Новый дочерний лоукостер "Аэрофлота", учрежденный в сентябре взамен "Добролета",— ООО "Бюджетный перевозчик" будет базироваться в аэропорту Внуково, сообщили "Ъ" в пятницу несколько источников в авиаотрасли. На сайте нового перевозчика уже размещена информация о закупке "услуги по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа и наземного обслуживания" во Внуково, договор планируется заключить 5 ноября, а начало предоставления услуг намечено на 17 ноября. В этот же день "Бюджетный перевозчик" планирует начать полеты. В "Аэрофлоте" и "Добролете" отказались от комментариев.
Первый лоукостер "Аэрофлота" "Добролет" прекратил полеты в августе, спустя полтора месяца после запуска, из-за введенных против него санкций ЕС. Они объяснялись тем, что компания летала из Москвы в Симферополь, "облегчая таким образом интеграцию Крыма в РФ". В результате ряд европейских контрагентов аннулировали действие договоров лизинга на самолеты, техобслуживание и страхование воздушных судов, а также на предоставление аэронавигационной информации. "Аэрофлот" решил возродить лоукостер и учредил в середине сентября новое юрлицо. По словам представителя Росавиации, сейчас идет процесс сертификации новой компании. Она будет летать из Москвы в Сургут, Пермь, Екатеринбург, Самару, Казань, Волгоград, Белгород и Тюмень. Полеты в Крым пока не планируются. Минимальный тариф на ее рейсы по всем маршрутам составит 999 руб. без учета сборов. Источник, близкий к совету директоров "Аэрофлота", сообщил, что в первый год компания будет эксплуатировать восемь Boeing 737-800.
Но до недавнего времени было неясно, из какого аэропорта возобновит полеты лоукостер. Планировалось, что слоты вновь предоставит Шереметьево, но на март запланирован снос терминала B, откуда "Добролет" летал полтора месяца (на его месте будет построен новый на 15 млн пассажиров в год), и аэропорт был готов принять компанию только до 28 февраля. По данным "Ъ", помимо "Бюджетного перевозчика" с ноября во Внуково будет базироваться и еще одна дочерняя компания "Аэрофлота" — "Оренбургские авиалинии".
Расширение присутствия "Аэрофлота" во Внуково совпало с уменьшением числа рейсов "ЮТэйр" — одного из основных партнеров аэропорта. В "ЮТэйр" "Ъ" сообщили, что в соответствии с утвержденным планом на осенне-зимний период во Внуково были сокращены 16% рейсов. Авиакомпания, оказавшаяся в сложном финансовом положении из-за ослабления курса рубля и снижения темпов роста рынка авиаперевозок, планирует в 2014-2015 годах сократить 20% рейсов и 10% персонала. Речь идет о "наиболее экономически неэффективных рейсах". За счет сокращения флота, персонала и маршрутов до конца 2014 года "ЮТэйр" планирует сэкономить 5 млрд руб.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что в условиях наступающего кризиса и замедления спроса на авиаперевозки аэропорту необходимы новые перевозчики для получения стабильного дохода и диверсификации рисков. А соседство со своей дочерней компанией в Шереметьево с учетом разных бизнес-моделей неэффективно для операционной деятельности "Аэрофлота", отмечает эксперт.