Проверку ООО «Воздушные ворота Северной столицы», которое управляет аэропортом Пулково, проводило Управление госавианадзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Ространснадзора по СЗФО с 8 по 31 июля 2013 года.
В первую очередь ревизоры выясняли, как в аэропорте работают система обеспечения авиационной и транспортной безопасности, противопожарная и аварийно-спасательная системы. Формально проверка была плановой, однако ревизоров прежде всего интересовала безопасность аэропорта накануне саммита G20, который пройдет в Санкт-Петербурге 5–6 сентября. Всего в городе планируется принять делегации из 33 стран. В целях безопасности Пулково планируют закрыть на все время проведения правительственных встреч — воздушный порт будет обслуживать только самолеты с делегациями.
Результаты проверки оказались удручающими: в системе безопасности аэропорта в прямом смысле слова нашлись дыры. «Известия» ознакомились с отчетом ревизоров. Так, в нарушение профильных инструкций и положения в контролируемую зону аэропорта Пулково может попасть фактически кто угодно через технологический проезд в районе строительства правительственной трассы, где за ситуацией следит только один сотрудник Службы авиационной безопасности (САБ). Высота забора вокруг аэропорта не соответствует нормативам, в трехметровой зоне с внешней стороны ограждения не вырублен кустарник, а вдоль Пулковского шоссе высажены деревья. В самом аэропорту камера хранения не оборудована стационарными средствами досмотра. В пунктах досмотра в терминалах № 1 и № 2 имеется только по одному детектору взрывчатки. Входная дверь в пункт досмотра VIP-зала не оборудована замками и сигнализацией.
Проверяющие также выяснили, что в аэропорту не проводится идентификация людей по документам, а также автомобилей по госномерам. Кроме того, данные с электронных систем безопасности не передаются в соответствующие структуры МВД и ФСБ. Также в Пулково не утверждена технология пропуска в КЗА спасателей, медиков и спецтранспорта для работы во время аварий и катастроф, а упрощенная система допуска сотрудников МВД, ФСБ, Генпрокуратуры и Федеральной таможенной службы не согласована с этими ведомствами. Сами бланки пропусков на территорию аэропорта не охраняются должным образом, поэтому к ним могут иметь доступ посторонние.
По мнению ревизоров, ООО ВВСС нарушает правила «Требований авиационной безопасности к аэропортам» и другие инструкции и законы. Ространснадзор потребовал устранить все выявленные нарушения к 25 октября 2013 года, а на период до этой даты — «принять эквивалентные меры, обеспечивающие исключение вышеуказанных нарушений». Впрочем, санкции за неисполнение предписаний достаточно мягкие. Согласно ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного предписания Ространснадзора грозит гражданам штрафом в 5 тыс. рублей; должностным лицам — 20–30 тыс. рублей; компаниям — 20–50 тыс. рублей.
Официальные представители Пулково заверяют, что к претензиям со стороны Ространснадзора относятся с должной серьезностью.
— ООО «Воздушные ворота Северной столицы» постоянно совершенствует систему обеспечения авиационной безопасности аэропорта Пулково. Управляющая компания аэропорта всегда с вниманием относится к предписаниям и рекомендациям надзорных и контролирующих органов и учитывает их в текущей работе, — заявила «Известиям» официальный представитель предприятия Анна Федосеева.
Безопасность и антитеррористическая защищенность российских аэропортов до сих пор остается актуальной проблемой. Еще в январе 2013 года Генпрокуратура била тревогу: из-за неразберихи вокруг полномочий служб авиационной безопасности и полицейских система антитеррористической защищенности в аэропортах остается несовершенной. Проблема в том, что сотрудники САБ не имеют прав для досмотра пассажиров, а у полиции также нет таких функций. В связи с этим прокуроры требовали от Минтранса и МВД навести порядок с досмотром пассажиров при входе в аэропорты и аэровокзалы, а также разработать срочные меры для «недопущения ухудшения состояния защищенности».
Первый замгенпрокурора России Александр Буксман признал, что сейчас сотрудники САБ фактически действуют в обход законодательства. Согласно закону о транспортной безопасности, охранять объекты должны сами транспортники. Однако, как говорится в документе, «полномочия работников САБ по проведению досмотровых процедур на входах в аэровокзалы не регламентированы». Речь идет о том, что сотрудники частных охранных структур, к которым относятся и САБ, просто не имеют никаких прав на досмотр граждан. Они есть у сотрудников полиции, однако у МВД как ведомства функция досмотра людей на входе в авиаузлы не прописана.
Полицейские же считают, что им удобнее работать во взаимодействии с «частниками» и подключаться только в том случае, если те обнаруживают откровенный криминал. Еще одна проблема — «частники» более подготовлены к работе с высокотехнологичной досмотровой техникой.
Однако в последнее время транспортная полиция внедряет различные новинки. В каждом аэропорту теперь действует система из пяти рубежей-заслонов безопасности. Первый рубеж — привокзальная площадь, второй — вход в аэропорт, где полицейские работают вместе с САБ, последние три — непосредственный досмотр и сопровождение пассажиров в различных зонах.
В 2012 году сотрудники линейного управления МВД только в столичном аэропорту Домодедово совместно с работниками САБ досмотрели 125,7 тыс. авиарейсов и проверили более 13,9 млн авиапассажиров.