Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


А ведь МАКС ждал Володю…


30 августа 2013 года Павел Каныгин, Новая Газета


Российская аэрокосмическая отрасль дрогнула. Впервые с незапамятных совершенно времен на МАКС не явился Владимир Путин. Официальная версия: нет новинок, нет идей, опережающих время, да и догоняющие — никак не полетят (Т-50) — вот и не приехал. Но как шептались в кулуарах авиасалона, что-то в этой истории нечисто. Говорили, что президент РФ, скорее всего, заболел. «Столько лет приезжал, и вдруг — «нет новинок», — переживал чиновник из Минпромторга, организовавшего МАКС-2013. — Очевидно, заболел». Впрочем, Путина в Жуковском ждали до последнего. Последней надеждой стал небольшой кортеж, пролетевший по аэродрому. Но вышел Дмитрий Медведев.

Хотя неявка президента атмосфере салона повредила не сильно. И даже наоборот. «Словно старые друзья, в который раз встретились на аэродроме летчики проверенных боевых машин Сухого и Микояна-Гуревича, — вещал из динамиков голос диктора. — Традиционным участником становится гражданский лайнер А-380. И гордость российского авиапрома — «Суперджет-100»!»
 
— Какой-то дом престарелых, — говорил, оглядывая экспозицию, летчик-испытатель Магомед Толобоев, Герой РФ. — Но хорошо еще, что погода ничего, а то было бы совсем грустно.
 
— А как же новейший Т-50? — спросили героя.
 
— Я и говорю, хорошо, не было дождя…
 
Здесь надо уточнить, что показательный полет истребителя пятого поколения Т-50 и правда оказался под вопросом из-за возможных осадков. Но перед прибытием Медведева облака вдруг рассеялись. Уже ясным солнечным днем премьер поднялся на борт Sukhoi Superjet 100 и порулил штурвалом. МАКС-2013 был официально открыт.
 
И закипела серьезная работа. В первый же день «Гражданские самолеты Сухого» заключили сделку о поставке 6 самолетов для компании «Ютэир», 20 — для «Ильюшин Финанс» и одного VIP-борта для «Рособоронэкспорта».
 
— И это только начало! — предупреждал на МАКСе Михаил Погосян, президент «Объединенной авиастроительной корпорации». — Впереди триумф лайнера МС-21!
 
«Лайнер, обреченный на триумф!» — подхватывали менеджеры помладше в павильоне «ОАК». Что и говорить, МС-21 ждет роскошное будущее. И хотя лайнера этого, по правде, еще не существует в прототипе, уже разработаны несколько макетов (полноразмерный макет посещал Дмитрий Медведев и остался доволен). МС-21 станет первым  среднемагистральным лайнером постсоветского производства. И, как предполагается, продолжит «вслед за «Суперджетом» славные традиции российского авиапрома». Первая модель, заявляют в «ОАК», появится не ранее 2015 года, а серийное производство начнется и вовсе в 2020-м. На старте проекта стоимость его составляла около 4 миллиардов долларов, но вскоре выросла до пяти. Но разве должны такие мелочи останавливать инвесторов в лице госбюджета? Только в ближайшие полтора года государство выделит на разработку 2 миллиарда долларов. И это, хочется повторить за г-ном Погосяном, только начало. До 2020 года времени — вагон. И вагон бюджетных миллиардов.
 
Но злые языки никак не уймутся. Как уверяли меня в кулуарах иностранные производители, эти агенты Запада, полная стоимость проекта МС-21 в разы превысит расходы на создание «Суперджета». А дилетанты-авиалюбители, эти злобные сетевые критиканы, даже не посидев в макете, уже назвали МС-21 «денежным пылесосом», «коррупционной пустышкой» и даже «плохим самолетом».
 
— Самолет, конечно, будет летать, хорошо летать, начинка опять же вся импортная, — говорил мне инженер-испытатель Владимир Антонов из ГосНИИ гражданской авиации. — Но ведь ориентируют лайнер на экономические показатели нынешних лидеров рынка. А что будет в 2020 году, когда вся отрасль уйдет далеко вперед?
 
Про критическое отставание российского авиапрома говорили в эти дни все (кроме самих производителей). Разработчик частного проекта отечественного беспилотника «Орион» Владимир Воронов заявил, что с нынешним подходом к высоким технологиям догнать Запад вряд ли получится.
 
— Надо поддерживать молодежь, — соглашался Михаил Осин, руководитель молодежного фестиваля авиаразработок «От винта». — Сколько уже мы говорим! Вот где прорыв и новизна. У меня десятиклассник сделал модель планера, который взлетает под каким хочешь углом. А что наши гиганты? Сколько лет топчутся на месте.
 
Впрочем, тревоги инженеров были недоступны чиновникам и иностранным делегациям. Например, делегаты из Ирана, побывав в макете МС-21 вслед за Медведевым, передали: в исламской республике надеются, что самолет повторит судьбу «Суперджета». Интересно, что они имели в виду.
 
— Великолепный самолет, — говорил мне делегат из Мьянмы господин Тин. — К 2020 году, если у нас будут деньги, мы рассчитываем на него.
 
Отсутствие новой российской техники компенсировали иностранцы. Новинкой на МАКСе стали итальянские вертолеты AugustaWestland. Уже полгода к ним прицениваются в Минобороны. А «Вертолеты России» планируют с итальянцами контракт по совместному проекту легкого судна (2,5 тонны). Пока же AugustaWestland выставила на аэродроме в Жуковском крупный пассажирский VIP-борт (чуть больше Ми-8).
 
— Модель для ваших олигархов, — сообщил мне в павильоне представитель компании Джанкарло. — Напишите, что мы ждем Абрамовича!
 
Сразу с несколькими российскими производителями подписала соглашения корпорация Siemens. «Вертолеты России», «ОАК» и «Объединенная двигателестроительная корпорация» будут использовать ПО Siemens для «безбумажного» электронного проектирования и моделирования.
 
— Проблемы авиастроения в России очевидны. Наш софт помогает на ранних этапах выявлять дефекты в изделии, вносить коррективы и не тратиться на реальные испытания, — говорил мне вице-президент Siemens Виктор Беспалов. — Есть решения и для космической отрасли. Два года мы сотрудничаем с Центром им. Хруничева.
 
— Но ракеты все падают?
 
— Наши ракеты еще не взлетели, — нахмурился Беспалов. — Два года назад мы только начали. Если бы подключились еще раньше, скажу, что никаких падений…
 
В небо над аэродромом меж тем поднялись Су-35. Затем «ночные охотники» — вертолеты Ми-28. Вице-президента было совсем не слышно… После полетов машины были отогнаны обратно на экспозицию, где их обступила толпа. Военные летчики позировали перед камерами иностранных делегаций. Внутрь при этом никого не пускали. «Только по спецразрешениям», — так гражданских останавливали военные. «А что это висит у вас под крылом? Ракета?» — мальчик лет семи спрашивал у молодого летчика Су-30. «Это «Хибина-У», — не дрогнув, ответил летчик. — Секретная разработка». «А что такое хибина-у*?» «Странные вопросы задает ваш ребенок, — не выдержав, сказал отцу ребенка летчик. — С какой целью интересуется?»
 
Закрывала вечернюю летную программу МАКСа группа пилотирования из Чехии. Павильоны с иностранцами были уже пусты. Из российских местами были слышны крики и звон посуды. На военную технику по-прежнему не пускали.
 
* Технические характеристики комплекса «Хибина-У» держатся в секрете. Известно, что этот комплекс радиоэлектронной борьбы предназначен для подавления электронных средств управления, связи и разведки противника и искажения циркулирующей в них информации, а также защиты собственных аналогичных систем.


комментарии (5):

HZ66      01/09/2013 [19:29:53]#1
Пора начинать продавать макеты. Никакой головной боли у покупателей.

Leonid27      01/09/2013 [21:30:16]#2
Может пора, наконец, оставить нытье, что "воруют", "не приехал", "все начинки импортные", и написать что-нибудь нормальное? А если всерьез беспокоят "импортные" комплектующие, поезжайте, господа из сытой Москвы в русские города Комсомольск, Ульяновск, Иркутск, Новосибирск и поднимайте делами отечественный Авиапром. Хватит ныть. А вот узнать ответ, почему МАКС-2013 перенесен с середины августа на его самый конец, на традиционно дождливую для Москвы пору, действительно интересно. Ведь Магомед Толбоев был прав, опасаясь дождя. Зато думается, что на этого старшего чиновника Минпромторга, перенесшего МАКС из-за своего отпуска на 2 недели, дождь в отпуске не капал... А Владимир Путин наверняка оказался там, где был нужнее, - на терпящем бедствие ДВ. Еще интересно, что бы он сказал, если бы все-таки узнал о переносе сроков МАКС из-за отпуска чиновника?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      01/09/2013 [22:08:50]#3
to Leonid27

Президенту ничего не стоило приехать на МАКС, а потом полететь на ДВ. Проблема там возникла не в один день. К тому же, я не припомню, чтобы президент США носился челноком во все проблемные регионы. Случай с Пикалево просто из ряда вон. Где это видано, чтобы президент огромной державы ездил решать проблемы отдельного предприятия. А проблема в том, что выстроенная в стране система управления не работает. Без личного вмешательства первого лица государства ничего не делается. Это же надо, пока сам президент не возмутился, никто и не пытался расследовать ситуацию со строительством олимпийских объектов в Сочи. Ну раз нет возможности создать саморегулируемую систему, придется всем управлять в ручном режиме.

ero      02/09/2013 [00:15:20]#4
2leonid27
Насчет погоды трудно угадать, бывали дождливые дни в прошлые МАКСы. Вряд ли сроки могли изменить из-за отпуска какого-либо чиновника, сроки согласовываются очень заранее, так как много заинтересованных организаций. Просто МАКС у нас -это не крупная торговая площадка для деловых кругов, а просто платное авиашоу, эксплуатирующее любовь к авиации у нашего народа, как раньше проходили Тушинские праздники к дню авиации. А народ (зрителей) легче собрать поближе к 1 сентября.

Ndakota      02/09/2013 [10:26:33]#5
> Ну раз нет возможности создать саморегулируемую систему, придется всем управлять в ручном режиме.
прям как в книге В. Соловьева. Правильная мысль.













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer