Эксперты ВШЭ порекомендовали прекратить или реформировать программу субсидирования авиаперевозок на Дальний Восток «ввиду ее экономической неэффективности». В федеральном бюджете на 2013 — 2020 годы на эту программу заложено около 25 млрд руб.
Эксперты считают, что у государства «нет необходимости субсидировать рейсы из Якутска в Геленджик и обратно в разгар летнего сезона», а население Дальнего Востока может выбрать альтернативные, менее дорогие с точки зрения транспортных издержек места для отдыха.
В качестве альтернативы эксперты предложили субсидировать поездки в низкий зимний сезон или сохранить дотации отдельным группам граждан. Для компенсации выпадающих доходов авиакомпаний предлагается отменить НДС (18%) при покупке или лизинге самолетов.
Программа субсидирования льготных авиаперевозок с Дальнего Востока была запущена правительством в 2009 году, по 18 направлениям было перевезено 163 тыс. человек. В 2013 году программой могут воспользоваться более 520 тыс. пассажиров на 42 направлениях, на это выделено 3,5 млрд руб.
Отметим, что власти дальневосточных регионов все последние годы просят расширить программу субсидированных перевозок. Так, в ответ на обращение и.о. губернатора Магаданской области Владимира Печеного заместитель министра транспорта России Валерий Окулов пообещал рассмотреть возможность добавить в список маршрутов еще два рейса: Магадан—Хабаровск—Магадан и Магадан—Краснодар—Магадан. На сайте областного правительства приводятся слова господина Печеного о том, что «увеличение списка субсидируемых авиамаршрутов необходимо, поскольку авиабилеты из Магадана и обратно стоят дорого, особенно летом, в период отпускной кампании».
Первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров утверждает, что программа субсидированных перевозок жителей Дальнего Востока не имеет целью субсидировать или поддерживать авиакомпании, а «участвующие в ней перевозчики выполняют социальный заказ». В «Трансаэро» считают, что программа является эффективной, и выступают за то, чтобы она действовала круглогодично. Компания в 2012 году перевезла в рамках программы 133 тыс. человек, а в нынешнем году, за два месяца до окончания действия программы, уже 106 тыс. Освобождение российских авиакомпаний от пошлин на ввоз иностранной авиатехники никак не связано с программами субсидированных перевозок, заявил „Ъ“ господин Столяров.
Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский полагает, что субсидирование рейсов не поможет экономическому и социальному развитию отдаленных территорий. «Это парадоксально, но чем у нас доступнее становится территория, тем сильнее дорожают услуги. Компании от таких федеральных вливаний, безусловно, выигрывают, но в рынок это не вписываются»,— заявил он „Ъ“. По его словам, вложения в доступность отдаленных территорий вряд ли окупятся в силу низкой плотности населения.