Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авионика ближайшей перспективы


28.08.13 11:16 Евгений Федосов, Анатолий Квочур, Журнал "Авиапанорама" № 4(100)-2013


Общемировой тенденцией развития комплексов бортового оборудования воздушных судов (ВС) является дальнейшая интеграция ресурсов программного и аппаратного обеспечения, на базе концепции интегрированной модульной авионики (ИМА). Данная тенденция обусловлена как эко¬номическими, так и организационно-техническими предпосылками. С одной стороны, наблюдаются все возрастающие потребности в расширении функциональности оборудования с одновременным стремлением к снижению её стоимости и уменьшению эксплуатационных расходов. С другой стороны, существующий и прогнозируемый уровень развития технологий и элементной базы позволяет осуществлять все более глубокую интеграцию на аппаратном и алгоритмическом уровнях.

Перспективный комплекс  бортового оборудования (КБО) должен иметь открытую архитектуру на базе интегрированной модульной авионики (ИМА, см. «Авиапанорама» №4-2011. Прим. ред.). Важной особенностью такой архитектуры является отсутствие «жестко» установленных связей между информационными каналами и вычислительными средствами. Это позволяет реализовать динамическую реконфигурацию структуры КБО с соответствующим перераспределением ресурсов.
 
Авионика ближайшей перспективы должна  обладать принципиально новыми качествами, связанными с кардинальными изменениями процессов ее разработки, проектирования, применения и обслуживания. Основными направлениями развития авионики являются:
 
• создание унифицированного ряда открытых сетевых архитектур и комплектующих КБО с целью увеличения производительности, надежности передачи и обработки информации;
• применение перспективных интерфейсов (авиационной Ethernet, Fibre Channel, RapidIO, Wi-Fi);
• внедрение перспективных схемотехнических и конструктивных решений для функциональных модулей: многоядерных процессоров, систем «на кристалле», высокопроизводительных графических модулей, сетевых коммутаторов и т.д.;
•  создание интегрированной автоматизированной среды разработки КБО;
• совершенствование информационно-управляющего поля кабины экипажа.
 
Неизбежные изменения информационно-управляющего поля кабины экипажа вызваны прогнозируемым ростом интенсивности воздушного движения, требованиями радикального повышения уровня безопасности полетов. 
 
С появлением в 1970-е годы первых электронных индикаторов, по мере роста технологических возможностей, постоянно увеличивалась доля и информационная емкость электронной индикации кабины экипажа ВС, увеличивались размеры экранов и повышалось качество информационного обеспечения летного состава. 
 
Определилась тенденция к использованию экранов индикаторов в качестве многофункциональных пультов управления. 
 
Для высокой надежности большие индикаторы должны иметь сегментированный экран, каждый из сегментов которого может работать автономно. Вполне возможно, что в конечном итоге один индикатор займет всю приборную доску, точнее, приборная доска станет единым электронным индикатором (то есть станет виртуальной). Такие приборные доски уже реализуются в экспериментальных разработках ведущих компаний.
 
Усилия разработчиков систем индикации должны быть направлены на то, чтобы сделать представление полетных данных более естественным и интуитивно понятным летчику, исключить необходимость перевода «сырых» данных, создать «образное» информационное поле с обеспечением минимального времени на считывание информации.
 
Виртуальная приборная доска позволит достичь гибкости в представлении информации: если прежде прибор занимал место на доске постоянно, независимо от того, сколько времени он используется в полете, то на виртуальной доске его информация будет появляться только по мере необходимости. Взамен жидкокристаллических индикаторов можно ожидать использование проекционных и органических электролюминесцентных индикаторов. Возможно появление индикаторов не прямоугольной, а более сложной формы.
 
В России работы по созданию КБО с открытой архитектурой на базе ИМА проводятся с 2004 г.  Головным исполнителем и координатором комплексного проекта является ФГУП «ГосНИИАС». В проекте принимают участие основные предприятия авиаприборостроения РФ. Создан уникальный научно-технический задел, позволяющий существенно сократить затраты на разработку и последующие модификации бортового оборудования, сократить сроки его разработки, заложить возможности технологического расширения спектра решаемых задач с минимальными затратами средств.
 
В настоящее время на предприятиях отечественного приборостроения разрабатываются унифицированные комплектующие бортового оборудования на принципах ИМА. Как показывает отечественный и мировой опыт, снизить  технические, финансовые и временные риски позволяют летные исследования концептуальных решений и летные испытания прототипов перспективного оборудования. Организация экспериментальных работ на летающих лабораториях позволит подготовить материальную и методическую основу для сертификационных испытаний перспективных комплексов и их отдельных элементов, в том числе по международным стандартам (TSO, ETSO). 
 
В программе создания перспективной отечественной авионики   ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» – головной исполнитель работ в части:
 
• разработки информационно-управляющего поля кабин летательных аппаратов;
• стендовых и летных исследований перспективных функций, организации испытаний бортового оборудования.
 
Пилотажно-исследовательский центр выполняет работы в кооперации с ФГУП «ГосНИИАС», ФГУП «ЦАГИ 
им. проф. Н.Е. Жуковского», ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова», ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева», ОАО «ОКБ Сухого», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «РПКБ» и другими предприятиями.
 
Работа направлена на достижение следующих целей:
 
1. Исключение авиационных происшествий по причинам:
 
- потери пространственного положения,
- неадекватного восприятия основных параметров движения летательного аппарата, информации от бортовых систем,
- опасных сближений с воздушными судами и земной поверхностью, препятствиями.
2. Обеспечение выполнения всех этапов полетного задания от выруливания до заруливания без визуальной видимости закабинного пространства, в том числе при отсутствии сигналов спутниковых навигационных систем, радио- и светотехнического оборудования аэропорта.
3. Реализация концепции пилотирования воздушного судна транспортной категории одним пилотом.
4. Обеспечение высокой эффективности воздушных, в том числе сверхзвуковых перевозок.
 
Разработан прототип перспективного информационно-управляющего поля кабины воздушного судна гражданской авиации, обеспечивающего новое качество:
 
- сокращение времени восприятия, анализа информации на принятие решения и реализацию управляющих действий, уменьшение рабочей загрузки экипажа путем комбинированного отображения полетной информации на широкоформатных многофункциональных индикаторах диагональю 15 и 21,5 дюймов; 
- унификация способов управления радиоэлектронным и пилотажно-навигационным оборудованием путем интеграции пультов управления; 
- реализация новых способов управления информационным полем, настройки бортового радиоэлектронного оборудования посредством сенсорных экранов и голосового управления.
 
Для отработки прототипа информа¬ционно-управляющего поля кабины, исследования перспективных функций созданы наземные демонстраторы кабины и летающие лаборатории на базе самолетов Су-30 и М-101Т «Гжель».
 
Проведены испытания прототипов перспективного бортового оборудования ИМА, выполнены летные исследования перспективных  функций, в том числе функции улучшенного видения. Пилотирование выполнялось только по информации МФИ от датчиков ТВ и ИК диапазонов, а также по синтезированному изображению взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек. Положение летательного аппарата относительно объектов аэродромной инфраструктуры определялось  по данным спутниковой навигационной системы в относительном и дифференциальном режимах. 
 
Всего выполнено более 86 полетов (около 730 заходов на посадку, 400 с касанием),  из них:
 
- 6 полетов ночью, без включения посадочных фар самолета и прожекторов аэродрома (67 заходов, 35 посадок);
- 16 полетов с выполнением всех этапов полетного задания от выруливания до заруливания  пилотирующим летчиком в закрытой кабине (под шторкой) (118 заходов на посадку, 62 посадки);
- 2 полета в реальных СМУ на а/д Раменское и Североморск-3 при погоде ниже установленного метеоминимума (H нижнего края 40-60 м, видимость менее 800 м в условиях снежного заряда);
- 10 полетов на авиасалоне «Авиасвит-XXI» (Украина) с выполнением  фигур сложного и высшего пилотажа;
- 7 полетов с заходами на посадку на ТАКР «Адмирал Кузнецов» (53 захода,  2 посадки с уходом на 
2-й круг). 
 
Подтверждено кардинальное повышение информационного обеспечения летчика при выполнении всех этапов полетного задания, включая руление, взлет, посадку без видимости внекабинного пространства, а также при выполнении сложных пространственных маневров.   
 
Согласно летной оценке, комплекс индикации обеспечивает высококачественное информирование летчика о параметрах полета, состоянии самолетных систем и силовой установки, радикально упрощает пилотирование и решение задач самолетовождения  от взлета до посадки и на рулении.  
 
Новые технические решения обеспечили  выполнение точного захода на посадку ЛЛ Су-30, без использования штатных посадочных систем ТАКР «Адмирал Кузнецов». Применение новых технологий информационного обеспечения экипажа позволит повысить надежность и качество выполнения всех этапов полета, включая руление, взлет и посадку  самолетов, вертолетов и беспилотных ЛА, в простых и сложных метеорологических условиях.
 
Созданный научно-технический задел определяет перспективные направления совершенствования комплексов бортового оборудования воздушных судов в обеспечение развития его функциональных возможностей, повышения надежности, сертификации в соответствии с международными стандартами, существенного сокращения затрат на разработку и модификацию, снижение массогабаритных характеристик, характеристик энергопотребления. А это является основой конкурентоспособности оте¬чест¬венных предприятий приборостроения.


комментарии (1):

air-squirrel      28/08/2013 [15:08:28]#1
надеюсь все эти новые подходы к проектированию БРЭО (ИМА) используются в МС-21?!
Хотелось бы конечно в данной статье иметь picture чтобы было наглядно видно чем ИМА (1LRU=много функций БРЭО) отличается от "федеративных" архитектур (один LRU=одна функция БРЭО).
За статью спасибо!













Материалы рубрики

Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам



Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8YsP
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/, подробнее тут.
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer