Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ядерная игра на грани войны


18 ноября 2014 года Павел Фельгенгауэр, Новая газета


Российские боевые самолеты все чаще летают в международном воздушном пространстве вокруг Европы, а западные истребители их условно перехватывают. По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, в этом году таких перехватов было уже свыше ста — в три раза больше, чем в прошлом 2013-м.

Это по большей части российские стратегические бомбардировщики дальней авиации Ту-95, которые обычно летят по традиционному маршруту, известному среди летчиков как «за угол» — вокруг территории Норвегии в условную точку пуска к северу от Шотландии, откуда крылатые ракеты большой дальности ХХ-55 могут добить и до Вашингтона, и до Нью-Йорка. Дальность ХХ-55 — более 3000 км, каждая несет боеголовку в 200 килотонн. В полете Ту-95 нередко сопровождают летающие танкеры Ил-78 для дозаправки в воздухе, а часть маршрута — истребители-перехватчики. В прежние годы «за угол» часто летали сверхзвуковые Ту-160, но сейчас много реже: приходится экономить ограниченный моторесурс оставшихся двигателей НК32-1, которые пока невозможно вновь изготовить или капитально отремонтировать из-за утраты технологии производства ряда ключевых деталей. Обанкротился завод, разобрали в утиль советскую производственную линию, ушли на пенсию, умерли, разошлись прежние специалисты. Есть (профинансирована) программа восстановления производства двигателей НК32-1, но пока довести до результата не удается.
 
Наш Генштаб полагает окруженную уже в мирное время Калининградскую объединенную группировку самым слабым участком обороны и отрабатывает планы ее срочного усиления в случае обострения с НАТО. Много и регулярно в Калининград из Питера и обратно летает над Балтикой истребителей, фронтовых бомбардировщиков и военно-транспортных самолетов по узким, особенно в Финском заливе между Эстонией и Финляндией, воздушным коридорам. Военным бортам летать над территорией стран Балтии не разрешают, а над морем летчики нередко приближаются, а иногда ненароком и влезают в чужое воздушное пространство. Сейчас в общей нервной обстановке, когда конфликт вокруг Украины вплотную приблизил Россию и НАТО к новой холодной войне, почти каждый перелет сопровождается условно-учебным перехватом с последующим обменом заявлениями и опровержениями. Они: вы нарушали и угрожали. Мы: ничего не нарушали и вообще в своем праве.
 
Авиаманеврами, конечно, дело не исчерпывается: на днях во время мирового экономического саммита G20 в Брисбене к берегам Австралии (очевидно, для подкрепления переговорных позиций президента Владимира Путина или его защиты от недругов) отправилась существенная сводная флотилия Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов: 2 ракетных крейсера, 2 фрегата (БКП), корвет-сторожевик, танкеры и морские буксиры, без которых наши престарелые боевые корабли в дальние походы не ходят (чтобы было кому домой тащить, если хода лишатся). В Филиппинском море наши устроили маневры с боевыми стрельбами. Поскольку самолетам даже дальней авиации долететь до Австралии и вернуться без посадки затруднительно, и нет в регионе дружественных авиабаз, пришлось посылать флот — видно, очень показаться хотелось.
 
В холодной войне подобная нарочитая демонстрация военной, прежде всего ядерной, мощи была важнейшим политическим инструментом. Это называлось «балансировать на грани войны», или brinkmanship, — термин, предложенный в пятидесятые покойным американским госсекретарем Джоном Фостером Даллесом для обозначения намеренного нагнетания угрозы ядерной войны до самого края пропасти (the brink). Так как ядерная война ведет к «гарантированному взаимоуничтожению», или mutual assured destruction (MAD), противная сторона вынуждена идти на компромиссы и уступки. Во время той холодной войны эту тактику с успехом применяли обе стороны, но придумали ее американцы, которые уступали советскому блоку в обычных вооружениях и больше полагались на ядерные. Во время Карибского ракетного кризиса в октябре 1962 года Вашингтон повысил уровень военной готовности до «красного» DEFCON 2 по пятибалльной шкале. Кризис закончился компромиссом.
 
В октябре 1973-го, во время «войны Судного дня» на Ближнем Востоке, израильтяне форсировали Суэцкий канал, прорвали оборону, египтяне остановить их не могли и запросили помощи в Москве. В СССР начали сажать в транспортные самолеты дивизии ВДВ для переброски в долину Нила — останавливать ЦАХАЛ. Вашингтон ввел «желтый» DEFCON 3 для стратегических сил и подготовил для переброски в регион свои десантные дивизии. Друг Путина, госсекретарь Генри Киссинджер, прилетел в Москву и, как говорят, несколько дней уговаривал советское руководство пойти на уступки, поскольку его шеф Ричард Никсон — сумасшедший антикоммунист, постоянно напивается виски (что было, в общем, правдой) и готов нажать ядерную кнопку. Сработало: было объявлено перемирие, а десант отменили, прислав вместо него в Каир группу наблюдателей. А СССР окончательно утратил всякое влияние в Египте.
 
DEFCON 3 был введен и 11 сентября 2001-го. Высший «белый» DEFCON 1 пока ни разу не вводили, так как это уже, по сути, ядерная война.
 
Сегодня Россия вкладывает триллионы рублей в ядерное перевооружение и модернизацию, но реально воспользоваться этим невозможно из-за MAD. Так как РФ существенно уступает США и союзникам в неядерных вооружениях, то остается использовать ядерный шантаж, или brinkmanship, напоминать зажравшимся собственным сыром европейцам, что может выйти, если не одумаются и не отступятся от нашего Крыма с Украиной, свернув заодно санкции. Только так можно получить хоть какую-то практическую пользу от немереных денег, вбуханных в ядерные силы. Конечно, brinkmanship может сработать только, если западные лидеры вправду поверят, что в Москве распоряжается начальник типа Никсона или похуже. Одних маневров со стрельбой, ракетными пусками и перелетами старых бомбардировщиков недостаточно, тем более запорожский «Мотор-Сич» перестал поставлять в РФ турбины для крылатых ракет, а импортозамещение пока не налажено. Похоже, Путину придется существенно ужесточать стиль общения с Западом, но тут самое важное не переборщить и не свалиться с грани войны прямо в MAD.


комментарии (1):

Читатель 1      21/11/2014 [13:46:21]#1
Печально всё это, но что делать? Не летать и не посылать эскадры? Это уже было в новейшей истории, итог -НАТО не только не самораспустился как Варшавский договор, но очутился в Прибалтике, приползёт на Украину и Кавказ, если будем "ушами хлопать"













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUavK
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/, подробности по ссылке.
Диагностика Skoda Octavia - заказать https://youdo.com/auto/diagnostic/brand/skodaoktavia/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer