Встреча на высоком уровне
В среду в "Домодедово" топ-менеджмент аэропорта встречал губернатора Московской области Андрея Воробьева. Разговор шел о будущем аэропорта, и присутствие председателя совета директоров аэропорта Дмитрия Каменщика и председателя набсовета Валерия Когана намекало на важность встречи.
Программу развития Домодедово высокому гостю презентовал исполняющий обязанности директора аэропорта Денис Нуждин. В своей речи он подробно остановился на необходимости сооружения третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) и попросил губернатора "походатайствовать" о выделении бюджетных средств на её строительство. Проект готов и прошел Главгосэкспертизу, его поддерживает Министерство транспорта, а на документацию по проекту уже потрачено 400 млн рублей бюджетных средств, сказал Нуждин. Воробьев на просьбу менеджмента Домодедово сразу не отреагировал, но после закрытой от журналистов части совещания сказал, что Подмосковье будет “поддерживать все, что касается подмосковных аэропортов на федеральном уровне”. При этом Воробьев уточнил, что все решения по выделению средств федерального бюджета на такие проекты принимаются в специальной комиссии при Минтрансе.
Две полосы хорошо, а три - лучше
В Домодедово в сентябре началось строительство за 12,9 млрд руб. бюджетных средств второй взлетно-посадочной полосы (ВПП-2). В 2012 году официальный представитель аэропорта говорил, что новая полоса будет сдана в 2016 году. Сейчас, по условиям контракта, вторая полоса должна быть введена в эксплуатацию всего через два года - к концу 2016 года. Третья полоса в аэропорту Шереметьево, по условиям тендера, будет строиться 3,5 года.
Домодедово в цифрах
30,76 млн человек воспользовались услугами аэропорта в 2013 году
32,9 млн человек, по прогнозам аэропорта, составит пассажиропоток Домодедово в 2014 году
87 авиакомпаний выполняют рейсы в Домодедово
57 взлетно-посадочных операций в час в среднем совершается в аэропорту
230 направлений составляет маршрутная сеть аэропорта, 86 из них уникальны для Московского авиаузла
11-е место по пассажиропотоку занимает аэропорт Домодедово, согласно классификации ACI Europe
Но даже двух действующих полос Домодедово недостаточно, считает Нуждин. После модернизации воздушного пространства Москвы пропускная способность Домодедово составит 540 тыс. взлетно-посадочных операций в год, но с двумя полосами аэропорт сможет выполнить только около 380 тыс, сказал он на совещании с губернатором Московской области. Со строительством третьей полосы эта проблема будет решена, считает Нуждин.
ВПП-3 в Домодедово понадобится Москве и области еще и потому, что, по мнению Нуждина, аэродромной инфраструктуры вокруг столицы не хватит даже после запуска третьей полосы Шереметьево. По его словам, Шереметьево сразу после запуска новой полосы планирует начать реконструкцию первой. То есть количество взлетно-посадочных полос в целом в аэропортах Москвы не увеличится. “Мы выходим к этому времени (2018 год – РБК) на период, в течение которого будет иметь дефицит аэродромной инфраструктуры”, – сказал Нуждин.
Представитель Шереметьево объяснил РБК, что вопрос срочной реконструкции первой полосы аэропорта не стоит. Решение о её частичном закрытии еще не принято, оно будет обсуждаться после запуска третьей, новой, полосы, уточнил он.
С тем, что аэродромной инфраструктуры в Московском авиаузле будет недостаточно, не согласен совладелец “Внуково” Виталий Ванцев. По его словам, для увеличения пропускной способности аэродромов, необходима эффективная организация воздушного пространства и четкое управление уже существующей инфраструктурой. “Нам не полосы строить надо, а модернизировать воздушное пространство в соответствии с новыми технологиями”, – сказал он РБК.
Ищите деньги
Домодедово уже претендовало на средства ФНБ на строительство ВПП-3. Однако, по данным газеты “Коммерсант”, на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 1 октября, аэропорту Каменщика предложили искать другие варианты финансирования проекта. Источник РБК в финансово-экономическом блоке правительства подтвердил, что о выделении средств федерального бюджета на этот проект речи не идет. “Аэропорту рекомендовано искать кредитные средства”, – сказал он.
Представитель Домодедово рассказал РБК, что аэропорту предложено рассмотреть другие варианты финансирования проекта так, чтобы условия предоставления средств были сходи с условиями ФНБ. “Это могут быть и субсидирование процентной ставки по кредитам, различные формы госгарантий, и специализированные облигации”, – уточнил он. Стоимость проекта он оценил в 35-37 млрд рублей в ценах 2016-2019 года.
Для того, чтобы аэропорт мог получить средства из федерального бюджета, частному оператору аэропорта необходимо заключить концессионное соглашение с государством – для этого аэропорт должен консолидировать активы и раскрыть конечных бенефициаров. Домодедово в сентябре 2013 года объявило, что его конечным бенефициаром является председатель совета директоров Дмитрий Каменщик.
Но владельцы активов с тех пор могли поменяться, говорит источник РБК в одном из столичных аэропортов. Он предположил, чтол проблемы с выделением средств ФНБ на третью полосу могли возникнуть как раз из-за непрозрачной структуры владения активами “Домодедово”. Как сообщал ТАСС в 2013 году со ссылкой на презентацию для инвесторов, 88% активов холдинговой компании DME Limited принадлежат пяти офшорным компаниям, которые формируют до 100% выручки группы. Однако, по данным кипрского регистра, которые есть в распоряжении РБК, на 15 октября этого года с 2012 года владельцами активов DME Limited считаются Шон Фергюсон Каирнс (36,3% акций) и Джейн Элизабет Петерс (63,7% акций).
История третьей полосы Домодедово
2005 год
Постановлением правительства Московской области был зарезервирован участок площадью 12 тыс. га под третью независимую полосу в Домодедово
2009 год
В декабре Росавиация утвердила обоснование инвестиций на реконструкцию и развитие аэропорта Домодедово, в котором был прописан бюджет на строительство третьей взлетно-посадочной полосы и реконструкцию второй. Стоимость всех работ оценивалась в 80,5 млрд руб. в ценах 2008 года.
2012 год
В марте Росавиация отказалась утвердить проект строительства новой взлетно-посадочной полосы в Домодедово из-за ее дороговизны (стоимость проекта превысила выделяемые государством по ФЦП средства на 13 млрд руб.).
2013 год
В июле Домодедово был признан самым перегруженным аэропортом Московского авиационного узла. В сентябре «Главгосэкспертиза России» дала положительное заключение на проект третьей ВПП, разработанный НИИ «Аэропроект».
2014 год
Весной 2014 года проект строительства третьей полосы стал претендовать на средства Фонда национального благосостояния (на проекты по развитию Московского авиаузла из ФНБ планировалось выделить более 260 млрд руб.). На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 1 октября представителям Домодедово было рекомендовано искать «другие варианты» финансирования.