Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Движки наши тяжкие


5 сентября 2013 года Елена Киселева, Егор Попов, КоммерсантЪ


Рыбинскому НПО "Сатурн", производящему двигатели для Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) и истребителей пятого поколения ПАК ФА, вновь потребовалась господдержка. Как стало известно "Ъ", Внешэкономбанк (ВЭБ) готовит план финансового оздоровления предприятия, предполагающий рефинансирование его долгов перед ВТБ, Газпромбанком и МСП-банком в размере до 15 млрд руб. Решение о выделении этих средств может быть принято на ближайшем наблюдательном совете ВЭБа в конце сентября, если будет решен вопрос о получении "Сатурном" госгарантий.

О том, что ВЭБ может заняться финансовым оздоровлением НПО "Сатурн", входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), "Ъ" рассказал источник, близкий к госкорпорации. По его словам, речь идет о рефинансировании задолженности "Сатурна" перед банками в размере до 15 млрд руб. В качестве основных кредиторов предприятия собеседник "Ъ" назвал ВТБ, Газпромбанк (ГПБ) и МСП-банк (входит в группу ВЭБа). "Вопрос об оздоровлении "Сатурна" силами ВЭБа может быть вынесен на ближайший набсовет, запланированный на конец сентября",— утверждает он. Другой источник "Ъ", знакомый с ситуацией, уточнил, что участие ВЭБа в финансовом оздоровлении "Сатурна" зависит от того, удастся ли предприятию получить госгарантии, что может занять до полутора лет.

В пресс-службе ОДК "Ъ" пояснили, что в конце 2012 года было принято решение о государственной поддержке "Сатурна" по нескольким направлениям: дофинансирование инвестпрограммы, рефинансирование кредитного портфеля в размере 15 млрд рублей и субсидирование процентной ставки по кредитам.

"О том, что кредитный комитет в ВЭБе состоялся, мы знаем, но итоговые условия рефинансирования нам официально не представлены",— отметил представитель ОДК. В ВЭБе от комментариев отказались.

Акционеры ОАО "НПО "Сатурн"" — УК ОДК (74,85%) и ОПК "Оборонпром" (20,57%) (оба входят в "Ростех"). Производит двигатель пятого поколения для ПАК ФА, АЛ-55И для учебно-тренировочных и легких боевых самолетов; двигатель SaM146 для SSJ-100 и корабельные газотурбинные двигатели. Выручка за первое полугодие — 7,84 млрд руб., чистый убыток — 1,35 млрд руб.

Крупнейший кредитор НПО "Сатурн" — ВТБ, следует из финансовой отчетности предприятия за второй квартал 2013 года. В качестве действующих указаны три кредита ВТБ. Первый в размере 7,5 млрд руб., из которых невыплаченными остались 5,14 млрд руб., выдан в 2008 году под 9,25% (срок погашения — декабрь 2013 года). Еще два кредита планируются к погашению в первой половине 2014 года: один — на 4,3 млрд руб. (сумма текущего долга — 3,73 млрд руб.), а второй — на 2,5 млрд руб. (2,5 млрд руб.). Кроме того, "Сатурн" обслуживает семилетний облигационный заем на 3,5 млрд руб. (сумма основного долга — 521 млн руб.) со сроком погашения в июне 2014 года. При этом ГПБ и МСП-банк в перечне крупнейших банков-кредиторов "Сатурна" не значатся. Вчера в ОДК "Ъ" не смогли уточнить размер долга перед этими банками. Источник "Ъ", близкий к ОДК, утверждает, что долгосрочная кредиторская задолженность НПО перед ГПБ составляет около 200 млн руб. и перед МСП-банком — около 160 млн руб.

Согласно отчетности НПО, общая сумма долгосрочной задолженности составляет 11,12 млрд руб., краткосрочной — 8,65 млрд руб. При этом существенное влияние на динамику показателей во втором квартале оказал рост величины краткосрочных кредитов и займов на 6,186 млрд руб., говорится в документе. Это произошло в том числе за счет привлечения беспроцентного займа на 644,8 млн руб. от ОПК "Оборонпром" в счет взноса в уставный капитал "Сатурна" "в целях финансирования инвестиционной программы на цели увеличения серийного производства двигателей SaM-146". Еще 938,2 млн руб. "Оборонпром" выделил в счет взноса в капитал для финансирования стартовых убытков на производство SaM-146.

Речь идет о двигателе для самолета SSJ-100, который "Сатурн" производит в рамках СП с французской Safran. В предварительных материалах стратегии развития ОДК до 2020 года (см. "Ъ" от 15 августа) говорится, что убыток НПО по итогам 2012 года составил около 800 млн руб. Среди основных причин — "невыгодные условия действующих контрактов" и высокая себестоимость продукции. Дело в том, что "Сатурну" достается лишь 17% выручки от продаж каждого такого двигателя, остальное получает французская сторона.

В целом в проекте стратегии завод отнесен к предприятиям ОДК "с портфелем низкомаржинальных и убыточных продуктов". В рамках оптимизации ОДК предлагается сохранить мощности "Сатурна", но переориентировать его на выпуск газотурбинных установок и компонентов. При более радикальном сценарии, в рамках которого ОДК будет производить лишь военную технику, рассматривается возможность "выхода "Сатурна" из периметра ОДК после завершения основной части программы SaM-146".

Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий отмечает, что в технологическом плане "Сатурн" "в любом случае один из самых передовых активов ОДК". "Корпорация вряд ли будет выходить из этого актива в ближайшие годы, учитывая военные заказы на двигатели для ПАК ФА и портфель заказов для SSJ-100",— полагает эксперт. Поэтому, считает он, для ОДК важно оптимизировать долг "Сатурна", а учитывая, что сейчас значительная часть станков и оборудования приобретается по лизинговым схемам, для ОДК важно, чтобы долг НПО был рефинансирован и сокращен.
 



комментарии (3):

Agapid      05/09/2013 [13:50:47]#1
Среди основных причин — "невыгодные условия действующих контрактов"...
Пардон, а кто подписывал контракт на таких условиях? Может надо сначала спросить с Совета директоров, почему они согласились на такие убытки, а теперь требуют федеральных денег?
Вообще уже народ оборзел.

Edelveise      06/09/2013 [15:43:47]#2
Среди основных причин — "невыгодные условия действующих контрактов"...

ни фига себе невыгодные!!! и скоко должен стоить мотор для кукушонка, стесняюсь спросить...

Nicky      06/09/2013 [19:49:09]#3
И под этих "эффективных менеджеров" хотят положить "Пермские моторы"..... 8-/ 8(













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer