Одновременно «Ростех» с канадской машиностроительной компанией «Бомбардье» (Bombardier) договорились о создании совместного предприятия по сборке самолетов Q400 для региональных перевозок
Сегодняшняя ситуация в отечественном самолетостроении во многом напоминает условия, сформировавшиеся несколько лет назад в автопроме. В России тогда шли ожесточенные споры о том, нужно ли пускать в страну мировых автогигантов. Сегодня же о спорах все забыли. Миллионы жителей страны пересели на машины, собранные в России под марками лидеров мирового автомобилестроения. При этом успешно развивается и российский автопром.
Нечто подобное сегодня можно наблюдать и в авиации. Россияне летают на «Боингах» и «Эйрбасах», началась эксплуатация новейшего отечественного «Суперджет-100», разработанного в международной кооперации. На подходе - ближне- среднемагистральный МС-21. Но отдельные сегменты российского авиапрома находятся не в лучшем состоянии. Особенно остро стоит проблема новых самолетов для местных перевозок, рассчитанных на 10-20 пассажиров и обслуживающих перелеты на расстояние до тысячи километров, отмечает главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров:
"Наша авиационная промышленность в лице фактического монополиста - Объединенной авиастроительной корпорации, - не планирует строить самолеты подобного класса и полностью сконцентрировала усилия на строительстве магистральных самолетов. Значит, эта ниша остается незаполненной. А отдельные частные предприятия, которые существуют, не в состоянии будут поднять подобные проекты. Поэтому без привлечения западных партнеров у нас ничего не получится. Конкуренцию на рынке они составить не могут, поскольку в этом классе машин перспективных разработок нет".
В проекте «Ростеха» и «Даймонд Эйркрафт» речь идет о промышленной сборке с последующей локализацией. У российской стороны есть собственное композитное производство и двигатели. Это позволяет создать принципиально новую машину для региональных перевозок, отмечает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий:
"Самолет по его бортовому оборудованию, по всему прочему получается довольно дорогим, а пассажиров перевозит немного. Поэтому очень трудно сделать самолет, у которого была бы хорошая экономика. В этом сегменте в мире есть немного машин. Например, чешский Л-419, который выпускается много лет. Он прошел несколько модернизаций, и сейчас соответствует современным требованиям. Тем не менее есть определенная ниша, чтобы создавать принципиально новый самолет. Поэтому, если «Даймонд Эйркрафт» тоже заинтересован, - это будет перспективный проект".
По мнению Романа Гусарова, в развитии сотрудничества с западными компаниями можно идти разными путями:
"И лицензионное производство с максимальной локализацией на территории России. И создание совместных предприятий, причем не только по производству уже существующих моделей, но и по совместной разработке воздушных судов. Один из примеров – самолет «Суперджет 100», который создавался в международной кооперации. Это первая попытка соответствовать современным требованиям по уровню безопасности полетов, по качеству производства и по сертификационным требованиям".
О сборке самолета Q400 для региональных перевозок «Ростех» договорился и с канадской компанией «Бомбардье» (Bombardier). Она рассчитывает на рост этого сегмента рынка в России в ближайшие годы. «Ростех» инвестирует в проект сто миллионов долларов. Канадцы, в свою очередь, передадут технологии, права на интеллектуальную собственность и конструкторскую документацию. По предварительным данным, предприятие разместится в особой экономической зоне в Ульяновске и будет выпускать до 24 самолетов в год.