Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бесшумные и забытые – военные планеры


5 августа 2013 года Свен Келлерхофф (Sven Felix Kellerhoff), "Die Welt", Германия


Во время Второй мировой войны их использовали тысячами. Без них не завершились бы успехом многие воздушно-десантные операции. Но, тем не менее, военные планеры исчезли. Для успешного внезапного нападения необходимо, по крайней мере, одно условие – тихое исполнение. Десантники способны приближаться к своей цели практически бесшумно. Хорошо обученные солдаты могут также на воде и на суше передвигаться, не создавая излишних шумов. Но что делать, если для выполнения задания необходим материал, который не могут доставить даже опытнейшие элитные бойцы?

Во Второй мировой войне эта задача решалась способом, который сегодня практически позабыт – при помощи военных планеров. Применялись они, прежде всего, в ходе сложных длительных воздушно-десантных операций. Некоторые из них были такие большие, что могли перевозить военные машины, орудия, легкие или даже среднетяжелые танки.

Кому пришла в голову идея оснастить воздушно-десантные войска планерами, остается неизвестным. В 30-е годы 20 века соответствующие попытки предпринимались как в Германии, так и в Советском Союзе. Разумеется, вермахт преследовал иные цели по сравнению с Красной армией. Немецкий генштаб нуждался в подразделении для нанесения быстрых и неожиданных атак. Советские войска отдавали приоритет массированному введению боевых частей за пределами вражеского фронта.

Советские планы

В соответствии с этим различались и типы военных планеров. СССР разрабатывал крупные планеры, однако транспортные самолеты и бомбардировщики довоенного времени были недостаточно мощными для реализации этих проектов. Поэтому советские конструкторы строили поначалу небольшие планеры – на четыре-пять солдат. Существенных преимуществ перед высадкой десантников у таких несовершенных планеров не было.

Германия с 1934 года и, в особенности, с 1937 года активно работала над тактическими аспектами воздушно-десантных войск. В условия строгой секретности в Германском исследовательском центре планеризма был создан прототип первого военного планера. Макет был изготовлен в конце 1936 года, а спустя несколько месяцев был сконструирован прототип DFS-230. Разработка планера и тестовые полеты проходили в условиях строгой секретности.

Размах крыла планера длиною 11,3 метра составлял почти 21 метр. Корпус, сваренный из стальных труб, был покрыт тканью. Крылья были также из трубчатых конструкций. Их передние края были обрамлены фанерой, а остальная часть покрыта камчатной тканью. От обычных планеров DFS-230 отличался, прежде всего, относительно крупным поперечным размером корпуса – до 2,74 метра. Для старта использовалось откидываемое шасси. Посадка производилась на три полоза.

Одноразовое использование

Поначалу аппарат весом всего лишь 860 килограмм задумывался для одноразового использования. Было крайне сложно приземлить DFS-230 таким образом, чтобы конструкция существенно не пострадала. Тем более, единственным пилотом на борту должен был стать обученный десантник. Но тот факт, что для транспортировки от восьми до десяти солдат вместе с большим грузом на важный объект использовалось так мало материала, казалось, позволял отнестись к нему с пренебрежением.

Первое применение нового тайного оружия пришлось на начало Французской кампании. 10 мая 1940 года девять десантных планеров DFS-230 высадили в бельгийском форте Эбен-Эмаэль 82 военных, которые с кумулятивным зарядом весом от 20 до 50 килограмм и огнеметами за несколько часов обезвредили крупное укрепление. Тем самым освободился путь для обхода немецкими танковыми группами линии Мажино через Бельгию.

Сразу же после первых немецких сообщений о создании военных планеров за дело взялись и британские конструкторы. Параллельно с разработкой планеров обучались солдаты. В составе британской армии до этого времени не было десантных групп. Создаваться они начали с осени 1940 года. Принятая на службу в октябре 1941 года 1-я воздушно-десантная дивизия поначалу состояла из двух парашютных бригад. Вместе с тем, для британцев планеры имели еще большее тактическое значение, чем для немцев.

Пиррова победа на Крите

Это был планер Airspeed AS-51 Horsa. Аппарат был почти в четыре раза тяжелее, чем DFS-230, весил 3,4 тонны и был изготовлен полностью из дерева. Также как и его немецкий аналог, он разрабатывался для одноразового использования. Помимо двух пилотов он мог перевозить до 25 солдат или военную машину с экипажем. Также в планер помещалась средняя пехотная пушка.

Когда разработка прототипа шла полным ходом, время активных десантных операций и военных планеров, казалось, было уже позади. Во время «Операции Меркурий», при вторжении германских войск на Крит, немецкие десантники и 60 задействованных планеров несли огромные потери. Но нужно признать, что связано это было с недостаточной информацией о вражеских силах, а не с тактикой воздушной атаки.

В дальнейшем планеры DFS-230 (всего произведено их было около 1600 единиц) использовались, в основном, не считая некоторых операций командования, для снабжения расположенных в отдаленных регионах частей. Но поскольку полезный груз этой модели был на две трети меньше по сравнению с планером Horsa, возникли планы по разработке двух новых планеров. Транспортный планер Gotha Go-42 по размерам соответствовал скорее «британской модели», но использовался он, в основном, для снабжения войск в Северной Африке, Италии, Греции. Были построены и введены в строй почти 150 единиц.

Конструкция с изъяном: Me-321

Еще более крупным был планер Messerschmitt Me-321 Gigant. Своим именем он обязан длине корпуса более 28 метров и размаху крыла 55 метров. Пустой «Гигант» весил как 15 планеров DFS-230 и мог перевозить до 22 тонн, то есть он мог разместить средний танк PZ-IV с экипажем. Однако люфтваффе не располагал самолетом-буксировщиком, который был бы способен поднять «Гигант» в воздух. Поэтому при первых полетах его буксировали тремя двухмоторными истребителями Bf-110. По всей видимости, во время тестовых полетов были значительные неудачи. Но по неизвестным причинам, они не отражались в списках потерь.

Только когда для буксировки стали использоваться самолеты Ju-90 и связка из двух бомбардировщиков He-111, стало возможным внедрение «Гигантов». Но проект так и не стал успешным. В общей сложности было построено 200 большегрузных планеров Me-321, но они оказались слишком сложными в эксплуатации и тяжелыми. Некоторые из них были переоборудованы в транспортные самолеты Me-323, а остальные утилизированы.

Массовый продукт

Тем временем Великобритания и США делали ставку на менее крупные и более простые в использовании планеры и весьма преуспевали в этом. Американская армия разработала собственный небольшой планер Waco CG-4, их было построено почти 14 тысяч единиц. Этот планер крупнее DFS-230, но меньше, чем Gotha Go-242. В качестве более крупного планера США использовали Horsa.

Практически во всех операциях союзнических войск в Европе и Южной Азии использовались военные планеры. Особый успех показывал как раз Waco из-за способности садиться на короткую полосу. Сотни машин использовались для снабжения за линией фронта. Планеры доставляли оружие и партизанским группам.

Впервые планер Waco был задействован в ходе операции «Хаски», высадке союзнических войск на Сицилии 10 июля 1943 года. Последующие крупные операции состоялись во время вторжения союзников в Нормандию в июне 1944 года и в ходе провальной операции «Маркет Гарден» в Голландии осенью того же года. Полгода спустя неподалеку от Везеля была проведена последняя крупная операция с задействованием планеров Waco и Horsa.

С окончанием Второй мировой войны оборвалась и история военных планеров, по крайней мере, в западных армиях. Красная армия разработала еще два крупных планера, но до обширного применения дело не дошло.

Функцию планеров стали выполнять вертолеты, хотя они были далеко не бесшумными. Лишь в ходе операции по устранению Усамы бен Ладена в 2011 году были задействованы вертолеты с чрезвычайно низким уровнем шума и которые были практически незаметны для радаров. Планеры же давно больше не используются вооруженными силами ни в одной стране.

Оригинал публикации



комментарии (1):

scorpions      14/08/2013 [12:58:55]#1
С появлением локаторов бесшумность перестала играть свою плюсовую роль.













Материалы рубрики

Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии



Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjk6q
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/minivans/, смотреть варианты >>
По ссылке http://perevozki.youdo.com/country/geo/odintsovo/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer