминают истерику. В середине ноября в Швеции заявили о нарушении воздушных границ страны российскими ВВС, потом сообщение опровергли, выяснилось, что борт принадлежал ВВС Франции. Помимо шведов традиционно за неприкосновенность своего воздушного пространства опасаются страны Балтии, им в этом потакают другие члены Евросоюза. Так, голландские военные утверждали, что 12 ноября в небе над Эстонией и Литвой перехватили российский транспортный самолёт. Сообщается, что четырёхмоторный транспортный Ил-76 без предварительного уведомления нарушил воздушное пространство этих стран. Утверждается, что транспортный самолёт двигался в сторону Калининграда. Для его перехвата с польской базы, расположенной рядом с городом Мальборк, были подняты в воздух два голландских истребителя F-16. Однако после того, как в Минобороны РФ заявили, что российский самолёт не нарушил какие-либо границы, голландская сторона уточнила: Ил-76 действительно не нарушал воздушное пространство прибалтийских государств, однако двигался к границам Эстонии и Литвы без представления плана полёта. В конце октября со стороны НАТО поступило аналогичное сообщение о перехвате российских штурмовиков Су-24 у границ Латвии, тогда же Эстония заподозрила Россию в нарушении её воздушного пространства.
 
Эксперты отмечают, что обвинение российских ВВС в систематическом нарушении границ носит недобросовестный характер. Если нарушения были, то в современных условиях доказать нарушение границ весьма просто  – достаточно представить документальные подтверждения в виде данных объективного контроля. Между тем при полётах поблизости от границ других стран ошибки со стороны лётчиков практически исключены, поскольку при выполнении полётов в военной авиации очень тщательно отрабатывается штурманское обеспечение. Не случайно даже представители НАТО признают, что в полётах военных самолётов в международном воздушном пространстве нет ничего противозаконного. Российские эксперты утверждают, что эти заявления могут быть вызваны коммерческими интересами. Оказывается, чтобы западные системы контроля воздушного пространства могли видеть российские военные самолёты, должна быть задействована дополнительная локационная система, а это приведёт к дополнительным финансовым расходам.
 
Нужно понимать, что тренировочные полёты рядом с государственной границей другой страны или неподалёку от объектов военной инфраструктуры практиковались ещё со времён холодной войны. Считается, что выполнение такого рода учебно-боевых задач существенно повышает боеготовность экипажей. Также это позволяет выявлять сильные и слабые стороны своей авиационной техники в условиях, приближенных к реальной обстановке. Кроме того, это действенный способ получать информацию, как работают системы военного противоборства сопредельных и иных государств. Также это своеобразный способ оказать психологическое давление, продемонстрировать то, что противник уязвим. Поэтому полёты российских ВВС в режиме non stop так сильно раздражают функционеров НАТО.
 
 Комментарий 
 
Владимир ПОПОВ, заслуженный военный лётчик, кандидат технических наук, генерал-майор:
 
– Военные самолёты и вертолёты, выполняющие полёты в международном воздушном пространстве, обязаны соблюдать меры безопасности. Нарушать воздушное пространство других государств военным воздушным судам строго запрещается, в противном случае любая страна на законных основаниях может применить силы и средства ПВО.
 
При этом нужно отметить, что специальное уведомление о выполнении полётов вне трасс и воздушных линий, определённых и выделенных специально для гражданских воздушных судов, по международным нормам и правилам не практикуется. Взаимодействие с иностранными авиадиспетчерами не исключено, например, в аварийной ситуации, при стихийных бедствиях. Следовательно, истерия в иностранной прессе, многочисленные заявления «высокопоставленных лиц» – абсолютно надуманны, умышленно создаётся видимость форс-мажора, чтобы напугать обывателя.
 
Не нужно забывать, что военные воздушные суда стран НАТО выполняют различные патрульные, в том числе разведывательные полёты вблизи нашей территории или в нейтральных водах, и в России не делают громких заявлений по этому поводу. Подобные «провокационные» полёты проводились всегда, единственное, что их интенсивность в постсоветский период была минимальной. Известно, что до введения против России санкций наши военные и представители НАТО в Европе активно сотрудничали в вопросах обеспечения взаимной безопасности, в том числе и по обмену информацией о полётах военной авиации вблизи государственных границ. Однако сегодня по инициативе США и стран Евросоюза подобные связи были расторгнуты. Соответственно с России сняты все обязательства перед этими государствами. При этом выясняется, что наши силы и средства ПВО способны самостоятельно контролировать полёты иностранных военных самолётов вблизи российских госграниц, потому что на вооружение армии России поступили новые боевые авиационные комплексы и средства ПВО.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgByWEi
Объявление: https://youdo.com/lawyer/civillaw/military/, посетить сайт.
Смотрите: https://youdo.com/auto/kuzovnoy/carwrapping/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer