Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


НК-33: надежный и востребованный


5 августа 2013 года Петр Слизевич, Волга Ньюс


Успешный апрельский старт американской ракеты-носителя "Антарес" с двигателем НК-33/AJ-26, разработанным в ОАО "Кузнецов" и модифицированным в тесном сотрудничестве с компанией AeroJet, подтвердил его совершенство, надежность и востребованность. А после недавнего визита в Самару представителей компании Orbital Sciences, создавшей "Антарес", стало ясно: нужно восстанавливать серийное производство "тридцать третьего".

Доказано временем

Этот двигатель шел к успешному космическому старту полвека. Позади тернистый путь. От первых линий на миллиметровке в засекреченном куйбышевском ОКБ-276 в начале 60-х до 235 триумфальных секунд в небе над космодромом MARS в американском штате Вирджиния 22 апреля 2013 года.

Двигатель, созданный под руководством академика Николая Кузнецова для королевской "лунной" ракеты Н1-Л3, во многом разделил ее судьбу. После четвертого неудачного пуска Н1-Л3 советскую лунную программу закрыли. При этом поставили крест не только на самой ракете, но и на НК-33. Задел уникальных двигателей сохранился только благодаря личному мужеству генерального конструктора.

"Прекращение работ по НК-33 было ошибкой, - говорит сегодня ветеран ОАО "Кузнецов", ведущий инженер ОКБ Иван Косицын. - Успешный пуск "Антареса" с нашим двигателем доказал, что НК-33 был вполне "доведенным" изделием уже тогда, в 70-х". В Куйбышеве было даже организовано полноценное серийное производство кузнецовских двигателей. Оно продолжалось до апреля 1974 года.

Двадцать лет назад уникальные возможности самарского двигателя высоко оценили американские специалисты из компании AeroJet. Большая совместная работа по адаптации НК-33 к американским требованиям завершилась успешным стартом ракеты-носителя "Антарес", построенной компанией Orbital Sciences. На ее первой ступени стояли расконсервированные и доработанные НК-33/AJ-26 из задела, простоявшие на складе четыре десятка лет. Небывалый случай в истории космонавтики.

"За" и "против"

В июле 2013-го Самару посетила делегация из Orbital Sciences. Американцы планируют выпускать свой "Антарес" серийно, а для этого нужны новые серийные НК-33/AJ-26. Специалистов интересовало: можно ли восстановить серийное производство двигателей на ОАО "Кузнецов"? Ведь c фирмой AeroJet у самарского предприятия уже подписан опционный контракт на поставку 50 новых НК-33/AJ-26 до 2024 года.

"Для дальнейшего развития нам необходимо сотрудничество и с американскими предприятиями отрасли. Тем более что уже около 20 лет ОАО "Кузнецов" активно сотрудничает с AeroJet, и сейчас есть все условия для возобновления серийного производства двигателей НК-33", - подчеркнул во время встречи с представителями Orbital Sciences губернатор Самарской области Николай Меркушкин.

НК-33 нужен и российской космической индустрии. Специалисты самарского ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" для первой ступени ракеты-носителя "Союз-2-1в" тоже выбрали НК-33. Ракета готова, ее первые летные испытания запланированы на сентябрь 2013 года.

Но в космической отрасли не все согласны с идеей возобновить серийное производство НК-33. "Двигатель безусловно хороший, никто этого отрицать не может. Но "самый лучший", "недостижимый" - это никому не нужная риторика, - говорит генеральный конструктор Центра по эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ) академик Игорь Бармин. - Возьмите РД-191 - он решает те же задачи. И он не хуже, а во многом лучше, давайте прямо об этом говорить".

РД-191, разработанный в ОАО "НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко", - сильный конкурент. По характеристикам он очень близок к НК-33 - аналогичная схема, практически те же размеры и тоже есть возможность дросселирования тяги в полете. Однако РД-191 на 800 кг тяжелее НК-33, а тягу развивает лишь ненамного большую. "По удельной массе мы опережаем ближайшего конкурента почти в полтора раза, - подчеркивает главный конструктор ракетных двигателей ОАО "Кузнецов" Валерий Данильченко. - А главное, рабочее давление в камере сгорания НК-33 ниже в 1,8 раза. За счет этого мы добились высочайшей надежности".

"Двигатель НК-33 создан на стыке авиационных и ракетных технологий и благодаря этому жив, современен и у него большое будущее. Это подтверждают и американские партнеры, и наши российские заказчики, в лице "ЦСКБ-Прогресс" и других фирм", - говорит исполнительный директор ОАО "Кузнецов" Николай Якушин.

Сегодня на "Кузнецове" воспроизведены около 50% технологических процессов по изготовлению модифицированного НК-33. Идет комплексная модернизация производства. Общий объем инвестиций, вложенных в обновление самарского двигателестроительного комплекса до 2020 года, по предварительным оценкам, составит около 17 млрд рублей, включая средства из федерального бюджета. Новое оборудование будет способно изготовить любую деталь, любой узел кузнецовского двигателя. Эта работа уже началась. Ее продолжения ждут и в США, и в Самаре. Пора запускать НК-33 в серию.

Николай ЯКУШИН, исполнительный директор ОАО "Кузнецов":

- С момента прекращения серийного производства НК-33 прошло почти 40 лет, за это время появились современные двигатели. Но по ряду технических характеристик востребованным оказался именно НК-33. И его уникальность в том, что он полностью соответствует современному уровню развития ракетного двигателестроения. Сегодня в активе НК-33/AJ-26 успешный полет американской ракеты "Антарес". В сентябре 2013 года планируются летные испытания самарской ракеты-носителя "Союз-2-1в". Вдвойне отрадно, что отечественные разработчики, а тем более "ЦСКБ-Прогресс", с которым мы сотрудничаем более полувека, планируют использовать на своем носителе НК-33. Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы этот двигатель получил вторую жизнь.



комментарии (1):

Kyesha      07/08/2013 [17:23:12]#1
Вообще СНТК_им._Н.Д._Кузнецова -- очень крутое предприятие. Как его можно было довести до состояния не пойми чего, только диву даваться можно. Удар, видимо, прошел по самым лучшим...













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBp6kd
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/, подробнее здесь.
Здесь http://perevozki.youdo.com/garbage/chastniy/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer