Таким предприятием и является «Мотор Сич». Сейчас это одна из ведущих фирм мира, занимающаяся разработкой, производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов. Чтобы посмотреть на всё своими глазами, корреспондент «АН» отправился в Запорожье. В город, где очень популярен лозунг: «Каждому украинцу по вертолёту!»
Лихие казацкие моторы
После очень короткого разбега крепыш Ан-140-100 авиакомпании «Мотор Сич» легко отрывается от взлётно-посадочной полосы аэропорта «Внуково». Два с половиной часа полёта на берега Днепра проходят незаметно. Ещё бы – в нынешние времена редко приходится летать не на эйрбасах или боингах. Поэтому интересно всё: сколько в самолёте мест, какого размера отделения для ручной клади, чем кормят в полёте. А кормят буквально по-домашнему: солёные огурчики, свежие помидорчики, пирожки с разной начинкой, ну и конечно, нежное украинское сало. Не хватает разве что стопки медовой настойки с перцем.
Всё остальное тоже выглядит, может, и просто, но надёжно, как автомат Калашникова. Сидеть не тесно, багажные полки весьма вместительны, симпатичные украинские стюардессы говорят по-русски лучше некоторых из 50 московских пассажиров. Прямо за иллюминатором монотонно гудит турбовинтовой двигатель производства «Мотор Сич». Удивительно, но таких самолётов на сегодняшний день произведено лишь около трёх десятков. Впрочем, в нынешней ситуации засилья всего западного даже этому надо радоваться – другим «антоновым», «ильюшиным» и «туполевым» повезло ещё меньше.
Большая заслуга в том, что на Украине вообще до сих пор делают самолёты, принадлежит основанной более ста лет назад компании «Мотор Сич». Её название (в оригинальном написании «Мотор Січ») происходит от украинского слова «січ», то есть «Запорожская Сечь». Говорят, при выборе такого имени в компании особо хотели подчеркнуть, что делают не простые авиадвигатели, а лихие казацкие моторы.
Зачем нужен донецкий хомячок?
Запорожье мало отличается от любого российского областного центра – везде вокруг русская речь. Если бы не вывески на украинском языке, можно было бы и не понять, что ты в соседней стране. Официально считается, что там проживают более 70% украинцев и 25% русских. На глаз всё выглядит ровно наоборот. В городе даже сохранили памятник Феликсу Дзержинскому, который периодически подвергается нападениям вандалов, однако стоит на своём месте вот уже более 20 лет после краха Советского Союза.
Политическая ситуация в стране тоже во многом похожа на российскую. Если у нас всем рулят «питерские», то на Украине – «донецкие», которые активно перебираются в Киев на руководящие должности к своему земляку-президенту. По этому поводу запорожские газеты печатают анекдоты:
Киев. Вечер. Семья ужинает.
Жена говорит мужу: «Давай сегодня пораньше ляжем спать, а завтра утром поедем в Донецк покупать хомячка».
Муж: «Зачем за хомяком ехать в Донецк? Что, в нашем городе нет хомяков???»
Жена: «Ты не понимаешь! Сейчас просто необходимо, чтобы в семье хоть кто-то был из Донецка!»
Словом, с юмором на Украине, как и с закуской, всё в полном порядке. Тем не менее, по сравнению с Россией, заметно, что в стране нет шальных нефтяных и газовых доходов. Дороги, даже по сравнению с печально известными нашими, выглядят ещё хуже. Зарплаты тоже ниже. К примеру, объявление о наборе милиционеров обещает претендентам 1900 гривен в месяц (примерно 7700 рублей). Это чуть меньше обычной для города зарплаты, которая составляет 2–3 тыс. гривен (8–12 тыс. рублей).При этом надо учесть, что Запорожье, по украинским меркам, почти мегаполис – 770 тыс. жителей.В частных разговорах простые украинцы жалуются на бедственное материальное положение и даже на возвращение беспредела 90-х. Впрочем, такого хватает и у нас. Но бесстрастная статистика последних 20 лет фиксирует падение числа жителей города почти на 100 тыс. человек. Значит, народ разбегается. То же самое происходит и в других крупнейших городах страны, кроме всё того же Киева.
На «Мотор Сич» лётная погода
Понятно, что Украина находится в тяжёлой экономической ситуации. Эти наблюдения подтверждает и многолетний генеральный директор, а ныне почётный президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. По его словам, многие высокотехнологичные предприятия страны сейчас просто развалились. Однако его компания даже в такой ситуации выглядит хорошо. Несмотря на то что на рынке видны признаки кризиса, есть проблемы с реализацией, завод работает, набирает людей. Текучка кадров всего 0,63%.Значит, добровольно никто не увольняется.Это легко понять: зарплата на «Мотор Сич» растёт, а уходить просто некуда.
К тому же предприятие заботится и об отдыхе сотрудников. Некоторые свои базы отдыха компания довела до пяти звёздочек. Стараются привлекать и молодёжь. Недавно создали федерацию вертолётного спорта Украины, затем авиаклуб. Там будут учить летать молодёжь, причём за счёт предприятия. Для этого «Мотор Сич» даёт свои вертолёты. Государство в этом совершенно не участвует. Удивительно, но сейчас на Украине нет ни одного учебного заведения, которое бы готовило вертолётчиков.
Поэтому с пилотами беда. Но В. Богуслаев нашёл выход. Собирал лётчиков для предприятия, как говорится, по миру. Основную массу нашёл в… Африке. Это русские и украинские военные пилоты, работавшие там по контрактам. Сейчас «Мотор Сич» платит им зарплату на уровне Южного и Северного Судана. Смеяться не надо – в этом регионе продолжается военный конфликт, и зарплаты у пилотов очень высокие.
Ремонторизация вертолётов
Ещё одна важная тема, которой на «Мотор Сич» стали заниматься несколько лет назад, – ремонторизация вертолётов. Причём дело тут зашло весьма далеко. В России даже пошли слухи, что предприятие стало самостоятельно производить вертолёты. Это, конечно, не так. «Мотор Сич» делает хороший бизнес на модификации вертолётов. Недалеко от аэродрома Запорожья компания восстановила два ангара, в которых специалисты возвращают к жизни старые Ми-2 и Ми-8. Своей очереди ждут и боевые Ми-24.
Идея на самом деле блестящая. Сейчас во многих странах выбрасывается техника с невыработанным ресурсом. К примеру, вертолётов Ми-8 всего было выпущено 22 тысячи. А сейчас летают только 7–8 тысяч. Остальные брошенные стоят ровными рядами в тех же африканских странах. Для начала «Мотор Сич» купил у родной украинской армии 50 таких вертолётов Ми-8 и 70 Ми-2. Ещё там могут продать 150 штук. Получается целая армада – 270 вертолётов с невыработанным ресурсом. Чтобы вернуть в строй эту технику, её надо просто отремонтировать. Но для компании это неинтересно. Там решили ставить на вертолёты всё лучшее и новое.
Поэтому отремонтированные Ми-8 получают новый двигатель, который даёт прибавку к взлётной массе в целую тонну. Причём по сравнению с новыми российскими вертолётами такая техника обходится в 3–4 раза дешевле. Модернизация Ми-8 на «Мотор Сич» стоит 4 млн. долларов. А внутри России новый вертолёт Ми-8 обойдётся в 12 млн. долларов. Американцам же такие продают ещё дороже – за 18 млн. долларов.
К тому же замена старого двигателя на новый даёт и топливную эффективность в 27%. Это очень много. Только на экономии керосина ремонторизация окупится за 3–5 лет. Однако в России такой проект пока оказался никому не нужным. А ведь эксперты признают, что предприятие держится во многом благодаря контрактам с Россией. И тут всё далеко не просто.
Судьба Ан-70
При всех положительных подвижках последнего времени по некоторым вопросам наблюдаются полные непонятки. На последнем аивасалоне в Ле Бурже внимание всех посетителей привлекал прекрасный транспортный самолёт Ан-70. Кстати, этот самолёт уже скопировали на Западе. Но клон под названием Airbus A400M получился хуже, чем машина антоновцев.
В России Ан-70 тоже нравится многим. На пресс-конференции в начале августа командующий десантными войсками генерал Владимир Шаманов заявил, что не понимает, почему на вооружении нашей армии до сих пор нет этого самолёта. Если Россия собирается делать силы быстрого реагирования, то без таких транспортников не обойтись. В. Шаманов – ярый сторонник этого проекта.
Всё дело в том, что наш отличный самолёт Ил-76 на сегодня выполняет только 50% функций, которые нужны для переброски вооружений. Из 19 обязательных требований Министерства обороны он отвечает только девяти. К примеру, вертолёт Ми-8 просто не влезет в Ил-76. С него надо снимать лопасти и редуктор. Это три лишних дня. В такой ситуации нельзя вести речь ни о каком оперативном реагировании. Ан-70 удовлетворяет всем обязательным требованиям. Он выше, больше по диаметру. Но главное – самолёт может взлететь с грунта. Понятно, что в случае войны эта особенность будет просто бесценна. Однако нужная техника никак не дойдёт до армии. Говорят, что для Ан-70 в России опять не хватает денег. Видимо, те, что были выделены, уже разворовали сердюковские подьячие. Порочный круг пора бы и разорвать – речь идёт о безопасности государства.
Впрочем, по мнению В. Богуслаева, самолёт всё равно пробьётся. Если он окажется не нужен военным – пойдёт в гражданский сектор, где будет возить негабаритные грузы на большие расстояния. Такой проект на «Мотор Сич» сейчас рассматривается. Скорее всего, на предприятии для гражданской версии военно-транспортного самолёта Ан-70 будут делать новый авиационный двигатель Д-727. Как говорят, он будет основан на тех же принципах, что и знаменитый кузнецовский НК-93. Так что и наша газетная работа не пропадёт даром.
Когда политика мешает
На работу компании сильно влияет международная политика. Не секрет, что после пресловутой «оранжевой» революции и прихода к власти В. Ющенко в Кремле стали смотреть на соседей с большим подозрением. Обстановка обострилась после начала пятидневной войны с Грузией в 2008 году – Тбилиси получил много оружия именно из Украины, которая к тому же взяла курс на вступление в НАТО. Для «Мотор Сич» настали тяжёлые времена.
Под предлогом невозможности покупки военной техники и деталей для неё у страны, готовой стать членом Североатлантического альянса, Россия стала сворачивать сотрудничество с украинской фирмой. Многие эксперты считают этот аргумент надуманным и искусственным. Одновременно с засовыванием палок в роторы отличным украинским двигателям, Москва, к примеру, покупала те же «Мистрали» и системы связи во Франции. Получается, что к соседней и без преувеличения братской стране, которую Кремль активно сватает в Таможенный союз, отношение было хуже, чем к одной из ведущих стран НАТО. Как рассказал В. Богуслаев, сейчас его друзья в Москве признаются, что в то время была популярна установка: «Не пущать «Мотор Сич» на рынок России и далее на рынки третьих стран».
Потепление отношений
Впрочем, похоже, самый тяжёлый период двухсторонних отношений остался позади. По словам В. Богуслаева, обстановка изменилась очень резко. Ещё года три назад у него были опасения по поводу сотрудничества – сегодня он не видит препятствий. Видимо, всё дело в том, что сейчас в нашей стране очень серьёзно встал вопрос о перевооружении армии. Для этого нужны новые двигатели, которые способны дать новое качество боевым самолётам и вертолётам. И здесь обойтись без украинских моторостроителей не получается. Так что в основе такого разворота техника, которую делает «Мотор Сич». Ей нет альтернативы ни по цене, ни по качеству, ни по срокам изготовления.
На завод стали приезжать российские военные – этого не было лет десять. К тому же в последнее время компания ощущает потепление взаимоотношений с предприятиями российской Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК), с вертолётными фирмами. Сейчас даже ставится вопрос о подписании соглашения по производству украинских вертолётных двигателей на территории России. Раньше об этом разговоров не было.
К тому же недавно на «Мотор Сич» сделали новый вертолётный двигатель, с которым обычный и всем знакомый Ми‑8 способен подняться на высоту 9 км. Это выше, чем Эверест. Скоро в присутствии представителей Книги рекордов Гиннеса на такой машине планируется рекордный полёт. Для нашей армии, воюющей в горах, подобная техника незаменима.
Где записывают в иностранные агенты?
Тем не менее проблемы есть и сейчас. На низовом уровне в министерствах и ведомствах многие чиновники панически боятся самостоятельно принимать решения по сотрудничеству с Украиной. Глядя из Москвы, понять такую позицию можно. В стране активно ищут «иностранных агентов»,и в такой ситуации прослыть «пособником бандеровцев» очень легко. Тем более в российских СМИ эта тема, к сожалению, раскручивается. Многие охотно верят в теорию заговора, потому что сами никогда не были в современной Украине. Сейчас проще поехать отдыхать не в Крым или на Азовское море, а в ту же Турцию.
Однако стоит побывать у соседей, как быстро выясняется, что не так страшен чёрт, как его малюют. Более того, «чертей» там найти затруднительно. Скорее наоборот. Священник в запорожском кафедральном соборе Андрея Первозванного, построенном при помощи «Мотор Сич», рассказывает, что родился в Белгороде. Однако теперь, когда приезжает на свою родину, вдруг становится там хохлом. Вот такая территориально-национальная загогулина. Похоже, такая ситуация выгодна тем дельцам, которые пытаются делать свой бизнес на разделении близких людей и целых народов.
Поэтому «АН» будут и дальше выступать за тесное сотрудничество России и Украины в области авиастроения. Пусть редакцию запишут в иностранные агенты. Лучше быть агентом братского украинского самолётостроения, чем прислужником американского и европейского авиапрома, который так мил «российскому» правительству премьера М. и его любимому министру Мантурову.