ВВС должны получить 60 истребителей Т-50, 120 Су-35С, 60 Су-30СМ, 37 МиГ-35, до 140 фронтовых бомбардировщиков Су-34 и 80 учебно-боевых Як-130. Парк армейской авиации пополнится 167 Ми-28Н/НМ, 180 Ка-52, 49 Ми-35М, 38 Ми-26Т, до 500 Ми-8МТВ/АМТШ. Такие масштабные закупки не могут позволить себе даже ВВС США.
Обслуживание и боевая подготовка
К указанному сроку по количеству типов и моделей ударных самолетов Россия выйдет на первое место в мире. Одних только бомбардировщиков будет четыре типа – Су-34, «чистый» Су-24, модернизированный ОКБ Сухого Су-24М2 и Су-24СВП-24 с установленным прицельным комплексом СВП-24 фирмы «Гефест и Т». Истребителей станет и того больше – Су-27, Су-27СМ, Су-27СМ3, Су-30, Су-30СМ, Су-35, а также Т-50, проходящий летные испытания. Есть еще семейство МиГ-29, которое пополнится МиГ-33 и модернизированными МиГ-29СМТ. В армейской авиации четыре типа боевых вертолетов – Ми-24, Ми-35М, Ми-28 и Ка-52.
Как рассказал офицер инженерно-технической службы ВВС, даже сейчас, до начала массовой поставки самолетов новых типов у технических и ремонтных служб возникают большие проблемы в эксплуатации и обслуживании уже полученных. В 4-м центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний (ЦПА) в Липецке эксплуатируются старые Су-24, более новые Су-24М2, Су-24СВП-24 и современные Су-34. Если с Су-24 проблем нет, то обслуживание Су-34 сопряжено со значительными трудностями. В первую очередь речь идет о радиоэлектронной начинке, радарах, прицельном комплексе. Требуются специальные запасные части, подготовленный личный состав. Такая же проблема и у 7000-й авиабазы, тоже получившей Су-34. На каждую систему новых машин нужен свой специалист по ремонту и обслуживанию, пожаловался «ВПК» представитель ВВС России. По его словам, часто новые машины стоят неисправные, ожидая представителей завода, так как наземные технические службы даже не понимают, с какой стороны подступиться к машине. «Говорят, что Су-34 во многом похож на Су-27 по планеру, двигателям и электрике. Это неверно. Полностью разные машины, на которые надо готовить своих отдельных специалистов по всем узлам и механизмам. Запасные части невзаимозаменяемы, на каждый тип машины нужны свои. И это пока только первые ласточки. Впереди еще Су-30СМ, Су-35, Миг-33», – возмутился специалист.
Таким образом, разнотипность боевых машин может стать смертельным ударом наземным службам, для которых уже сейчас военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в Воронеже должен каждый год выпускать несколько сотен офицеров-техников для обслуживания и эксплуатации самолетов новых типов. Помимо этого, надо создавать запас ремкомплектов, двигателей, радио-электронного оборудования. С учетом грядущей разнотипности выполнение этих задач может быть сорвано.
По словам главного редактора отраслевого журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, закупка такого количества разнотипных боевых самолетов, зачастую дублирующих друг друга, является элементом поддержки отечественной авиационной промышленности: «Реализация планов закупки базовых авиационных платформ согласно ГПВ-2020 приведет к удорожанию обслуживания авиационного парка Военно-воздушных сил России. Все это делается не в угоду военным, а для поддержки ОПК. Пример – неудачная попытка Минобороны отказаться от закупки Миг-33 и заменить их на Миг-29, модернизированные до варианта «СМТ».
Указанные проблемы уже давно осознали в главном командовании ВВС. Авиационный парк стареет не по дням, а по часам, поэтому налицо желание обновить его любой ценой. Промышленности есть что предложить военным. С другой стороны, нарастают проблемы не только в техническом обслуживании и эксплуатации, но и в системе боевой подготовки.
«Курс боевой подготовки, разрабатываемый совместно 4-м центром подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний и 929-м государственным летно-исследовательским центром (ГЛИЦ), строится исходя из пилотажных возможностей машины, особенностей вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования. К примеру, если вооружение и радар перехватчика Миг-31 заточены под дальний перехват, то на эти упражнения и отводится большая часть времени, а на ближний маневренный бой – уже по остаточному принципу. Такой же принцип работает и при планировании боевого применения авиации», – уточнил офицер главкомата ВВС.
Для высокоэффективного боевого применения самолета летчики-испытатели ГЛИЦа до начала массовой поставки в войска тестируют вооружение и бортовое радиоэлектронное оборудование на всех режимах полета в сложных и простых метеоусловиях, днем и ночью, находя оптимальные параметры. На основе полученных результатов ЦПА разрабатывает руководство по боевому применению для одиночных самолетов, звеньев и эскадрилий, а далее – курс боевой подготовки. В то же время, по словам офицера ВВС России, Су-35 и Су-30СМ с двигателями изменяемого вектора тяги, сложными радарами пока даже не закончили программу летных испытаний. «Первые Су-30СМ уже скоро поступят на авиабазу в забайкальской Домне. На эту машину нет ни курса боевой подготовки, ни руководства по боевому применению. Сейчас в Липецке что-то делают, так сказать, «на коленке». Но главное – до сих пор нет понимания, что должна делать новая машина. Это истребитель, перехватчик, истребитель-бомбардировщик? Мы пока не знаем, а машина уже начинает поступать в войска», – продолжил собеседник.
В прошлом году с такой проблемой столкнулась армейская авиация. Ми-35М из состава Центра боевого применения и переучивания личного состава армейской авиации в Торжке, отправленный на Северный Кавказ, потерпел аварию в сложных метеоусловиях, зацепив гору. Машина, посланная на исследовательские полеты в рамках отработки программы боевого применения в условиях гор, была поднята по тревоге сухопутным командованием для сопровождения колонны. Общевойсковых командиров можно понять: есть высокотехнологичное средство, оно должно работать. Для плохих погодных условий Ми-35М, оснащенный для полетов в сложных метеоусловиях и ночью, подходил лучше всего. Но экипаж из Торжка только изучал возможности его радиоэлектроники и вооружения в условиях гор. Фактически вертолет не был готов к боевому вылету. Результат – катастрофа и человеческие жертвы.
Сегодня командование ВВС настаивает на модернизации наличных боевых самолетов. На обновленные и переоснащенные машины не надо заново готовить наземных специалистов, создавать ремкомплекты на все узлы и механизмы, программу боевой подготовки. Наставление по применению легко дорабатывается. Но промышленности выгодно поставлять только новые машины.
Примеры успешной модернизации по современным стандартам уже есть: Су-27СМ и СМ3, Су-25СМ и СМ3, МиГ-31БМ. За относительно небольшие деньги ВВС получили хорошие доработанные машины с современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, обновленными двигателями. На разработку всей документации по обучению и боевому применению Су-27СМ и СМ3 ушло около года. «Су-27 мы уже знаем хорошо. Поставить новый радар, обновить комплекс вооружения под новые ракеты РВВ-СД и РВВ-МД и все прекрасно. А вот повозиться с Су-35, с двигателями изменяемого вектора тяги придется очень долго. Сначала нужны летные исследования, которые сейчас идут в Ахтубинске, а потом только работы по боевому применению. По самым скромным подсчетам, это не меньше пяти лет. Пока доведем до ума Су-35, уже и ПАК-ФА пойдет в серию и все начнется заново», – оценил перспективы источник в главкомате ВВС.
Модернизация и унификация
Американские военно-воздушные силы начали с 2010 года масштабную программу доработок своего авиационного парка. В ожидании появления новейшего F-35 ВВС США не отказались от остальных ударных самолетов. Истребители-бомбардировщики F-15Е «Страйк Игл» получили новые оптические прицельные контейнеры «Снайпер», вместо доработки штатного радара AN/PG-70 появились подвесные РЛС с синтезированной апертурой AN/ASQ-236 фирмы Raytheon и новые авиационные средства поражения. В ходе модернизации ресурс продляется в два раза – с 16 до 32 тысяч летных часов. По расчетам американских военных, обновленные F-15E прослужат еще 10–15 лет.
Весной нынешнего года ВВС США заключили контракт на модернизацию по программе SABR порядка 300 F-16, ранее планировавшихся по мере замены новейшими F-35 к списанию. Обновленные «Вайперы», получившие новые многофункциональные радары, прицельные комплексы, а до этого оборудованные новыми подвесными прицельными контейнерами «Снайпер», по своим боевым возможностям стали идентичны более дорогим F-15E. Завершив программу модернизации, рассчитанную до 2017 года, американские военно-воздушные силы получат универсальные боевые машины, способные как работать по наземным целям высокоточным оружием, так и вести воздушный бой.
Британские королевские ВВС пошли другим путем, отказавшись практически от всего парка старых боевых машин. До 2020 года останутся только многофункциональные истребители «Тайфун», доработанные для нанесения ударов по наземным целям и борьбы с ПВО, а также F-35. Уже списаны истребители-перехватчики «Торнадо», а однотипные истребители-бомбардировщики продержатся до 2020 года, пока их не сменят «Тайфуны». Командование ВВС считает, что на все случаи жизни хватит двух типов боевых самолетов, способных выполнять весь спектр боевых задач. По этому же пути пошли германское люфтваффе и итальянские ВВС, сделавшие ставку на многофункциональный европейский «Тайфун». Французские ВВС оставляют в своем парке модернизированные с продлением срока эксплуатации истребители-бомбардировщики «Мираж-2000». Европейские страны с ограниченным бюджетом и некоторыми финансовыми трудностями понимают, что для них большой разнотипный парк боевых машин – непозволительная роскошь.
«Сейчас универсальность боевых машин достигается установкой дополнительного прицельного, навигационного и радиоэлектронного оборудования в подвесных контейнерах. Фирмы, проводящие модернизацию, продляют ресурс машины, ремоторизируют двигатели и делают бортовое радиоэлектронное оборудование, системы электроснабжения и прицельные комплексы совместимыми с подвесными контейнерами. Пример – стратегические В-1В, которые благодаря установке прицельных контейнеров «Снайпер» успешно стали решать задачи по поражению наземных целей», – рассказал независимый военный эксперт, автор книг по современным ВВС Антон Лавров. По его словам, прицельные контейнеры типа американских «Снайпер», LANTIRN, французских «Дамокл» сейчас стали обязательным элементом современных боевых самолетов. «За счет прицельного контейнера с тепловизором, телевизионной системой высокого разрешения и лазерным дальномером ударный самолет легко может поражать наземные цели бомбами с лазерной и телевизионной системами наведения с высоты несколько тысяч метров. Цена одного контейнера варьируется от полутора до четырех миллионов долларов, что на порядок дешевле установки таких же систем непосредственно на самолет. Контейнер можно легко снять и заменить на разведывательное оборудование, конвертировав истребитель-бомбардировщик в разведчик», – уточнил Лавров.
Китай, Индия, Индонезия сразу заказывали российские Су-30 с прицельными контейнерами, сопряженными с бортовым прицельным и навигационным комплексом самолета. Правда, все контейнеры были не российского производства, по большей части французские.
В странах НАТО еще в середине 90-х годов признали, что разунифицированный авиационный парк с узкоспециализированными боевыми машинами слишком дорог и малоэффективен. Но только в середине 2000-х годов, когда появились компактное радиоэлектронное оборудование, навигационные и прицельные комплексы, помещающиеся в подвесные контейнеры, удалось реализовать концепцию универсальной боевой машины.
Есть проблемы
При всей амбициозности программы перевооружения Военно-воздушных сил России в нынешнем варианте, по-видимому, она не сможет радикально повысить боевые возможности. Вместо унификации и перехода к универсальным боевым платформам в 2020 году ВВС получат сотни узкоспециализированных машин для решения ограниченного круга задач. Спасти ситуацию может только оптимизация расходов и частичный отказ от закупок запланированных в ГПВ-2020 боевых самолетов и модернизации парка уже имеющихся.
Корпорация «Иркут», активно работающая на международном рынке, прекрасно понимает мировые тенденции. Закупаемый для ВВС России Су-30СМ легко может стать универсальной боевой платформой, тем более что сейчас на базе 929-го ГЛИЦа в Ахтубинске ведутся испытания подвесного прицельного контейнера разработки Уральского оптико-механического завода, которые должны завершиться в ближайшее время.
Су-34 и Су-35 – классический пример узкоспециализированных машин. Весь уникальный прицельный комплекс Су-34 сейчас легко помещается в подвесной контейнер типа американского «Снайпера». Несмотря на декларируемую возможность применения управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности, с воздушным противником Су-34 вряд ли справится. ОАК и руководство ВВС до сих пор не смогли внятно объяснить, зачем нужна бронированная титановая кабина, защищающая от огня стрелкового оружия и артиллерийских систем, на бомбардировщике, который работает на высоте более пяти тысяч метров и поражает цели высокоточным оружием, не входя в зону ПВО противника.
Сверхманевренный Су-35, несмотря на заявления руководства ОАК, пока имеет ограниченные возможности по поражению наземных целей, однако радар «Ирбис» и комплект ракет «воздух-воздух» средней и большой дальности делает его грозным противником для самолетов и вертолетов.
Можно предложить в качестве одного из вариантов оптимизации закупок отказаться от бомбардировщиков семейства Су-24 и Су-34, возложив задачи нанесения удара по наземным целям на Су-30СМ с подвесными прицельными контейнерами разработки Уральского оптико-механического завода. Сейчас машина с таким вооружением проходит испытания в Ахтубинске. Похожий вариант выбран в британских, итальянских ВВС и люфтваффе. Там оснастили двухместный вариант европейского истребителя «Тайфун» подвесным прицельным комплексом, что сделало последний универсальной машиной, способной быть перехватчиком и истребителем-бомбардировщиком. Другой путь – возобновить работы по модернизации парка Су-27 в вариант «СМ3», но с установкой прицельных подвесных контейнеров. За небольшие деньги ВВС получат универсальные боевые машины без длительных испытаний и доводок. Так поступают США, модернизируя парк F-15E и F-16.