Два снегоуборщика с интервалом в 14 секунд
Вчера вечером Межгосударственный авиакомитет (МАК) отчитался о первых выводах экспертов, закончивших полевой этап своего расследования, а также в присутствии специалистов из Франции изучивших записи бортовых самописцев. По словам руководителя спецкомиссии ведомства Алексея Морозова, на тот момент, когда диспетчеры дали разрешение экипажу Falcon на взлет, взлетно-посадочная полоса (ВПП) была свободна. Но уже через 10 секунд системой контроля и обзора летного поля диспетчерского пункта было зафиксировано движение снегоочистителя по левой границе ВПП в сторону так называемой крестовины. Сами диспетчеры вчера называли появление машин на ВПП "несанкционированным вторжением", за которое их коллеги не должны нести ответственность, так как фактически уже предпринять ничего не могли.
Именно в районе крестовины — на пересечении двух ВПП — Falcon и столкнулся со снегоуборщиком под управлением 60-летнего Владимира Мартыненко. По словам представителей МАК, при начале разгона пилоты Falcon не видели никаких препятствий на полосе, а заметили их позже.
"Через 14 секунд после начала движения самолета экипаж увидел предмет, который был идентифицирован как машина, пересекающая дорогу",— пояснил Алексей Морозов, подчеркнув, что экипаж это видел, но это не вызвало у него опасений, и самолет продолжил движение. "Еще примерно через 14 секунд произошло столкновение самолета со снегоочистителем. Экипаж увидел снегоочиститель непосредственно перед столкновением",— заключил председатель комиссии. По его словам, Falcon в этот момент уже набрал скорость почти в 250 км/ч и оторвался от земли. До самого крушения все системы самолета работали в штатном режиме. Отдельно в МАК подчеркнули, что диспетчеру "вышки" запросов на пересечение ВПП N1 спецтехникой не поступало.
Источник "Ъ", близкий к расследованию, фактически подтвердил слова представителей МАК, пояснив, что, по его данным, диспетчеры знали — на полосе N2 работают снегоуборочные машины, выполняя сушку полос и рулежных дорожек. Операторы двух машин обнаружили недалеко от ВПП, пересекающейся с полосой, на которой находился Falcon, несколько неработающих сигнальных фонарей. Зная, что в конце этой ВПП находились электрики, водители, работавшие в паре, решили отвезти им поломанную осветительную технику. Возвращаясь обратно, они и пересекли ВПП N1, на которой начал разгон Falcon.
Таким образом, МАК уже установил обстоятельства катастрофы, а ее непосредственных виновников предстоит определить СКР и суду.
К снегоуборщику добавили диспетчеров и инженера
В ночь на четверг в рамках расследования уголовного дела по ч. 3 ст. 263 УК ("Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц") следствием были задержаны руководитель полетов аэропорта Роман Дунаев, диспетчер-инструктор Александр Круглов, диспетчер-стажер Светлана Кривсун и ведущий инженер аэродромной службы Внуково Владимир Леденев. Первые трое отвечали за безопасность движения в воздухе и на ВПП, а инженер занимался вопросами уборки взлетного поля и поддержания его в нужном состоянии. Следствие считает, что все четверо плохо взаимодействовали между собой, не выполняя свои должностные инструкции, что и привело к несанкционированному появлению транспорта на ВПП, по которой стартовал самолет.
В свою очередь, "трудовой коллектив авиадиспетчеров" Внуково разместил в Twitter открытое письмо к главе СКР Александру Бастрыкину, потребовав "немедленно освободить коллег из-под стражи". Обращение было продублировано Федеральным профсоюзом авиадиспетчеров России (ФПАД). В нем утверждалось, что все трое были фактически задержаны еще утром 21 октября, на следующий день после катастрофы, после того как сдали ночную смену. По данным "Ъ", до этого к ним претензий не возникало. А именно Роман Дунаев составил самую первую справку об обстоятельствах ЧП во Внуково.
Коллеги утверждали, что диспетчеров допрашивали в помещении Внуковского центра обслуживания воздушного движения (относится к ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") практически без перерыва в течение 48 часов, не давая ни есть, ни спать. При этом адвокатов, предоставленных Госкорпорацией по ОрВД, к ним якобы не допускали. В результате стажерке Светлане Кривсун даже, по словам коллег, стало плохо и ей вызывали скорую. А в два часа ночи на четверг всех троих сотрудников, "истощенных морально и физически", в наручниках вывели из центра, отправив в ИВС.
Руководитель юрслужбы ФПАД Олег Бабич заявил "Ъ", что профсоюз начинает "всероссийскую и международную компанию солидарности" для освобождения задержанных. По его словам, само задержание было необоснованно, так как диспетчеры не уклонялись от общения со следствием, но с ними "поступили, как с опасными преступниками".
"В их действиях в принципе нет состава преступления, но СКР надо показать, как он роет землю в расследовании, приобретшем мировой уровень",— сказал господин Бабич. Он отметил, что его коллеги действовали в соответствии с инструкциями. Один из сотрудников Внуково также заявил "Ъ", что совсем не понимает, почему задержали начинающего диспетчера Светлану Кривсун.
"Светлана стала стажером только в августе этого года, поэтому ей, как новичку, доверяли самую простую работу. В день катастрофы она была диспетчером старта",— пояснил собеседник "Ъ". Он подчеркнул, что стажер не принимает никаких решений и не отдает приказов, а вся ответственность лежит на диспетчере-инструкторе, которыми обычно становятся специалисты экстра-класса, каким и является Александр Круглов.
В свою очередь, официальный представитель СКР Владимир Маркин категорически опроверг слова диспетчеров. Он отметил, что диспетчерам было предложено самим приехать в СКР для дачи показаний. За ними даже готовы были прислать транспорт. Но они отказались, а потому следователям пришлось приехать во Внуково, допросить их в присутствии адвокатов, а потом и задержать.
Возможно, уже сегодня СКР будет ходатайствовать в суде об арестах новых подозреваемых. Вчера суд определил на два месяца в СИЗО 60-летнего водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко, в которую врезался самолет. Защита в очередной раз опровергла выводы следствия о том, что водитель был пьян, заявив, что у него не брали на исследование ни кровь, ни мочу, предложив освободить его под залог в 1 млн руб.
"Я знаю, что причастен к происшествию. Но также знаю, что никогда не сбегу, потому что мне некуда бежать и скрывать нечего. Мне и так тяжело. А в заключении будет еще тяжелее",— сказал сам обвиняемый.
Отставки по следам катастрофы
Крушение Falcon во Внуково повлекло за собой и первые увольнения менеджеров: в отставку вчера ушли гендиректор ОАО "Международный аэропорт Внуково" Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев. Решение об отставке утвердил совет директоров компании, сообщили в аэропорту. Кроме того, от выполнения служебных обязанностей отстранены сменный директор аэропорта, начальник подразделения эксплуатации аэродрома и ведущий инженер-руководитель смены.
Аэропортом владеют две компании: ОАО "Международный аэропорт Внуково" управляет новым терминалом B, а ОАО "Аэропорт Внуково" — старым терминалом A. В первой компании 75% акций принадлежат частным собственникам, а 25% — государству. В ОАО "Аэропорт Внуково" распределение долей обратное: 75% акций — у государства, 25% — у частников. Диспетчеры аэропорта работают в филиале ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" — Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД).
Андрей Дьяков работал во Внуково 18 лет, в 2005 году возглавил "Международный аэропорт Внуково". При его руководстве были построены терминал B и терминал деловой авиации Внуково-3 (из него вылетал рейс главы Total), рассказали "Ъ" источники в отрасли. Сергей Солнцев работал в аэропорту девять лет, он курировал вопросы эксплуатации аэродромного комплекса, работу СПАСОП (службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов) и гражданской обороны. При его участии была проведена реконструкция и модернизация ВПП, рулежных дорожек и перрона, уточнили в аэропорту. Глава пресс-службы аэропорта Елена Крылова отметила, что "аэропорт не обезглавлен" и топ-менеджеров уже есть кем заменить, но пока кандидатуры не называются.
Возможно, этими увольнениями дело не закончится. Источники "Ъ" в отрасли говорят, что в отставку может уйти гендиректор ОАО "Аэропорт Внуково" Василий Александров. Другие источники "Ъ", близкие к ситуации, утверждают, что кадровые перестановки "точно коснутся МЦ АУВД" (в Госкорпорации по ОрВД от комментариев отказались). Один из собеседников "Ъ" в отрасли полагает, что могут последовать отставки высокопоставленных чиновников в ведомствах, курирующих гражданскую авиацию.
Один из источников "Ъ" считает, что катастрофа, ставшая причиной гибели четырех человек (экипажа Falcon и Кристофа де Маржери), возможно, вновь заставит чиновников вернуться к признанной ранее "малоперспективной" идее создания отдельного министерства, курирующего исключительно вопросы гражданской авиации. Но независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что вес гражданской авиации в экономике — порядка 1% — не настолько велик, чтобы создавать для нее отдельную структуру, а проблемы можно решить повышением эффективности текущего госуправления.
Пока неясно, скажется ли катастрофа на процессе консолидации бизнес-периметра Внуково. Правительство в рамках планов по развитию московского авиаузла планирует в первом квартале 2015 года передать аэродромы в концессии. Сейчас они принадлежат государству, которое финансирует ремонт и строительство ВПП и сдает аэродромы в аренду компаниям-операторам аэропортов. До передачи аэродромов в концессию правительство поручило каждому аэропорту Москвы консолидировать активы. В аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует вопросы консолидации) от комментариев отказались.