Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


НК-33: надежный и востребованный


5 августа 2013 года Петр Слизевич, Волга Ньюс


Успешный апрельский старт американской ракеты-носителя "Антарес" с двигателем НК-33/AJ-26, разработанным в ОАО "Кузнецов" и модифицированным в тесном сотрудничестве с компанией AeroJet, подтвердил его совершенство, надежность и востребованность. А после недавнего визита в Самару представителей компании Orbital Sciences, создавшей "Антарес", стало ясно: нужно восстанавливать серийное производство "тридцать третьего".

Доказано временем

Этот двигатель шел к успешному космическому старту полвека. Позади тернистый путь. От первых линий на миллиметровке в засекреченном куйбышевском ОКБ-276 в начале 60-х до 235 триумфальных секунд в небе над космодромом MARS в американском штате Вирджиния 22 апреля 2013 года.

Двигатель, созданный под руководством академика Николая Кузнецова для королевской "лунной" ракеты Н1-Л3, во многом разделил ее судьбу. После четвертого неудачного пуска Н1-Л3 советскую лунную программу закрыли. При этом поставили крест не только на самой ракете, но и на НК-33. Задел уникальных двигателей сохранился только благодаря личному мужеству генерального конструктора.

"Прекращение работ по НК-33 было ошибкой, - говорит сегодня ветеран ОАО "Кузнецов", ведущий инженер ОКБ Иван Косицын. - Успешный пуск "Антареса" с нашим двигателем доказал, что НК-33 был вполне "доведенным" изделием уже тогда, в 70-х". В Куйбышеве было даже организовано полноценное серийное производство кузнецовских двигателей. Оно продолжалось до апреля 1974 года.

Двадцать лет назад уникальные возможности самарского двигателя высоко оценили американские специалисты из компании AeroJet. Большая совместная работа по адаптации НК-33 к американским требованиям завершилась успешным стартом ракеты-носителя "Антарес", построенной компанией Orbital Sciences. На ее первой ступени стояли расконсервированные и доработанные НК-33/AJ-26 из задела, простоявшие на складе четыре десятка лет. Небывалый случай в истории космонавтики.

"За" и "против"

В июле 2013-го Самару посетила делегация из Orbital Sciences. Американцы планируют выпускать свой "Антарес" серийно, а для этого нужны новые серийные НК-33/AJ-26. Специалистов интересовало: можно ли восстановить серийное производство двигателей на ОАО "Кузнецов"? Ведь c фирмой AeroJet у самарского предприятия уже подписан опционный контракт на поставку 50 новых НК-33/AJ-26 до 2024 года.

"Для дальнейшего развития нам необходимо сотрудничество и с американскими предприятиями отрасли. Тем более что уже около 20 лет ОАО "Кузнецов" активно сотрудничает с AeroJet, и сейчас есть все условия для возобновления серийного производства двигателей НК-33", - подчеркнул во время встречи с представителями Orbital Sciences губернатор Самарской области Николай Меркушкин.

НК-33 нужен и российской космической индустрии. Специалисты самарского ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" для первой ступени ракеты-носителя "Союз-2-1в" тоже выбрали НК-33. Ракета готова, ее первые летные испытания запланированы на сентябрь 2013 года.

Но в космической отрасли не все согласны с идеей возобновить серийное производство НК-33. "Двигатель безусловно хороший, никто этого отрицать не может. Но "самый лучший", "недостижимый" - это никому не нужная риторика, - говорит генеральный конструктор Центра по эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ) академик Игорь Бармин. - Возьмите РД-191 - он решает те же задачи. И он не хуже, а во многом лучше, давайте прямо об этом говорить".

РД-191, разработанный в ОАО "НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко", - сильный конкурент. По характеристикам он очень близок к НК-33 - аналогичная схема, практически те же размеры и тоже есть возможность дросселирования тяги в полете. Однако РД-191 на 800 кг тяжелее НК-33, а тягу развивает лишь ненамного большую. "По удельной массе мы опережаем ближайшего конкурента почти в полтора раза, - подчеркивает главный конструктор ракетных двигателей ОАО "Кузнецов" Валерий Данильченко. - А главное, рабочее давление в камере сгорания НК-33 ниже в 1,8 раза. За счет этого мы добились высочайшей надежности".

"Двигатель НК-33 создан на стыке авиационных и ракетных технологий и благодаря этому жив, современен и у него большое будущее. Это подтверждают и американские партнеры, и наши российские заказчики, в лице "ЦСКБ-Прогресс" и других фирм", - говорит исполнительный директор ОАО "Кузнецов" Николай Якушин.

Сегодня на "Кузнецове" воспроизведены около 50% технологических процессов по изготовлению модифицированного НК-33. Идет комплексная модернизация производства. Общий объем инвестиций, вложенных в обновление самарского двигателестроительного комплекса до 2020 года, по предварительным оценкам, составит около 17 млрд рублей, включая средства из федерального бюджета. Новое оборудование будет способно изготовить любую деталь, любой узел кузнецовского двигателя. Эта работа уже началась. Ее продолжения ждут и в США, и в Самаре. Пора запускать НК-33 в серию.

Николай ЯКУШИН, исполнительный директор ОАО "Кузнецов":

- С момента прекращения серийного производства НК-33 прошло почти 40 лет, за это время появились современные двигатели. Но по ряду технических характеристик востребованным оказался именно НК-33. И его уникальность в том, что он полностью соответствует современному уровню развития ракетного двигателестроения. Сегодня в активе НК-33/AJ-26 успешный полет американской ракеты "Антарес". В сентябре 2013 года планируются летные испытания самарской ракеты-носителя "Союз-2-1в". Вдвойне отрадно, что отечественные разработчики, а тем более "ЦСКБ-Прогресс", с которым мы сотрудничаем более полувека, планируют использовать на своем носителе НК-33. Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы этот двигатель получил вторую жизнь.



комментарии (1):

Kyesha      07/08/2013 [17:23:12]#1
Вообще СНТК_им._Н.Д._Кузнецова -- очень крутое предприятие. Как его можно было довести до состояния не пойми чего, только диву даваться можно. Удар, видимо, прошел по самым лучшим...













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс



Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны
Дмитрий Алексеев
Известия
Лети не хочу: в Госдуме нашли способ снизить цены на авиабилеты

74.RU
Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей
Елена Тюленева
Радио «Ъ FM»
«Ростех» взял Red Wings под крыло
Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBp6kd
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/, подробнее здесь.
Здесь http://perevozki.youdo.com/garbage/chastniy/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer