В конце июля ВОИС подала иск к авиакомпании «ЮТэйр» с требованием заплатить 150 тыс. рублей за нарушение авторских прав. В самом авторском обществе отказались комментировать суть претензий к авиаперевозчику.
Как пояснил источник в авиакомпании, в самолетах во время посадки пассажиров звучит музыка, предоставленная московским театром «Геликон-опера» по соглашению с «ЮТэйр».
— Компания обладает необходимыми разрешительными документами от правообладателя, о чем мы сообщали в ВОИС, — отметили в «ЮТэйр». Общественная организация заподозрила, что в данном случае нарушены права оркестра, исполняющего музыку, и потребовала взыскать компенсацию за нарушение исключительного права в размере 150 тыс. рублей .
Арбитражный суд Тюменской области, куда обратилась ВОИС, на днях вернул иск, указав, что он должен рассматриваться в Ханты-Мансийском автономном округе, где зарегистрирована авиакомпания. Новый иск в Арбитражный суд ХМАО пока не подан.
ВОИС — некоммерческая организация. Наряду с Российским авторским обществом, Российским союзом правообладателей, НП «Управис» она является организацией-сборщицей авторских отчислений, имеет государственный сертификат «на право осуществления прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях». Сертификат выдан в 2009 году и подписан тогдашним главой Росохранкультуры Александром Кибовским.
У ВОИС богатый опыт тяжб по поводу авторских прав: в картотеке Высшего арбитражного суда значится несколько десятков исков, правда, до сих пор ответчиками выступали в основном организации общественного питания или магазины. Так, к примеру, в середине июня суд принял решение в пользу ВОИС по иску против ООО «Бистро Пронто». Авторское общество требовало компенсации за исполнение в ресторане «Пронто» в течение часа 22 марта 2012 года нескольких песен. Среди исполнителей, за которых заступилась ВОИС, оказались Эрос Рамазотти и Бейонсе Ноулс (лейблы Sony Music и Columbia). Общая сумма взыскания составила около 177,6 тыс. рублей, на решение была подана апелляция.
Использование мультимедийного контента на транспорте действительно нужно упорядочить, считает юрист, эксперт «Инвесткафе» Дмитрий Шилов. По его словам, ВОИС не может самостоятельно инициировать претензии о нарушении прав.
— В ВОИС обращаются сами исполнители или компании в России, которым они передали права на свое творчество, — отметил Шилов. — Она занимается взысканием компенсаций от их имени. Входя на российский рынок, иностранная компания может стать членом ВОИС, и тогда она будет защищать его права и перечислять компенсации за нарушения прав.
При этом авиакомпании, широко использующие мультимедийный контент, обычно сами не занимаются его управлением. В частности, как пояснили «Известиям» в «Аэрофлоте», компания предоставляет музыку, фильмы и игры пассажирам на дальних рейсах, но урегулированием авторских прав занимается ООО «Аэрогрупп», с которым у авиаперевозчика заключено соглашение. Если возникают какие-то вопросы по авторскому праву, то они решаются не с перевозчиком, а с этой компанией.