Авиапарк КГУП «Хабаровские авиалинии» пополнится пятью новыми чешскими самолетами L-410 (модификация УВП-Е20). Два первых воздушных судна, рассчитанных на 19 пассажиров, уже закуплены краевыми властями, стоимость каждого составила 185 млн руб. Презентация самолетов состоялась в среду в хабаровском аэропорту. Как заявил губернатор региона Вячеслав Шпорт, самолеты «лучше всего подходят для Дальнего Востока». «Час летной эксплуатации стоит порядка 40 тыс. руб. Наши самолеты, не буду называть их марку,— около 100 тыс. рублей»,— рассказал губернатор.
Экономичность машин, отметил Вячеслав Шпорт, позволит уменьшить дотации «Хабаровским авиалиниям». В дальнейшем планируется создать в Хабаровском крае пункт сервисного обслуживания L-410. «По-хорошему, таких машин нужно около десяти»,— заметил губернатор.
L-410 — двухмоторный турбовинтовой самолет, прозванный русскими летчиками «Чебурашкой». Производитель — чешская Aircraft Industries, до 2005 года компания носила имя LET Kunovice. Всего для заказчиков из разных стран было произведено более 1100 самолетов. КГУП «Хабаровские авиалинии» — региональный перевозчик Хабаровского края. Базируется в Николаевске-на-Амуре, парк составляют самолеты Як-40, Ан-24, Ан-26 и вертолеты Ми-8. Обновление авиапарка идет в рамках программы «Развитие транспортной системы Хабаровского края» на период 2013 — 2020 годов. Планируется также закупка четырех самолетов на 60 кресел, трех вертолетов Ми-8.
Гендиректор КГУП «Хабаровские авиалинии» Валерий Зедгенизов рассказал „Ъ“, что эксплуатация новых машин даст около 45% экономии по сравнению с Ан-28. «Имеется в виду скорость, топливо, дальность, грузоподъемность, стоимость обслуживания»,— уточнил он. В феврале 2014 года планируется поставка третьего самолета из пяти, оставшиеся должны пополнить парк компании к концу следующего года. «Для того объема перевозок, который сейчас существует, этих пяти судов вполне достаточно. Но объемы будут увеличиваться. Тем более если с января будущего года будет создано федеральное казенное предприятие, в которое передадут местные аэропорты»,— добавил Валерий Зедгенизов.
По его словам, в КГУП планируется передача взлетно-посадочной и пассажирской инфраструктуры в поселках Аян, Чумикан, Херпучи, Богородское и Охотск. Аэропорты будут содержаться за счет федерального бюджета, что поможет снять часть затрат с краевого бюджета и сдержать рост цен на авиарейсы. Впрочем, по словам Валерия Зедгенизова, рост около 5% все равно ожидается. При этом за последние два года «Хабаровские авиалинии» уже увеличили пассажиропоток на 40% в связи с освоением месторождений в Охотском районе, в районе Аяна, Чумикана, проектами в Советской Гавани, добавил руководитель предприятия.
Как сообщили „Ъ“ в министерстве промышленности и транспорта Хабаровского края, сейчас совместно с КГУП «Хабаровские авиалинии» прорабатываются будущие маршруты для новых воздушных судов. Среди вариантов Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск—Советская Гавань, а также рейсы из Николаевска-на-Амуре до поселков Аян, Нелькан, Чумикан, Херпучи. Ранее в министерстве отмечали, что пассажиропоток на местных авиалиниях в 2012 году вырос до 70 тыс. человек, что на 156% выше уровня 2009 года, грузопоток вырос на 165% и составил 827 т.
Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк отмечает, что в России эксплуатируется несколько модификаций L-410, как военных, так и гражданских. «В 2013 году на службе российской гражданской авиации насчитывается более 30 самолетов данного типа, а на службе военной авиации порядка 15 самолетов, и с каждым годом заключаются контракты на поставку все большого количества L-410. Так, в 2011 году, когда был подписан первый контракт на поставку этого самолета, было согласовано количество в четыре штуки, а в 2013 году — уже восемь штук»,— отмечает аналитик.