Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Снегоуборочный ком


24 октября 2014 года В. Баринов, Е. Кузнецова, А. Соковнин, И. Синергиев, КоммерсантЪ


Вчера стало известно, что по взлетно-посадочной полосе Внуково в момент вылета Falcon президента компании Total Кристофа де Маржери бесконтрольно ездили не одна, а две снегоуборочные машины. Одна из них проскочила перед самым носом разгоняющегося лайнера, вторую Falcon задел крылом на взлете. Водителя этой машины вчера арестовал суд. Руководитель полетов аэропорта, два диспетчера и ведущий инженер аэродромной службы, отвечавший за уборочные машины, задержаны СКР, а руководство Внуково само ушло в отставку.

Два снегоуборщика с интервалом в 14 секунд
 
Вчера вечером Межгосударственный авиакомитет (МАК) отчитался о первых выводах экспертов, закончивших полевой этап своего расследования, а также в присутствии специалистов из Франции изучивших записи бортовых самописцев. По словам руководителя спецкомиссии ведомства Алексея Морозова, на тот момент, когда диспетчеры дали разрешение экипажу Falcon на взлет, взлетно-посадочная полоса (ВПП) была свободна. Но уже через 10 секунд системой контроля и обзора летного поля диспетчерского пункта было зафиксировано движение снегоочистителя по левой границе ВПП в сторону так называемой крестовины. Сами диспетчеры вчера называли появление машин на ВПП "несанкционированным вторжением", за которое их коллеги не должны нести ответственность, так как фактически уже предпринять ничего не могли.
 
Именно в районе крестовины — на пересечении двух ВПП — Falcon и столкнулся со снегоуборщиком под управлением 60-летнего Владимира Мартыненко. По словам представителей МАК, при начале разгона пилоты Falcon не видели никаких препятствий на полосе, а заметили их позже.
 
"Через 14 секунд после начала движения самолета экипаж увидел предмет, который был идентифицирован как машина, пересекающая дорогу",— пояснил Алексей Морозов, подчеркнув, что экипаж это видел, но это не вызвало у него опасений, и самолет продолжил движение. "Еще примерно через 14 секунд произошло столкновение самолета со снегоочистителем. Экипаж увидел снегоочиститель непосредственно перед столкновением",— заключил председатель комиссии. По его словам, Falcon в этот момент уже набрал скорость почти в 250 км/ч и оторвался от земли. До самого крушения все системы самолета работали в штатном режиме. Отдельно в МАК подчеркнули, что диспетчеру "вышки" запросов на пересечение ВПП N1 спецтехникой не поступало.
 
Источник "Ъ", близкий к расследованию, фактически подтвердил слова представителей МАК, пояснив, что, по его данным, диспетчеры знали — на полосе N2 работают снегоуборочные машины, выполняя сушку полос и рулежных дорожек. Операторы двух машин обнаружили недалеко от ВПП, пересекающейся с полосой, на которой находился Falcon, несколько неработающих сигнальных фонарей. Зная, что в конце этой ВПП находились электрики, водители, работавшие в паре, решили отвезти им поломанную осветительную технику. Возвращаясь обратно, они и пересекли ВПП N1, на которой начал разгон Falcon.
 
Таким образом, МАК уже установил обстоятельства катастрофы, а ее непосредственных виновников предстоит определить СКР и суду.
 
К снегоуборщику добавили диспетчеров и инженера
 
В ночь на четверг в рамках расследования уголовного дела по ч. 3 ст. 263 УК ("Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц") следствием были задержаны руководитель полетов аэропорта Роман Дунаев, диспетчер-инструктор Александр Круглов, диспетчер-стажер Светлана Кривсун и ведущий инженер аэродромной службы Внуково Владимир Леденев. Первые трое отвечали за безопасность движения в воздухе и на ВПП, а инженер занимался вопросами уборки взлетного поля и поддержания его в нужном состоянии. Следствие считает, что все четверо плохо взаимодействовали между собой, не выполняя свои должностные инструкции, что и привело к несанкционированному появлению транспорта на ВПП, по которой стартовал самолет.
 
В свою очередь, "трудовой коллектив авиадиспетчеров" Внуково разместил в Twitter открытое письмо к главе СКР Александру Бастрыкину, потребовав "немедленно освободить коллег из-под стражи". Обращение было продублировано Федеральным профсоюзом авиадиспетчеров России (ФПАД). В нем утверждалось, что все трое были фактически задержаны еще утром 21 октября, на следующий день после катастрофы, после того как сдали ночную смену. По данным "Ъ", до этого к ним претензий не возникало. А именно Роман Дунаев составил самую первую справку об обстоятельствах ЧП во Внуково.
 
Коллеги утверждали, что диспетчеров допрашивали в помещении Внуковского центра обслуживания воздушного движения (относится к ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") практически без перерыва в течение 48 часов, не давая ни есть, ни спать. При этом адвокатов, предоставленных Госкорпорацией по ОрВД, к ним якобы не допускали. В результате стажерке Светлане Кривсун даже, по словам коллег, стало плохо и ей вызывали скорую. А в два часа ночи на четверг всех троих сотрудников, "истощенных морально и физически", в наручниках вывели из центра, отправив в ИВС.
 
Руководитель юрслужбы ФПАД Олег Бабич заявил "Ъ", что профсоюз начинает "всероссийскую и международную компанию солидарности" для освобождения задержанных. По его словам, само задержание было необоснованно, так как диспетчеры не уклонялись от общения со следствием, но с ними "поступили, как с опасными преступниками".
 
"В их действиях в принципе нет состава преступления, но СКР надо показать, как он роет землю в расследовании, приобретшем мировой уровень",— сказал господин Бабич. Он отметил, что его коллеги действовали в соответствии с инструкциями. Один из сотрудников Внуково также заявил "Ъ", что совсем не понимает, почему задержали начинающего диспетчера Светлану Кривсун.
 
"Светлана стала стажером только в августе этого года, поэтому ей, как новичку, доверяли самую простую работу. В день катастрофы она была диспетчером старта",— пояснил собеседник "Ъ". Он подчеркнул, что стажер не принимает никаких решений и не отдает приказов, а вся ответственность лежит на диспетчере-инструкторе, которыми обычно становятся специалисты экстра-класса, каким и является Александр Круглов.
 
В свою очередь, официальный представитель СКР Владимир Маркин категорически опроверг слова диспетчеров. Он отметил, что диспетчерам было предложено самим приехать в СКР для дачи показаний. За ними даже готовы были прислать транспорт. Но они отказались, а потому следователям пришлось приехать во Внуково, допросить их в присутствии адвокатов, а потом и задержать.
 
Возможно, уже сегодня СКР будет ходатайствовать в суде об арестах новых подозреваемых. Вчера суд определил на два месяца в СИЗО 60-летнего водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко, в которую врезался самолет. Защита в очередной раз опровергла выводы следствия о том, что водитель был пьян, заявив, что у него не брали на исследование ни кровь, ни мочу, предложив освободить его под залог в 1 млн руб.
 
"Я знаю, что причастен к происшествию. Но также знаю, что никогда не сбегу, потому что мне некуда бежать и скрывать нечего. Мне и так тяжело. А в заключении будет еще тяжелее",— сказал сам обвиняемый.
 
Отставки по следам катастрофы
 
Крушение Falcon во Внуково повлекло за собой и первые увольнения менеджеров: в отставку вчера ушли гендиректор ОАО "Международный аэропорт Внуково" Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев. Решение об отставке утвердил совет директоров компании, сообщили в аэропорту. Кроме того, от выполнения служебных обязанностей отстранены сменный директор аэропорта, начальник подразделения эксплуатации аэродрома и ведущий инженер-руководитель смены.
 
Аэропортом владеют две компании: ОАО "Международный аэропорт Внуково" управляет новым терминалом B, а ОАО "Аэропорт Внуково" — старым терминалом A. В первой компании 75% акций принадлежат частным собственникам, а 25% — государству. В ОАО "Аэропорт Внуково" распределение долей обратное: 75% акций — у государства, 25% — у частников. Диспетчеры аэропорта работают в филиале ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" — Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД).
 
Андрей Дьяков работал во Внуково 18 лет, в 2005 году возглавил "Международный аэропорт Внуково". При его руководстве были построены терминал B и терминал деловой авиации Внуково-3 (из него вылетал рейс главы Total), рассказали "Ъ" источники в отрасли. Сергей Солнцев работал в аэропорту девять лет, он курировал вопросы эксплуатации аэродромного комплекса, работу СПАСОП (службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов) и гражданской обороны. При его участии была проведена реконструкция и модернизация ВПП, рулежных дорожек и перрона, уточнили в аэропорту. Глава пресс-службы аэропорта Елена Крылова отметила, что "аэропорт не обезглавлен" и топ-менеджеров уже есть кем заменить, но пока кандидатуры не называются.
 
Возможно, этими увольнениями дело не закончится. Источники "Ъ" в отрасли говорят, что в отставку может уйти гендиректор ОАО "Аэропорт Внуково" Василий Александров. Другие источники "Ъ", близкие к ситуации, утверждают, что кадровые перестановки "точно коснутся МЦ АУВД" (в Госкорпорации по ОрВД от комментариев отказались). Один из собеседников "Ъ" в отрасли полагает, что могут последовать отставки высокопоставленных чиновников в ведомствах, курирующих гражданскую авиацию.
 
Один из источников "Ъ" считает, что катастрофа, ставшая причиной гибели четырех человек (экипажа Falcon и Кристофа де Маржери), возможно, вновь заставит чиновников вернуться к признанной ранее "малоперспективной" идее создания отдельного министерства, курирующего исключительно вопросы гражданской авиации. Но независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что вес гражданской авиации в экономике — порядка 1% — не настолько велик, чтобы создавать для нее отдельную структуру, а проблемы можно решить повышением эффективности текущего госуправления.
 
Пока неясно, скажется ли катастрофа на процессе консолидации бизнес-периметра Внуково. Правительство в рамках планов по развитию московского авиаузла планирует в первом квартале 2015 года передать аэродромы в концессии. Сейчас они принадлежат государству, которое финансирует ремонт и строительство ВПП и сдает аэродромы в аренду компаниям-операторам аэропортов. До передачи аэродромов в концессию правительство поручило каждому аэропорту Москвы консолидировать активы. В аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует вопросы консолидации) от комментариев отказались.


комментарии (2):

crj-2      24/10/2014 [10:03:37]#1
Интересно! А были такие случаи во Внуково раньше???

Nicky      24/10/2014 [16:16:51]#2
Теория заговора:

"Разбившийся глава Total был против антироссийских санкций и оплаты нефти в долларах"
http://rusvesna.su/third_world ...













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer