Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему в России дорого летать? Версия генпрокурора


2 августа 2013 года Дмитрий Булин, Би-би-си. Русская служба


Генпрокурор России Юрий Чайка раскритиковал авиакомпании страны за то, что те, по его мнению, завышают цены на билеты в полтора-два раза. Об этом он написал в письме на имя премьер-министра Дмитрия Медведева, попросив правительство разобраться в ситуации. Эксперты согласны с тем, что разобраться в ситуации нужно уже давно - но авиакомпании тут ни при чем.

"Проведенная проверка генпрокуратуры с привлечением ФАС [Федеральная антимонопольная служба] показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно", - говорится в письме Чайки, цитаты из которого приводит газета "Ведомости".

Компании, по убеждению генпрокурора, хитрят, используя "устаревшие нормативы" в отрасли, принятые еще в начале 1990-х годов. Согласно правилам, прибыль перевозчика ограничивается 20% от себестоимости перевозки. Авиакомпании, полагает Чайка, искусственно завышают себестоимость, чтобы уложиться в означенные проценты.

"В итоге стоимость билета вырастает в 1,5 раза", - резюмирует глава ведомства, добавляя, что цена за бизнес-класс необоснованно вырастает в два раза. Среди компаний, вызвавших его неудовольствие, упоминаются "Аэрофлот", "Сибирь", "Татарстан" и "Ак барс аэро".

Аналитики и игроки на рынке удивлены этой критике. Конечно, доходы компаний растут: например, "Трансаэро" в 2012 году заработала на 14 млрд рублей больше, чем в 2011-м, а "Аэрофлот" за тот же период на 55 млрд рублей больше.

Однако чистая прибыль компаний, по ряду оценок, все равно не превышает 5-10% - и никак не дотягивает до того самого 20-процентного ограничителя.

Авиакомпании: большие, но бедные

В "Аэрофлоте" Русской службе Би-би-си заявили, что "вряд ли прокомментируют" обвинения со стороны генпрокуратуры.

Независимые наблюдатели тем временем почти единодушно встали на сторону авиакомпаний.

"Обвинения Чайки представляются мне голословными. Этот вопрос неоднократно исследовался, находится на контроле минтранса. Нельзя взять билет и сказать на его примере, что цена на полет завышена в полтора раза, это экономически неверно", - говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Цена за билет складывается из множества показателей: стоимость топлива (от 27% до 33%), аренда или лизинг самолетов (16%), аэронавигационное обслуживание, аэропортовые сборы, содержание экипажей и, наконец, налог на добавленную стоимость, действующий на внутренних перевозках в России (18%).

В итоге бизнес авиакомпаний низкорентабелен, констатирует генеральный директор портала AviaCassa.ru Максим Побережник: "Затраты у авиакомпаний большие. В низкий сезон, начиная с октября, они зачастую теряют деньги - и пытаются наверстать упущенное за летние месяцы, когда спрос на авиаперевозки традиционно повышается".

Невысокая рентабельность авиабизнеса - это не российская, а общемировая тенденция. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, за 2012 год мировые авиакомпании получили в среднем по 12 долларов прибыли на пассажира. При этом после уплаты всех налогов и обязательств по кредитам у них осталось по 2,56 доллара на пассажира.

Недоступное небоЧто действительно является типично российской особенностью, это фактическая недоступность авиатранспорта для большинства населения.

Сейчас коэффициент авиационной мобильности россиян составляет 0,4, Нажать рассказал в интервью Би-би-си в июне экс-министр транспорта Игорь Левитин, занимающий сейчас пост советника президента. Для сравнения - в США этот показатель находится на отметке 2,0.

В Государственном институте гражданской авиации подсчитали, что если на международных линиях средние цены российских авиакомпаний на 9% ниже цен американских авиакомпаний, то на внутрироссийских магистральных линиях - на 39% выше, чем стоимость билетов внутри США (данные 2010 года).

Средняя стоимость билета "туда-обратно" на российских региональных авиалиниях составляла в 2010 году 111% от среднемесячной зарплаты. Тогда как в США - 5% от среднемесячной зарплаты.

В конечном счете, говорит Роман Гусаров, рентабельность на внутренних авиаперевозках в России в 2012 году была отрицательной - минус 8%. И это лучше, чем в кризисные годы, когда убыточность этой отрасли доходила до 15%.

Что делать?

"Такие вопросы, как ценообразование на рынке, по запросу генпрокуратуры не решаются. Нужен системный подход", - считает эксперт Aviation Explorer Владимир Карнозов.

"Мне кажется, что для решения проблемы необходимо разделить внутренние перевозки и внешние. Авиакомпании должны думать о расширении транспортной сети, а государство о том, в частности, как снизить цены на топливо", - говорит он.

С этим соглашается и Роман Гусаров, который обращает внимание на важность топливного вопроса: "У нас на Камчатке цена за тонну керосина может составлять до 40 тыс. за тонну, притом что средний уровень от 25 до 30 тыс. рублей за тонну".

Наконец, необходим режим свободной конкуренции, говорят некоторые эксперты. В отличие от Европы, где действует принцип "открытого неба", и авиакомпания может летать, не обращаясь за разрешениям к регуляторам отдельных стран, Нажать в Россию полеты могут осуществляться только после двустороннего соглашения о воздушном сообщении.

Не все так просто и с открытием маршрута на внутренних перевозках, потому что здесь, по словам аналитиков рынка, сложно договориться с аэропортами, конкурирующими авиакомпаниями и государственными органами.

Почему дорогие билеты

В большинстве российских городов есть только один аэропорт, и авиакомпания вынуждена покупать у него услуги.

Почти во всех российских аэропортах работает только один поставщик керосина. Большая компания имеет возможность заключить более или менее выгодный контракт на поставку топлива, а с маленькой поставщикам керосина работать не интересно, поэтому скидки им не светят.

В России аэропортовые сборы устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Если для какой-либо компании снижают сборы, это становится предметом интереса для налоговой инспекции и ФАС. В итоге получается, что для больших компаний и маленьких ставки сборов одинаковые.

Норма работы лоукостера состоит в том, чтобы перевезти как можно большее число пассажиров за как можно меньшее количество времени, то есть в среднем (по западным стандартам) за 2,5 часа. Но в России расстояния гораздо больше, тут за 2,5 часа не управишься.
Высокая степень монополизации в сфере наземных услуг: заправщики, запчасти, организация бортового питания.



комментарии (1):

rad123      06/08/2013 [10:26:31]#1
"У нас на Камчатке цена за тонну керосина может составлять до 40 тыс. за тонну, притом что средний уровень от 25 до 30 тыс. рублей за тонну".

На Сахалине тонна керосина стоит 49 тысяч. В Хабаровске 39 тысяч.
По сравнению с 2010-ым годом рост составляет 60%.

А навязывание дополнительных услуг пассажиру, так это... какой смысл?

Авиакомпания эти самые услуги сама не оказывает, а заказывает у Аэропорта, причём обычно в принудительном порядке. Не нужен вам трап, значит протрём вам зеркала. Не нужна буксировка.., тогда вот вам машина сопровождения.
Не хотите убирать салон, тогда мы вам немного поднимем тариф на заправку.

Не даст аэропорт авиакомпании экономить. Сэкономленные Авиакомпанией деньги это деньги украденные из прибыли аэропорта. Кто же захочет по итогам года иметь прибыль не 900 млн. руб., а допустим только 9-ть!?

Вот на что прокуратуре нужно обратить внимание.













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer