Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МАКС-2013 – рабочая площадка, а не ярмарка тщеславия


6 сентября 2013 года Виктор Мясников , Независимая газета


С 27 августа по 1 сентября в подмосковном Жуковском на аэродроме Летно-испытательного института имени М. Громова прошел XI Международный авиационно-космический салон МАКС-2013. Можно констатировать, что у выставки появилось свое лицо. МАКС больше не пытаются подтянуть до уровня Ле-Бурже и Фарнборо. Это в большой степени внутрироссийское мероприятие. И его третье место в иерархии международных авиасалонов уже никто не оспаривает.

Обычно Московский авиасалон открывал президент РФ Владимир Путин. Но в нынешнем году он заранее известил об отказе от посещения выставки. Как предположили некоторые эксперты, потому, что никаких авиационных новинок на МАКС-2013 не ожидается. С другой стороны, Дальний Восток тонет, бюджет приходится урезать – проблем более чем достаточно. Тут не до прогулок по салону.

Но за шумными обсуждениями данного обстоятельства никто не заметил, что на МАКС-2013 отсутствовал человек, просто обязанный там присутствовать по долгу службы. Речь о руководителе Роскосмоса Владимире Поповкине. Во время визита на выставку премьер-министра Дмитрия Медведева и на переговорах с главой Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жаком Дорденом его успешно подменил заместитель – Олег Фролов.

Не исключено, что именно Олег Фролов возглавит реформирование ракетно-космической промышленности. Системный проект реформирования отрасли Роскосмос внес в правительство.

Еще одно значительное событие – в ходе выставки 28 августа состоялось торжественное подписание документа о присоединении Роскосмоса к деятельности Международной хартии по космосу и крупным катастрофам. Россия стала 15-м участником хартии, действующей с 1999 года. Долгие годы Роскосмос уклонялся от подписания. Но теперь МЧС РФ может бесплатно получать спутниковые снимки обстановки в Приамурье.

ГЛАВНАЯ СТАТЬЯ ДОХОДОВ

Международный авиационно-космический салон прошел все полагающиеся стадии развития. Он побывал ярмаркой, куда зазывают покупателей со всего мира, и выставкой достижений авиапрома.

Сейчас это рабочая площадка высокой интенсивности, где за три дня, закрытых для массовой публики, проходят переговоры, подписываются протоколы о намерениях, возникают договоренности и показательно заключаются контракты. Рядовому зрителю тут будет скучно, поскольку демонстрационные полеты начинаются лишь в 16 часов и длятся час.

Разумеется, на МАКСе есть место пиару и рекламе, в какой-то мере это все же выставка достижений, новых технологий и бизнес-предложений. Это приглашение к сотрудничеству от нескольких сотен фирм, предприятий и корпораций.

В массах укоренилось мнение, что на МАКСе показывают самолеты и вертолеты, в этом, дескать, смысл выставки. На самом деле главной функцией салона стало завязывание отношений между изготовителями двигателей, комплектующих, поставщиками оборудования, авионики, отдельных деталей и всего остального, из чего собирается летательный аппарат. Здесь в течение трех дней можно напрямую пообщаться с директорами и ведущими специалистами всех предприятий отрасли. Здесь завязываются производственные связи и возникают совместные проекты.

На авиасалонах в Ле-Бурже и Фарнборо представлен весь ассортимент мирового военного авиастроения. Поэтому там всегда много делегаций стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они могут познакомиться в течение нескольких дней со всей линейкой истребителей, бомбардировщиков и транспортников мира. Но потом многие из этих делегаций отправляются на МАКС, чтобы ближе узнать российскую технику.

Генеральный спонсор МАКС-2013 «Рособоронэкспорт» провел за время выставки более 60 переговоров более чем с делегациями из 40 стран. Речь шла не только о новинках авиации, но и системах ПВО, и авиационных средствах поражения. Особенно важно, что иностранные гости могли совершить ознакомительный полет на учебно-боевом самолете Як-130. Особенность этой машины – способность имитировать управление целым рядом российских и некоторых зарубежных истребителей. То есть имеется возможность почувствовать себя пилотом, например Су-30МК. Так что ненапрасно МАКС для «Рособоронэкспорта» является ключевым событием года. Для зарубежных гостей проводятся специальные презентации российских самолетов и вертолетов.

Средства ПВО на статичной стоянке были представлены отдельными машинами из различных комплексов – «Антей-2500», «Бук-М2Э» и других. Однако впервые на МАКС был задействован интерактивный выставочный комплекс. И в этом формате иностранные специалисты могли увидеть комплексы и системы ПВО С-400, «Антей-2500», «Бук-М2Э», «Тор-М2Э», «Панцирь-С1», «Игла-С».

Сейчас на авиационную технику и средства ПВО приходится 58% от общего портфеля заказов «Рособоронэкспорта». В 2013 году ожидается дальнейший рост продаж вертолетной техники и средств ПВО. Прогнозируется рост экспортных поставок в этих сегментах на 20 и 30% соответственно. С начала года заключен ряд контрактов, в том числе с Индией на поставку дополнительной партии военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 – 59 единиц для ВВС и 8 единиц для МВД.

ЗАНЯТЬ СВОЕ МЕСТО НА РЫНКЕ

Глобализация ведет к размыванию государственных границ в сфере производства. В авиастроение втягиваются страны, никогда своей авиационной промышленности не имевшие. Их сфера деятельности – производство компонентов. Именно здесь зачастую формируются инновационные и прорывные решения. А поскольку мировые производители самолетов закупают самые лучшие комплектующие независимо от страны происхождения возникновение международной системы разделения труда было неизбежно.

Очень важно, чтобы Россия заняла свое место в этой системе и как производитель компонентов, и как покупатель. В том и другом случаях речь идет о самых конкурентоспособных, лучших в данном секторе сборочных единицах и материалах. Отличный пример: производство титановых корпусных деталей и несущих балок для «Боинга» на уральском комбинате АОА «Корпорация АВИСМА–ВСМПО». В США тоже есть титановое производство, оно дает основную часть титановых изделий для военной авиации Пентагона, но в сфере бизнеса патриотизм должен подкрепляться качеством и лояльной ценой.

Мировой финансово-экономический кризис практически не затронул гражданскую авиацию. Производство пассажирских и грузовых самолетов и вертолетов постоянно растет. И спрос будет только увеличиваться. В принципе места на рынке хватит всем. Просто «Боинг» и «Эрбас» займут 99% рынка магистральных лайнеров, а остальные производители, включая российских, будут биться за десятые доли процента.

В сегменте среднемагистральных пассажирских машин почти весь рынок поделят канадский «Бомбардье» и бразильский «Эмбраер». За счет дешевизны что-то могут получить самолетостроители Китая. Россия будет по-прежнему предлагать «Суперджет-100» и МС-21. И хотя «Суперджет» на 85% состоит из зарубежных комплектующих, не факт, что это самые конкурентоспособные компоненты, тем более не самые дешевые.

В этом плане гораздо реалистичнее выглядит техническая политика холдинга «Вертолеты России». На МАКС-2013 в виде первого опытного образца был представлен вертолет Ка-62, к созданию которого привлечены компании из Германии, Франции, Австрии и других стран. Уже есть заказ на поставку семи машин для бразильской компании AtlasTбxiAйreo. Поставки начнутся с 2015 года. В салоне Ка-62 может разместиться до 15 человек. Отличается высокой крейсерской скоростью и низким уровнем вибрации. По соотношению дальность/нагрузка этот вертолет уже признан одним из лучших в своем классе.

Ка-62 стал первым уникальным проектом холдинга «Вертолеты России», реализованным в рамках международной кооперации с европейскими партнерами, которые работают над созданием отдельных узлов и агрегатов. Он оснащен двигателями Ardiden 3G французской компании Turbomeca, соответствующими самым строгим требованиям к экологичности и топливной эффективности. Надежность работы обеспечивает двухканальная электронно-цифровая система управления двигателями FADEC. Топливная система тоже французская, компании Zodiac Aerospace, одного из лидеров в производстве данных систем.

Трансмиссия на Ка-62 от австрийской компании Zoerkler Gears Gmb H&Co KG. «Стеклянная кабина» разработана российской компанией «Транзас». Ожидается, что сертификация Ка-62 завершится к концу 2014 года. Применение лучших зарубежных компонентов облегчает процесс получения сертификатов в разных странах. Во время работы авиасалона 27 августа «Вертолеты России» подписали контракт на поставку еще одной партии КА-62 в Латинскую Америку. Два вертолета вкупе с пятью Ми-171А1 заказала компания Vertical de Aviacion из Колумбии.

Ми-171А1 уже в течение нескольких лет успешно эксплуатируется в Латинской Америке. Компания Vertical de Aviacion базируется в международном аэропорту Эль-Дорадо (Богота, Колумбия). Компания эксплуатирует 30 вертолетов типа Ми-17. Машина предназначена для перевозки до 26 пассажиров и до 4 тыс. кг груза, производится на Улан-Удэнском авиационном заводе, входящем в холдинг «Вертолеты России». В Бразилии Ми-171А1 используется для обеспечения буровых работ во влажной сельве. Отмечаются его безотказность и эффективность.

Начиная с 2000 года экспорт российской вертолетной техники растет уверенными темпами. В 2001 году по линии «Рособоронэкспорта» зарубежным заказчикам было поставлено всего 12 единиц, а в плане на 2013 год их уже свыше 130. Ожидается, что объем поставок вертолетной техники в текущем году, по сравнению с 2012 годом, вырастет более чем на 20%. На МАКС-2013 впервые по линии военно-технического сотрудничества подписан контракт с Министерством обороны Республики Камерун на поставку вертолетов типа Ми-17. Именно российские вертолеты являются тем ключом, который открыл двери для отечественной оборонной продукции в страны Латинской Америки и сейчас открывает в африканские страны.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПВО

Еще один активно растущий сегмент мирового оружейного рынка – противовоздушная оборона. Основной ударной силой в масштабных конфликтах последнего времен служили средства воздушного нападения – самолеты, крылатые ракеты, корректируемые авиабомбы и ракеты. Нынешние угрозы нанести по Сирии удар с кораблей в Средиземном море и Персидском заливе лишь доказывают необходимость построения мощной системы ПВО, если государство намерено сохранять суверенитет.

Россия – бесспорный лидер в этой области. А в России основной разработчик и изготовитель комплексов и систем ПВО – концерн «Алмаз-Антей».

На МАКС-2013 концерн впервые представил широкой публике зенитную ракетную систему С-350Е «Витязь». Она приходит на смену снимаемым с вооружения ЗРС С-300, выпускавшимся еще в 1980-е годы. С-350Е предназначена для защиты объектов от массированных ударов современных и перспективных средств воздушного нападения, в том числе выполненных по технологии «стелс», включая тактические и оперативно-тактические баллистические ракеты. Основой новой системы ПВО стал инновационный многофункциональный радиолокатор. Как отмечают в «Алмаз-Антей», система способна одновременно отражать удары различных типов средств воздушного нападения с любых направлений во всем диапазоне высот их полета в любых погодных условиях днем и ночью в сложной помеховой обстановке. Время приведения ЗРС «Витязь» в боевую готовность с марша составляет не более 5 минут.

На авиасалоне были показаны три машины из состава комплекса «Витязь» – самоходная пусковая установка 50П6Е с 12 транспортно-пусковыми контейнерами зенитных ракет, многофункциональная радиолокационная станция 50Н6Е и пункт боевого управления 50К6Е. Все на базе четырехосных автомобильных шасси Брянского автозавода.

Система может одновременно поражать 16 аэродинамических и 12 аэробаллистических целей на дальности от 1,5 до 20–25 км. Степень автоматизации такова, что боевой расчет состоит всего из трех человек.

Еще одна интересная новинка – автономный боевой модуль 9А331МК-1 «Тор-М2КМ», использующий ракеты 9М331МК-1. Это еще один образец зенитно-ракетного комплекса «Тор». Бронированный модуль весит 15 тонн и может устанавливаться на любое подходящее колесное шасси. На МАКС-2013 был представлен модуль, смонтированный на четырехосном грузовом автомобиле марки TATA производства Индии.

На таких грузовиках был представлен почти полный комплекс «Тор-М2КМ». Помимо автономного боевого модуля 9А331МК-1 в состав ЗРК входят зенитный ракетный модуль 9М334, транспортно-заряжающая машина 9Т224К – они были представлены на МАКСе. И машина – мастерская технического обслуживания. Дополнительно заказчик может приобрести батарейный командный пункт и тренажеры для подготовки расчетов.

Станция обнаружения целей ЗРК способна одновременно обрабатывать до 48 целей, 10 из которых можно взять на сопровождение с автоматическим определением приоритета. Одновременно могут наводиться на цели четыре ракеты. Радиолокационная станция обнаруживает цели на дальностях до 32 км. Поражение целей производится на дальностях от 1 до 15 км на высотах в пределах от 10 до 10 тыс. м.

Максимальная скорость перехватываемой цели – 700 м/сек, то есть около 2 Маха. Время реакции – пуск первой ракеты после обнаружения цели – 5–10 секунд.

Ульяновский механический завод, входящий в концерн ПВО «Алмаз-Антей»,  впервые представил мобильный тренажер ЗРК «Бук-М2Э». Он полностью повторяет действующий ЗРК «Бук-М2Э». Аппаратура позволяет полностью имитировать реальную воздушную обстановку. Можно даже ввести привязку тренажера к конкретной местности, введя электронную карту. На тренажере четыре рабочих места: командира экипажа, двух операторов и инструктора. Все действия фиксируются информационно-вычислительной системой, что позволяет затем выявить ошибки в действиях и устранить их.

В объединенной экспозиции концерна ПВО «Алмаз-Антей», представлявшей продукцию двух десятков предприятий, входящих в корпорацию, можно было увидеть целый ряд уменьшенных моделей комплексов и систем ПВО. Но особо впечатлил огромный экран, на котором в режиме нон-стоп показывалась работа этих машин: остановка на марше, развертывание, отражение воздушно-космического нападения.

НА ДАЛЬНЕЙ ДИСТАНЦИИ

Такой же экран во всю стену демонстрировал продукцию корпорации «Тактическое ракетное вооружение» («ТРВ»). А на экране можно было наглядно видеть технологический прорыв, совершенный конструкторами «ТРВ». Вот авиационная ракета, стоящая на вооружении с ХХ века дальностью 100 км. А вот показатель новой разработки – 200, а то и 240 км. Примерно такой же двукратный рост в скоростных характеристиках. Очень эффектны кадры поражения целого звена самолетов противника. Тяжелый АВАКС в сопровождении истребителей не может на большом расстоянии засечь атакующий истребитель, тем более позади себя. Как не успевает увидеть и рой малозаметных сверхзвуковых ракет, которые догоняют и поражают все авиационное звено.

На прошлом МАКС-2011 корпорация «Тактическое ракетное вооружение» представляла 15 ракет нового поколения. В этот раз решено было показать лишь те, что уже прошли цикл испытаний или заканчивают его.

Самолет 5-го поколения должен быть вооружен ракетами 5-го поколения. Они тоже должны быть малозаметными, сверхманевренными и высокоскоростными. Именно в этом направлении сейчас работает корпорация «ТРВ», разрабатывая, испытывая и поставляя широкую номенклатуру авиационного управляемого вооружения классов «воздух–воздух», «воздух–поверхность», а также морского ракетного вооружения «корабль–корабль», «берег–корабль».

На сегодняшний день не менее десятка новейших разработок авиационного (в том числе для ПАК ФА) и морского высокоточного оружия уже прошли испытания, находятся на стадии завершения испытаний, и ведется подготовка их серийного производства. Уже успешно прошли испытания ракеты Х-31ПД, РВВ-МД и РВВ-СД, РВВ-БД и Х-31АД. Уже предлагаются на экспорт новые образцы, соответствующие лучшим мировым образцам, а по ряду показателей превосходящие их.

Управляемая ракета РВВ-БД не имеет аналогов в мире. Она способна поражать любые воздушные цели на дальности до 200 км (дальность ее предшественницы Р-33Э – 120 км). Ракета способна маневрировать с перегрузкой 8 g (у Р-33Э – 4 g) в диапазоне высот от 15 м до 25 км. При этом боевая мощь ракеты возросла почти на треть.

Корпорацией успешно развивается направление высокоскоростных авиационных управляемых ракет семейства Х-31 на базе комбинированного прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Среди новейших разработок – Х-31ПД (противорадиолокационная) и Х-31АД (противокорабельная). В них реализованы самые передовые достижения в области создания высокоточного оружия.

Максимальная дальность пуска Х-31ПД увеличена до 180–250 км. Это значит, что она может успешно применяться из-за пределов досягаемости любых современных и перспективных систем ПВО потенциального противника. Заметим, что знаменитая американская система ПРО–ПВО «Пэтриот» имеет дальность действия 80 км. Ударом с безопасного расстояния Х-31ПД способна уничтожить любую наземную РЛС, полностью ослепить ПВО противника. Без сомнения, в настоящее время эта противорадиолокационная УР в своем классе является одной из лучших в мире. А может, и лучшей.

На смену находящейся на вооружении унифицированной противокорабельной ракете Х-35Э приходит управляемая ракета нового поколения – Х-35УЭ со значительно улучшенными тактико-техническими характеристиками. Комбинированная система наведения с использованием инерциальной и спутниковой навигации, а также активно-пассивной головки самонаведения (ГСН), обеспечивает Х-35УЭ более высокую точность и помехозащищенность. Применение Х-35УЭ значительно расширяет боевые возможности корабельного комплекса типа «Уран» и берегового «Бал».

Х-35УЭ ни в чем не уступает последней версии американской управляемой противокорабельной ракеты «Гарпун» (Harpoon AGM-84J, блок 2) и превосходит другие известные в мире ракеты подобного класса (самую распространенную на Западе французскую Exocet блок II и блок III, израильскую Gabriel SAS Mk4LR, шведскую RBS15F (M), норвежскую AGM-119A Penguin Mk3 и др.).

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» продолжает работы по дальнейшему развитию семейства крылатых ракет воздушного базирования ряда Х-55, которые открывают принципиально новые боевые возможности отечественной дальней авиации в качестве автономного высокоточного оружия большой и средней дальности, обеспечивающего функцию стратегического неядерного сдерживания.

Помимо ракет к классу высокоточного оружия также относятся корректируемые (управляемые) авиабомбы (КАБ). В ряде случаев эффективностью применения они соизмеримы с управляемыми ракетами. Сегодня КАБы корпорации «ТРВ» оснащаются высокотехнологичными системами наведения – телевизионно-корреляционными, лазерными-гиростабилизированными, спутниковыми. Дальнейшее развитие класса этого класса авиационного вооружения связано главным образом с увеличением точности и дальности их применения. Сейчас уже понятно, что стремительно развивается класс ударных беспилотных летательных аппаратов. Это значит, что актуальной задачей становится создание КАБов малого калибра – до 100 кг.

Корпорация успешно развивает и морскую корабельную тематику. Продолжается совершенствование уникальной системы вооружения на базе скоростной подводной ракеты «Шквал-Э», развивающей скорость на марше до 100 м/с – 6 км в минуту под водой. Уклониться от столь высокоскоростного оружия практически невозможно. Однако корпорация «Тактическое ракетное вооружение» может предложить зарубежному заказчику малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-Э/НК», который способен в ближней зоне корабля поражать не только подводные лодки, но и атакующие торпеды.

Тему высокоточного оружия успешно развивает и холдинг с соответствующим названием ОАО «НПО «Высокоточные комплексы». На МАКС-2013 «Высокоточные комплексы» показывали в первую очередь средства ПВО. На открытой площадке демонстрировался самый популярный комплекс – боевая машина ЗРПК «Панцирь-С1» на колесном шасси. Кроме того, были показаны батарейный пункт управления, многоцелевой комплекс «Корнет-ЭМ» на базе бронемашины «Тигр», перспективная разработка – ракета-мишень 95Я6-2М.

Все это дополнялось тренажерами для комплексов «Панцирь-С1» и «Корнет-ЭМ». Кстати, экспортировать учебное имущество предприятия могут самостоятельно, без посредничества «Рособоронэкспорта». И спрос на подобные классные тренажеры и другое учебное имущество растет. Ведь это гораздо дешевле и эффективнее, чем задействовать для учебы штатное вооружение и расходовать дорогостоящие боеприпасы. В представленных тренажерах на экране отображается поражение воздушных целей. Благодаря тренажерам происходит боевое слаживание расчетов, отрабатываются навыки техобслуживания.

ЕВРОПА ПОМОЖЕТ ИЛИ УНИЧТОЖИТ

Создание новой техники невозможно без инновационных технологий проектирования и производства. Россия, честно надо признать, за последние 20 лет в этой сфере значительно отстала от передовых стран. Поэтому не удивительно, что во время МАКС-2013 корпорация «Сименс» и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) заключили корпоративное соглашение о долгосрочном стратегическом партнерстве. Отныне ОДК будет использовать в своих конструкторских бюро и серийных заводах единое программное обеспечение, что будет способствовать повышению эффективности и производительности.

«Сименс», арендовавший на МАКС-2013 отдельное шале, давно и плодотворно сотрудничает с Объединенной авиастроительной корпорацией. И на выставке подписал с холдингом «Вертолеты России» меморандум, определяющий принципы и основные направления сотрудничества компаний. Этот же документ закрепляет решение холдинга о выборе PLM-технологии от «Сименс» в качестве стандарта для автоматизированного проектирования и управления данными об изделии на всех предприятиях холдинга.

Система электронного проектирования уже прошла обкатку в КБ имени М.Л. Миля. Электронный макет и чертежи нового ударного вертолета Ми-28Н были готовы всего за полтора года. Причем на сборочном заводе отметили, что впервые вертолет собирался без проблем – все детали без доработок подходили одна к другой. Отныне кульман, карандаш и линейка отошли в область преданий.

На МАКС-2013 украинское АО «Мотор Сичь», специализирующееся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской авиации, было представлено в экспозиции «НПО «А. Ивченко». Помимо целого ряда двигателей впервые был представлен модернизированный Ан-2-100 с турбовинтовым двигателем МС-14. Старая «аннушка», которую сейчас повадились называть «кукурузником», поскольку настоящий «кукурузник» По-2/У-2 давно забыт, получила новую жизнь. У Ан-2-100 в полтора раза увеличилась дальность полета с коммерческой нагрузкой в 1500 кг. Вместо дорогого авиабензина самолет переведен на более дешевый керосин.

Украинские двигателисты поставляют агрегаты и для ряда российских самолетов и вертолетов. Однако генеральный директор «Мотор Сичь» Вячеслав Богуслаев на пресс-конференции заявил, что в случае интеграции Украины в ЕС переход на стандарты ЕС погубит авиапромышленность республики. Все двигатели «Мотор Сичь» сразу попадут под запрет, поскольку в некоторых деталях металл на 0,01% отличается от евростандарта. Кроме того, все измерения в промышленности придется переводить в дюймы, футы и фунты.

Среди зарубежных экспозиций хотелось бы отметить стенд Исламской Республики Иран. Закрытая страна приоткрыла свои космические тайны. Посетителям авиасалона были показаны макеты первых трех иранских космических аппаратов. Молодой стендист на хорошем русском языке рассказал, что пока идет отработка новых для Ирана технологий. Еще два спутника будут экспериментальными. А потом будет запущен аппарат зондирования земной поверхности. Что вполне логично, учитывая враждебное окружение родины шиитской революции. Помимо спутников и моделей ракет-носителей, которые вывели их в космос, были представлены разработки студентов аэрокосмического инженерного факультета технологического университета.

Российские вузы тоже были достаточно широко представлены на МАКС-2013. Многие посетители обратили внимание на очкариков в костюмах Супермена, рассекавших толпу на самокатах. Однако вместо символа сверхчеловека на них была символика МАИ. Этот вуз представил легкие самолеты студенческого КБ и активно занимался самопиаром среди молодых гостей МАКСа.

МГТУ имени Н.Э. Баумана помимо технических разработок представил в павильон «Ростеха» совместные разработки с предприятиями госкорпорации, включая композитные материалы для авиастроения. Основная экспозиция  была представлена в павильоне «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи». Представленный здесь сверхмалый космический аппарат (пикоспутник) «Парус – МГТУ» планируется запустить с МКС. Спутник весом 900 г может активно работать на орбите 14 дней. Ажиотажным спросом среди посетителей пользовался аппаратно-программный комплекс для дерматоглифических исследований «Малахит»для профотбора специалистов, работающих в экстремальных условиях. Всем хотелось оценить свои возможности.

Если рассматривать прошедший МАКС с точки зрения дальнейшего развития авиакосмической отрасли, то следует его признать вполне успешным. Ясно видно движение вперед в незаметной на первый взгляд технологической области. Однако именно здесь находится основа всех успехов.

А гражданскому посетителю можно только посочувствовать. Безумные цены, дожди, долгая дорога домой. Не все пожелают посетить следующий МАКС-2015.  



комментарии (2):

rad123      10/09/2013 [01:11:34]#1
У
Ан-2-100 в полтора раза увеличилась дальность
полета с коммерческой нагрузкой в 1500 кг. Вместо
дорогого авиабензина самолет переведен на более
дешевый керосин.

Цена литра керосина 30-40 рублей. И это при обьеме реализации 300 тон в сутки (в розницу цена будет выше).

Не такой уж он (авиационный керосин) и дешовый!

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      10/09/2013 [01:18:16]#2
Это где ж такие цены? На Камчатке?













Материалы рубрики

Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSutj
Услуги по конопатке стен на http://remont.youdo.com/carpentry/konopatki/.
Цены на малярные работы на http://remont.youdo.com/decorator/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer