Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Похороны российского авиапрома


22 августа 2013 года Михаил Сергеев, Независимая газета


Если правительство не изменит принципы поддержки авиапрома, то отрасль окончательно потеряет конкурентоспособность. К такому выводу пришли эксперты Strategy Partners Group (SPG), которые считают, что наше авиастроение подошло к точке невозврата, за которой отрасль ждет неизбежный финал. Основные проблемы авиапрома эксперты видят в архаичной системе управления, из-за которой предприятия не способны реагировать на рыночные стимулы.

Рост бюджетных вливаний в отрасль не обеспечил качественных изменений: российский авиапром в целом не способен наращивать конкурентоспособное предложение. Нужен принципиальный пересмотр подходов государства и компаний к управлению отраслью – считают эксперты SPG, которые представили вчера свое исследование отечественного авиастроения. 
    
Финансирование отрасли в целом достигло относительно приемлемого уровня, еще больше средств предприятия скорее всего уже не переварят, но механизмы требуют принципиального пересмотра. Такие меры поддержки, как утверждение на уровне министерств в рамках федеральных целевых программ номенклатуры и численности конкретных станков, которые закупаются, и количества пассажирских мест в новом проекте самолета, должны уйти в прошлое, отмечается в докладе. 
 
«Сейчас отрасль близко подошла к точке невозврата. Если мы продолжим идти по привычному пути, не изменив принципиально подходы, то неизбежно потеряем конкурентоспособность отечественного авиастроения. И это не вопрос объема потраченных бюджетных ресурсов: сколько бы их ни израсходовали, это лишь оттянет неизбежный конец», – говорит руководитель исследования Михаил Григорьев. 
 
Ключевыми проблемами российской авиастроительной промышленности эксперты называют не технологическое отставание и износ оборудования, а устаревшие, вертикально-интегрированные бизнес-модели и нехватку ключевых в современных условиях компетенций. Сохранение предприятий замкнутого цикла в отрасли снижает производительность труда, гибкость и скорость реакции, препятствует развитию отечественной базы поставщиков, приводит к излишнему дублированию и неэффективным инвестициям. 
 
В результате такого неэффективного управления Россия играет лишь незначительную роль на мировом авиарынке, отмечается в докладе. Россия практически не присутствует в таких крупных сегментах, как магистральные коммерческие самолеты, бизнес-авиация, транспортная авиация, за исключением рамповой и военно-транспортной. Практически не присутствуют на мировом рынке и отечественные производители компонентов. Так, на мировой рынок Россией поставляются лишь компоненты, обеспеченные военными поставками: это около 1% структурных элементов, 3% двигателей, 6% авионики и 1% агрегатов и систем, отмечают эксперты SPG. 
 
Между тем выводы SPG о конце авиапрома разделяют далеко не все. «Действующие принципы управления авиапромом и отдельными предприятиями, возможно, устарели. Но утверждения о неконкурентоспособности российской авиации по причине неграмотного управления выглядят очень спорно. Отечественная техника еще недавно занимала лидирующие позиции в мире. Например, Ил-86 считался одним из самых надежных самолетов. Сегодня нужно дождаться того момента, когда многие инновационные идеи будут реализованы, и тогда делать вывод о состоянии отрасли», – предлагает председатель совета директоров «2К Аудит–Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский. В то же время он не исключает, что правительство может сократить поддержку отрасли. «Стагнация российской экономики заставляет корректировать расходы бюджета. В случае затяжной стагнации или рецессии власти могут существенно сократить финансирование всех отраслей экономики, включая и авиапром», – предполагает эксперт. 
 
«Авиапром не безгрешен. В отрасли произошли изменения – и не всегда в лучшую сторону. Многое безвозвратно потеряно. Но часть наработок удалось сохранить. Вероятно, нужно обсуждать и структуру отрасли, и принципы ее работы. Нужны и различные виды контроля. Но делать все это нужно не вместо государственной поддержки, а вместе с ней. Авиапрому нужны заказы, которые может дать именно государство. В противном случае мы рискуем потерять авиапром окончательно», – утверждает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. 
 
«Лобби западных корпораций сделало все, чтобы сломать отрасль в 90-е годы и не дать восстановиться сейчас – конкуренты им не нужны. Были похоронены многие заведомо лучшие проекты КБ Туполева и Ильюшина. Сейчас идет давление на «Суперджет» с его детскими болезнями. Но о неконкурентоспособности нам твердят те, кто забывает, что парки «Боингов» и «Локхидов» на 85% состоят из давно устаревших машин, а новые самолеты также страдают от детских болезней», – напоминает начальник отдела компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. По его словам, сложившаяся в стране авиационная школа будет давать доход государству и предприятиям. «Нужны время и перестройка цепочки принятия решений, что вполне возможно сделать. Говорить об успехе или провале авиапрома можно будет не ранее, чем через 10–15 лет», – признает эксперт. 
 
При этом многие специалисты признают, что необходимость сохранения военной авиации гарантирует даже неэффективному авиапрому относительно безбедное существование.


комментарии (7):

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      22/08/2013 [13:45:49]#1
Охренеть! А разве не Strategy Partners Group была консультантом по написанию прошлогодней программы развития авиапрома до 2025 года? Так почему же в ней нет плана структурных изменений в авиапроме? Суть той программы - дайте денег и мы завоюем мир. То есть, деньги на написание одной программы освоили, теперь надо убедить правительство в необходимости написания ещё одной программы? А за уже принятую правительством программу теперь кто ответит? Уж точно не Strategy Partners Group, ведь подписи под ней стоят чиновников Минпромторга и Премьера.

air-squirrel      22/08/2013 [15:10:45]#2
ОАК и Минпромторг ЧИТАЙТЕ!!! чтобы стыдно стало!

Kers      22/08/2013 [21:12:24]#3
Чего они хотят?
Да распродажи всей ОАК, оптом. Вот чего они хотят.

mab55      23/08/2013 [09:49:36]#4
Strategy Partners Group («Стратеджи Партнерс Групп») — российский стратегический консультант, ведущий свою историю с 1994 года и входящий в группу компаний ОАО «Сбербанк России"

Большие специалисты в авиации, надо думать...

Сашочек      23/08/2013 [11:03:54]#5
Основной вывод: мы подошли к точке невозврата - верен!
Но не по тем причинам, которые приведены в информации! История человечества показывает, что не только отдельные отрасли и промыслы погибали без внешнего воздействия. Погибали целые империи и государства. Они зачастую не были завоеваны, а погибали по внутренним причинам, относящимся к человеческим факторам: падению морали, распущенности, стяжательству, внутренней вражде и... НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ!!!!
Неблагоприятная ситуация в авиапроме (полностью отдали даже внутренний рынок зрубежным машинам, нет сформулированных целей вернуть его) именно по этой причине (в управлении отраслью вообще нет профильных специалистов), а также наличию группы лиц, ставшей по каким-то обстоятельствам приближенной к верхам. Нагло пользуюясь отсутствием в верхах людей, прошедших хозяйственную школу и знающих необходимость проведения независимых экспертиз всех крупных и затратных проектов, а также и под сказки о скором достижении заоблачных высот (третьей мировой державы на рынке авиатехники), они сумели убедить верхи в передаче им всего управления отраслью, и ресурсов государства, исчисляемых миллиардами долларов, на их личные "прорывные" проекты. Они делают все (и каждодневно) в максимальном ограждении верхов от объективной информации, пишут для них речи, после которых верхи становятся уже заложниками сказанного. Вспомните характеристику, данную недавно состоянию отрасли (прекрасное, отлично выступили в Ле Бурже, триллионный заказ). И это при том, что нет ни одного предприятия по гражданке, работающего безубыточно, нет коммерческих заказов на большую часть производимых продуктов, нет доведенной до параметров техники, нет ее производства).
Такое расхождение видения верхов с фактическим состоянием отрасли - это первый признак разложения. Но когда некоторым в верхах вдруг стновится видимой картина, как она есть, то группа очень дружно делает все, чтобы ограничить поползновения на их общие интересы (пример 14 августа, когда из подготовленного документа исключены коренные решения по возрождению производства машин, необходимых российским перевозчикам). Пока существует эта приближенная к верхам группа - о надеждах на возрождение авиапрома придется забыть! Поэтому еще тысячи специалистов потеряют работу, авиаперевозчики будут продолжать тратить нефтедоллары на создание рабочих мест за бугром...

HR      23/08/2013 [12:35:08]#6
Какой-то беспредельный цинизм. Уморили "корову" голодом, украв у нее все сено, а теперь с еще живой и шкуру снять стараются. И все под лозунгом спасения АВИАПРОМА...

crj-2      23/08/2013 [18:34:51]#7
за то, пастухи-сыты!!! спасибо эрбасу и боингу!!!













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer