Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


А ведь МАКС ждал Володю…


30 августа 2013 года Павел Каныгин, Новая Газета


Российская аэрокосмическая отрасль дрогнула. Впервые с незапамятных совершенно времен на МАКС не явился Владимир Путин. Официальная версия: нет новинок, нет идей, опережающих время, да и догоняющие — никак не полетят (Т-50) — вот и не приехал. Но как шептались в кулуарах авиасалона, что-то в этой истории нечисто. Говорили, что президент РФ, скорее всего, заболел. «Столько лет приезжал, и вдруг — «нет новинок», — переживал чиновник из Минпромторга, организовавшего МАКС-2013. — Очевидно, заболел». Впрочем, Путина в Жуковском ждали до последнего. Последней надеждой стал небольшой кортеж, пролетевший по аэродрому. Но вышел Дмитрий Медведев.

Хотя неявка президента атмосфере салона повредила не сильно. И даже наоборот. «Словно старые друзья, в который раз встретились на аэродроме летчики проверенных боевых машин Сухого и Микояна-Гуревича, — вещал из динамиков голос диктора. — Традиционным участником становится гражданский лайнер А-380. И гордость российского авиапрома — «Суперджет-100»!»
 
— Какой-то дом престарелых, — говорил, оглядывая экспозицию, летчик-испытатель Магомед Толобоев, Герой РФ. — Но хорошо еще, что погода ничего, а то было бы совсем грустно.
 
— А как же новейший Т-50? — спросили героя.
 
— Я и говорю, хорошо, не было дождя…
 
Здесь надо уточнить, что показательный полет истребителя пятого поколения Т-50 и правда оказался под вопросом из-за возможных осадков. Но перед прибытием Медведева облака вдруг рассеялись. Уже ясным солнечным днем премьер поднялся на борт Sukhoi Superjet 100 и порулил штурвалом. МАКС-2013 был официально открыт.
 
И закипела серьезная работа. В первый же день «Гражданские самолеты Сухого» заключили сделку о поставке 6 самолетов для компании «Ютэир», 20 — для «Ильюшин Финанс» и одного VIP-борта для «Рособоронэкспорта».
 
— И это только начало! — предупреждал на МАКСе Михаил Погосян, президент «Объединенной авиастроительной корпорации». — Впереди триумф лайнера МС-21!
 
«Лайнер, обреченный на триумф!» — подхватывали менеджеры помладше в павильоне «ОАК». Что и говорить, МС-21 ждет роскошное будущее. И хотя лайнера этого, по правде, еще не существует в прототипе, уже разработаны несколько макетов (полноразмерный макет посещал Дмитрий Медведев и остался доволен). МС-21 станет первым  среднемагистральным лайнером постсоветского производства. И, как предполагается, продолжит «вслед за «Суперджетом» славные традиции российского авиапрома». Первая модель, заявляют в «ОАК», появится не ранее 2015 года, а серийное производство начнется и вовсе в 2020-м. На старте проекта стоимость его составляла около 4 миллиардов долларов, но вскоре выросла до пяти. Но разве должны такие мелочи останавливать инвесторов в лице госбюджета? Только в ближайшие полтора года государство выделит на разработку 2 миллиарда долларов. И это, хочется повторить за г-ном Погосяном, только начало. До 2020 года времени — вагон. И вагон бюджетных миллиардов.
 
Но злые языки никак не уймутся. Как уверяли меня в кулуарах иностранные производители, эти агенты Запада, полная стоимость проекта МС-21 в разы превысит расходы на создание «Суперджета». А дилетанты-авиалюбители, эти злобные сетевые критиканы, даже не посидев в макете, уже назвали МС-21 «денежным пылесосом», «коррупционной пустышкой» и даже «плохим самолетом».
 
— Самолет, конечно, будет летать, хорошо летать, начинка опять же вся импортная, — говорил мне инженер-испытатель Владимир Антонов из ГосНИИ гражданской авиации. — Но ведь ориентируют лайнер на экономические показатели нынешних лидеров рынка. А что будет в 2020 году, когда вся отрасль уйдет далеко вперед?
 
Про критическое отставание российского авиапрома говорили в эти дни все (кроме самих производителей). Разработчик частного проекта отечественного беспилотника «Орион» Владимир Воронов заявил, что с нынешним подходом к высоким технологиям догнать Запад вряд ли получится.
 
— Надо поддерживать молодежь, — соглашался Михаил Осин, руководитель молодежного фестиваля авиаразработок «От винта». — Сколько уже мы говорим! Вот где прорыв и новизна. У меня десятиклассник сделал модель планера, который взлетает под каким хочешь углом. А что наши гиганты? Сколько лет топчутся на месте.
 
Впрочем, тревоги инженеров были недоступны чиновникам и иностранным делегациям. Например, делегаты из Ирана, побывав в макете МС-21 вслед за Медведевым, передали: в исламской республике надеются, что самолет повторит судьбу «Суперджета». Интересно, что они имели в виду.
 
— Великолепный самолет, — говорил мне делегат из Мьянмы господин Тин. — К 2020 году, если у нас будут деньги, мы рассчитываем на него.
 
Отсутствие новой российской техники компенсировали иностранцы. Новинкой на МАКСе стали итальянские вертолеты AugustaWestland. Уже полгода к ним прицениваются в Минобороны. А «Вертолеты России» планируют с итальянцами контракт по совместному проекту легкого судна (2,5 тонны). Пока же AugustaWestland выставила на аэродроме в Жуковском крупный пассажирский VIP-борт (чуть больше Ми-8).
 
— Модель для ваших олигархов, — сообщил мне в павильоне представитель компании Джанкарло. — Напишите, что мы ждем Абрамовича!
 
Сразу с несколькими российскими производителями подписала соглашения корпорация Siemens. «Вертолеты России», «ОАК» и «Объединенная двигателестроительная корпорация» будут использовать ПО Siemens для «безбумажного» электронного проектирования и моделирования.
 
— Проблемы авиастроения в России очевидны. Наш софт помогает на ранних этапах выявлять дефекты в изделии, вносить коррективы и не тратиться на реальные испытания, — говорил мне вице-президент Siemens Виктор Беспалов. — Есть решения и для космической отрасли. Два года мы сотрудничаем с Центром им. Хруничева.
 
— Но ракеты все падают?
 
— Наши ракеты еще не взлетели, — нахмурился Беспалов. — Два года назад мы только начали. Если бы подключились еще раньше, скажу, что никаких падений…
 
В небо над аэродромом меж тем поднялись Су-35. Затем «ночные охотники» — вертолеты Ми-28. Вице-президента было совсем не слышно… После полетов машины были отогнаны обратно на экспозицию, где их обступила толпа. Военные летчики позировали перед камерами иностранных делегаций. Внутрь при этом никого не пускали. «Только по спецразрешениям», — так гражданских останавливали военные. «А что это висит у вас под крылом? Ракета?» — мальчик лет семи спрашивал у молодого летчика Су-30. «Это «Хибина-У», — не дрогнув, ответил летчик. — Секретная разработка». «А что такое хибина-у*?» «Странные вопросы задает ваш ребенок, — не выдержав, сказал отцу ребенка летчик. — С какой целью интересуется?»
 
Закрывала вечернюю летную программу МАКСа группа пилотирования из Чехии. Павильоны с иностранцами были уже пусты. Из российских местами были слышны крики и звон посуды. На военную технику по-прежнему не пускали.
 
* Технические характеристики комплекса «Хибина-У» держатся в секрете. Известно, что этот комплекс радиоэлектронной борьбы предназначен для подавления электронных средств управления, связи и разведки противника и искажения циркулирующей в них информации, а также защиты собственных аналогичных систем.


комментарии (5):

HZ66      01/09/2013 [19:29:53]#1
Пора начинать продавать макеты. Никакой головной боли у покупателей.

Leonid27      01/09/2013 [21:30:16]#2
Может пора, наконец, оставить нытье, что "воруют", "не приехал", "все начинки импортные", и написать что-нибудь нормальное? А если всерьез беспокоят "импортные" комплектующие, поезжайте, господа из сытой Москвы в русские города Комсомольск, Ульяновск, Иркутск, Новосибирск и поднимайте делами отечественный Авиапром. Хватит ныть. А вот узнать ответ, почему МАКС-2013 перенесен с середины августа на его самый конец, на традиционно дождливую для Москвы пору, действительно интересно. Ведь Магомед Толбоев был прав, опасаясь дождя. Зато думается, что на этого старшего чиновника Минпромторга, перенесшего МАКС из-за своего отпуска на 2 недели, дождь в отпуске не капал... А Владимир Путин наверняка оказался там, где был нужнее, - на терпящем бедствие ДВ. Еще интересно, что бы он сказал, если бы все-таки узнал о переносе сроков МАКС из-за отпуска чиновника?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      01/09/2013 [22:08:50]#3
to Leonid27

Президенту ничего не стоило приехать на МАКС, а потом полететь на ДВ. Проблема там возникла не в один день. К тому же, я не припомню, чтобы президент США носился челноком во все проблемные регионы. Случай с Пикалево просто из ряда вон. Где это видано, чтобы президент огромной державы ездил решать проблемы отдельного предприятия. А проблема в том, что выстроенная в стране система управления не работает. Без личного вмешательства первого лица государства ничего не делается. Это же надо, пока сам президент не возмутился, никто и не пытался расследовать ситуацию со строительством олимпийских объектов в Сочи. Ну раз нет возможности создать саморегулируемую систему, придется всем управлять в ручном режиме.

ero      02/09/2013 [00:15:20]#4
2leonid27
Насчет погоды трудно угадать, бывали дождливые дни в прошлые МАКСы. Вряд ли сроки могли изменить из-за отпуска какого-либо чиновника, сроки согласовываются очень заранее, так как много заинтересованных организаций. Просто МАКС у нас -это не крупная торговая площадка для деловых кругов, а просто платное авиашоу, эксплуатирующее любовь к авиации у нашего народа, как раньше проходили Тушинские праздники к дню авиации. А народ (зрителей) легче собрать поближе к 1 сентября.

Ndakota      02/09/2013 [10:26:33]#5
> Ну раз нет возможности создать саморегулируемую систему, придется всем управлять в ручном режиме.
прям как в книге В. Соловьева. Правильная мысль.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer