Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бесшумные и забытые – военные планеры


5 августа 2013 года Свен Келлерхофф (Sven Felix Kellerhoff), "Die Welt", Германия


Во время Второй мировой войны их использовали тысячами. Без них не завершились бы успехом многие воздушно-десантные операции. Но, тем не менее, военные планеры исчезли. Для успешного внезапного нападения необходимо, по крайней мере, одно условие – тихое исполнение. Десантники способны приближаться к своей цели практически бесшумно. Хорошо обученные солдаты могут также на воде и на суше передвигаться, не создавая излишних шумов. Но что делать, если для выполнения задания необходим материал, который не могут доставить даже опытнейшие элитные бойцы?

Во Второй мировой войне эта задача решалась способом, который сегодня практически позабыт – при помощи военных планеров. Применялись они, прежде всего, в ходе сложных длительных воздушно-десантных операций. Некоторые из них были такие большие, что могли перевозить военные машины, орудия, легкие или даже среднетяжелые танки.

Кому пришла в голову идея оснастить воздушно-десантные войска планерами, остается неизвестным. В 30-е годы 20 века соответствующие попытки предпринимались как в Германии, так и в Советском Союзе. Разумеется, вермахт преследовал иные цели по сравнению с Красной армией. Немецкий генштаб нуждался в подразделении для нанесения быстрых и неожиданных атак. Советские войска отдавали приоритет массированному введению боевых частей за пределами вражеского фронта.

Советские планы

В соответствии с этим различались и типы военных планеров. СССР разрабатывал крупные планеры, однако транспортные самолеты и бомбардировщики довоенного времени были недостаточно мощными для реализации этих проектов. Поэтому советские конструкторы строили поначалу небольшие планеры – на четыре-пять солдат. Существенных преимуществ перед высадкой десантников у таких несовершенных планеров не было.

Германия с 1934 года и, в особенности, с 1937 года активно работала над тактическими аспектами воздушно-десантных войск. В условия строгой секретности в Германском исследовательском центре планеризма был создан прототип первого военного планера. Макет был изготовлен в конце 1936 года, а спустя несколько месяцев был сконструирован прототип DFS-230. Разработка планера и тестовые полеты проходили в условиях строгой секретности.

Размах крыла планера длиною 11,3 метра составлял почти 21 метр. Корпус, сваренный из стальных труб, был покрыт тканью. Крылья были также из трубчатых конструкций. Их передние края были обрамлены фанерой, а остальная часть покрыта камчатной тканью. От обычных планеров DFS-230 отличался, прежде всего, относительно крупным поперечным размером корпуса – до 2,74 метра. Для старта использовалось откидываемое шасси. Посадка производилась на три полоза.

Одноразовое использование

Поначалу аппарат весом всего лишь 860 килограмм задумывался для одноразового использования. Было крайне сложно приземлить DFS-230 таким образом, чтобы конструкция существенно не пострадала. Тем более, единственным пилотом на борту должен был стать обученный десантник. Но тот факт, что для транспортировки от восьми до десяти солдат вместе с большим грузом на важный объект использовалось так мало материала, казалось, позволял отнестись к нему с пренебрежением.

Первое применение нового тайного оружия пришлось на начало Французской кампании. 10 мая 1940 года девять десантных планеров DFS-230 высадили в бельгийском форте Эбен-Эмаэль 82 военных, которые с кумулятивным зарядом весом от 20 до 50 килограмм и огнеметами за несколько часов обезвредили крупное укрепление. Тем самым освободился путь для обхода немецкими танковыми группами линии Мажино через Бельгию.

Сразу же после первых немецких сообщений о создании военных планеров за дело взялись и британские конструкторы. Параллельно с разработкой планеров обучались солдаты. В составе британской армии до этого времени не было десантных групп. Создаваться они начали с осени 1940 года. Принятая на службу в октябре 1941 года 1-я воздушно-десантная дивизия поначалу состояла из двух парашютных бригад. Вместе с тем, для британцев планеры имели еще большее тактическое значение, чем для немцев.

Пиррова победа на Крите

Это был планер Airspeed AS-51 Horsa. Аппарат был почти в четыре раза тяжелее, чем DFS-230, весил 3,4 тонны и был изготовлен полностью из дерева. Также как и его немецкий аналог, он разрабатывался для одноразового использования. Помимо двух пилотов он мог перевозить до 25 солдат или военную машину с экипажем. Также в планер помещалась средняя пехотная пушка.

Когда разработка прототипа шла полным ходом, время активных десантных операций и военных планеров, казалось, было уже позади. Во время «Операции Меркурий», при вторжении германских войск на Крит, немецкие десантники и 60 задействованных планеров несли огромные потери. Но нужно признать, что связано это было с недостаточной информацией о вражеских силах, а не с тактикой воздушной атаки.

В дальнейшем планеры DFS-230 (всего произведено их было около 1600 единиц) использовались, в основном, не считая некоторых операций командования, для снабжения расположенных в отдаленных регионах частей. Но поскольку полезный груз этой модели был на две трети меньше по сравнению с планером Horsa, возникли планы по разработке двух новых планеров. Транспортный планер Gotha Go-42 по размерам соответствовал скорее «британской модели», но использовался он, в основном, для снабжения войск в Северной Африке, Италии, Греции. Были построены и введены в строй почти 150 единиц.

Конструкция с изъяном: Me-321

Еще более крупным был планер Messerschmitt Me-321 Gigant. Своим именем он обязан длине корпуса более 28 метров и размаху крыла 55 метров. Пустой «Гигант» весил как 15 планеров DFS-230 и мог перевозить до 22 тонн, то есть он мог разместить средний танк PZ-IV с экипажем. Однако люфтваффе не располагал самолетом-буксировщиком, который был бы способен поднять «Гигант» в воздух. Поэтому при первых полетах его буксировали тремя двухмоторными истребителями Bf-110. По всей видимости, во время тестовых полетов были значительные неудачи. Но по неизвестным причинам, они не отражались в списках потерь.

Только когда для буксировки стали использоваться самолеты Ju-90 и связка из двух бомбардировщиков He-111, стало возможным внедрение «Гигантов». Но проект так и не стал успешным. В общей сложности было построено 200 большегрузных планеров Me-321, но они оказались слишком сложными в эксплуатации и тяжелыми. Некоторые из них были переоборудованы в транспортные самолеты Me-323, а остальные утилизированы.

Массовый продукт

Тем временем Великобритания и США делали ставку на менее крупные и более простые в использовании планеры и весьма преуспевали в этом. Американская армия разработала собственный небольшой планер Waco CG-4, их было построено почти 14 тысяч единиц. Этот планер крупнее DFS-230, но меньше, чем Gotha Go-242. В качестве более крупного планера США использовали Horsa.

Практически во всех операциях союзнических войск в Европе и Южной Азии использовались военные планеры. Особый успех показывал как раз Waco из-за способности садиться на короткую полосу. Сотни машин использовались для снабжения за линией фронта. Планеры доставляли оружие и партизанским группам.

Впервые планер Waco был задействован в ходе операции «Хаски», высадке союзнических войск на Сицилии 10 июля 1943 года. Последующие крупные операции состоялись во время вторжения союзников в Нормандию в июне 1944 года и в ходе провальной операции «Маркет Гарден» в Голландии осенью того же года. Полгода спустя неподалеку от Везеля была проведена последняя крупная операция с задействованием планеров Waco и Horsa.

С окончанием Второй мировой войны оборвалась и история военных планеров, по крайней мере, в западных армиях. Красная армия разработала еще два крупных планера, но до обширного применения дело не дошло.

Функцию планеров стали выполнять вертолеты, хотя они были далеко не бесшумными. Лишь в ходе операции по устранению Усамы бен Ладена в 2011 году были задействованы вертолеты с чрезвычайно низким уровнем шума и которые были практически незаметны для радаров. Планеры же давно больше не используются вооруженными силами ни в одной стране.

Оригинал публикации



комментарии (1):

scorpions      14/08/2013 [12:58:55]#1
С появлением локаторов бесшумность перестала играть свою плюсовую роль.













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjk6q
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/minivans/, смотреть варианты >>
По ссылке http://perevozki.youdo.com/country/geo/odintsovo/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer