Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Су-35С: пятое поколение в форм-факторе четвертого


11 сентября 2013 года Илья Крамник, Голос России


Контракт на поставку Су-35 в КНР открывает этим самолетам дорогу на внешний рынок. Вместе с тем история военно-технического сотрудничества с Китаем внушает опасения из-за возможного "пиратского копирования" переданных узлов и технологий, особенно с учетом относительно небольшого числа покупаемых машин.

Два самолета под одним индексом

История Су-35 впервые началась еще в середине 80-х годов, когда в Комсомольске-на-Амуре начали разрабатывать модернизированный вариант самолета Су-27. Будущий Су-27М, получивший затем индекс Су-35, должен был отличаться более современным оборудованием, расширенной номенклатурой вооружения, включая высокоточное оружие "воздух-поверхность", и возможностью дозаправки в воздухе. Внешние отличия главным образом заключались в появлении переднего горизонтального оперения – ПГО, маленьких "крылышек" по сторонам пилотской кабины.

История первого Су-35, который мы будем в дальнейшем во избежание путаницы называть Су-27М, сложилась неудачно – распад СССР не позволил запустить самолет в серию, несколько построенных машин были переданы пилотажной группе "Русские Витязи", где в силу недоведенности и встали на прикол, используясь как источник запчастей для штатных Су-27. Впрочем, на нескольких Су-27М был выполнен большой объем различных испытательных полетов, в том числе на применение новейших образцов вооружения, что позволило продвинуть ряд разработок в тот сложный период. Один из Су-27М (б/н 711), получивший двигатели с управляемым вектором тяги и новое обозначение Су-37, известный также как "Терминатор", стал одним из первых самолетов с такой силовой установкой.

Он запомнился тем, что на нем была впервые выполнена фигура высшего пилотажа, получившая по фамилии летчика наименование "Чакра Фролова": разворот в плоскости тангажа на 360° с чрезвычайно малым радиусом, своеобразный воздушный кульбит. При выполнении этой фигуры самолет делает мёртвую петлю малого радиуса и на очень малых скоростях полета, фактически разворачиваясь вокруг своего хвоста. Практическое значение такой фигуры для истребительной авиации заключается в возможности атаковать противника "за спиной" или, если он совсем близко, пропустить его вперед, самому заняв атакующее положение.

Новый Су-35: переходное поколение

В начале 2000-х годов КБ Сухого восстановило разработки самолета пятого поколения, воплотившиеся затем в известном Т-50 ПАК ФА. С самого начала было ясно, что процесс создания новейшей машины не будет быстрым. В итоге было принято решение о создании "промежуточной" версии истребителя на платформе Т-10 (Су-27), который получил "освободившееся" обозначение Су-35. Во избежание путаницы, к индексу прибавили буквы "БМ" - большая модернизация, а серийные Су-35 пошли под индексом Су-35С.

От базового Су-27 Су-35 отличается усовершенствованными двигателями ("изделие 117С", с повышенной тягой и ресурсом), современным радаром с пассивной фазированной антенной решеткой, обновленным оборудованием кабины, включающим многофункциональные цветные дисплеи, и рядом других нововведений. В машине отрабатывается ряд систем и агрегатов, которые в усовершенствованном виде используются уже на самолете пятого поколения.

Разговоры о возможных поставках Су-35С Китаю идут с конца 2000-х годов, с момента начала испытаний этой машины, и с самого начала высказываются опасения относительно возможных последствий. Отрицательный опыт у России уже есть: так, Китай в свое время прервал лицензионное соглашение о поставках машинокомплектов Су-27СК, запустив в серию собственную копию Су-27 под индексом J-11. Затем, опираясь на уже скопированную машину и полученный на Украине прототип советского палубного истребителя Су-33, в КНР был создан палубный истребитель J-15. Эта предыстория внушает подозрения относительно возможной судьбы Су-35С.

Вместе с тем его возможное копирование вряд ли имеет смысл. Учитывая объем изменений в этой машине по сравнению с Су-27 и проблемы, которые до сих пор не решены с производством его копии J-11, особенно по силовой установке, очевидно, что копирование Су-35С займет немалое время. К тому моменту в России уже будет создан модернизированный вариант этой машины, а главное, в серию пойдет истребитель пятого поколения. Кроме того, насколько можно судить, обсуждаемый контракт на Су-35 предполагает существенные санкции на случай попытки пиратского копирования новой техники, и вряд ли Китай станет из-за этого портить отношения с Россией. Другой вопрос, что в любом варианте полученная машина будет им тщательно изучена, а ее решения найдут применение в новых китайских самолетах, но, учитывая современное развитие событий, по этому поводу голова должна болеть, скорее, у Японии и США, чем у кого-либо еще.
 



комментарии (3):

HZ66      11/09/2013 [18:21:00]#1
Думать надо не о материальных потерях, а о том что Китай имеет самую многочисленную армию на континенте, абсолютно избыточную для обороны или сдерживания.

Kyesha      16/09/2013 [14:50:03]#2
Почему вооружение на истребителях, те же ракеты, не могут стрелять назад, а только вперед?

Борисоглебский      22/09/2013 [14:56:05]#3
Kyesha, в открытой печати уже давно есть информация о перспективных разработках и испытаниях АСП, сопряжённых с РЛС заднего обзора и поражающих заднюю полусферу.













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer