Минэкономики представило мнение о проекте постановления о приеме в российские авиакомпании иностранных пилотов. Министерство предлагает не ограничивать прием иностранных командиров воздушных судов ежегодной квотой в 200 человек, поскольку цифра "необоснованна". По подсчетам, в 1995-2009 годах ежегодный выпуск пилотов из летных училищ не превышал 160 человек, а уходят с летной работы по разным причинам около 700 человек в год. Для подготовки летного состава на новый вид воздушного судна требуется три-четыре года, для подготовки командира воздушного судна — шесть-восемь лет после окончания училища. Ежегодная потребность отрасли в летном составе оценивается в 1500 человек. По информации, представленной Минэкономики авиакомпаниями, в 2013 году "Аэрофлоту" потребуется около 160 командиров воздушных судов, "Трансаэро" — 125 (без учета поступления новых воздушных судов). Дефицит командиров воздушных судов для "ЮТэйр" — 100 человек ежегодно в ближайшие два-три года.
Минтранс в начале июля предложил дать право российским перевозчикам привлекать по 200 командиров воздушных судов в год в течение пяти лет. Ежегодно Росавиация будет собирать заявки перевозчиков о потребности в иностранных командирах, а также типы самолетов, на которых они будут летать. Если общая потребность превысит квоту, то Росавиация распределит 200 контрактов между компаниями пропорционально объемам перевозок. Вчера в Минтрансе от комментариев отказались.
В ходе публичных консультаций участники отрасли высказали замечания. Подконтрольная "Аэрофлоту" "Россия" предложила распространить квоты на вторых пилотов. "ЮТэйр" заявила об отсутствии необходимости ограничивать права авиакомпании при выборе нужных им командиров. Представитель компании сообщил "Ъ", что в связи с расширением парка самолетов компания набирает командиров воздушных судов и занимается переподготовкой собственных пилотов - и главным фактором при выборе является опыт и квалификация, а не гражданство. В "Деловой России" опасаются, что в РФ "хлынет поток второсортных пилотов, а высококлассные командиры воздушных судов останутся на родине". По мнению организации, надо развивать "отечественную систему летных образовательных учреждений".
Первый замгендиректора "Трансаэро" Дмитрий Столяров заявил "Ъ", что авиакомпания полностью обеспечена экипажами, но ограничивать наем квотами не нужно. Разрешение иностранным командирам воздушных судов работать в России активно поддерживает и "Аэрофлот". Источник, близкий к компании, пояснил "Ъ", что запрет приводит к неадекватному росту зарплат. "При наличии иностранных пилотов компания успела бы воспитать командиров воздушных судов среди вторых российских пилотов, не имеющих сейчас возможности набираться опыта из-за дефицита командиров". Если квоты будут введены, авиакомпания готова принять на работу командиров воздушных судов из стран СНГ и из крупных западных авиакомпаний.
В шереметьевском профсоюзе летного состава по-прежнему против введения квот. "Приход иностранных пилотов снизит уровень безопасности полетов,— сказал вице-президент профсоюза Игорь Ободков.— Сомневаюсь, что в российские авиакомпании устроятся пилоты ведущих мировых компаний: на высококлассных командиров в мире существует острый спрос. К тому же их вряд ли устроят условия, предлагаемые в России". А если квота будет введена, срок ее действия надо ограничить, чтобы не лишать работы российских пилотов, заключил он.