По его словам, «такая деятельность является нарушением существующего законодательства». И продолжил: «Насколько мне известно, у ДОСААФ пока нет ни такого сертификата, ни тем более лицензии, которую можно получить только при наличии упомянутого сертификата».
Проблема еще и в том, что, как отметил Сергей Тихонова, самолеты ДОСААФ находятся в оперативном управлении Минобороны. То есть Ространснадзору они не поднадзорны.
Кроме того, по словам Сергея Николаевича, сегодня в гражданской авиации Дальнего Востока Ан-2 уже нигде не используют. Более того, авиационный бензин, на котором раньше работали двигатели Ан-2, в России уже давно не производят. Какое горючее заливают в бак «Аннушкам»?
- Ан-2 прошел ремоторизацию, и работал не на авиационном, а на автомобильном топливе марки АИ-95, - пояснил нам КВС Ан-2 Александр Дорохов.
Однако эксперты говорят, что летом предел такого топлива - плюс 28 градусов, иначе начинается перегрев движка. Не из-за топлива ли заглох двигатель старенькой «Аннушки»?
Напомним, в пятницу, 28 июня, около 11 часов утра, примерно в 12 километрах от Хабаровска совершил аварийную посадку на лесополосу ДОСААФовский Ан-2. Это был коммерческий рейс. Ан-2 должен был доставить в таежный Тернейский район Приморья пятерых VIP-пассажиров с их поклажей, а через пару дней забрать обратно. Но рейс оборвался едва начавшись. Вынужденная посадка вышла жесткой.
Из семи человек, что были на борту Ан-2, пятеро попали на больничные койки. Сама «Аннушка» восстановлению не подлежит. На многие вопросы, что возникли сразу после ЧП, ответы стали известны уже к вечеру. В тот же день сообщили и о причине аварийной посадки - отказ двигателя, и о возбуждении уголовного дела. Казалось бы, все ясно, вопросов больше нет. Однако это не так. Инцидент с Ан-2 вызывает множество других вопросов. Они касаются не только этого конкретного неудачного полета, но и всех ему подобных, которые, возможно, только по счастливой случайности закончились благополучно.
Почему Ан-2, будучи почти час в полете, совершил аварийную посадку в 12 километрах от места своего взлета?
Ответ на этот вопрос дал командир экипажа Ан-2 Александр Дорохов. Планируемое время полета должно было составить 2 часа. Если добираться от Хабаровска до Самарги по воздуху, это примерно 400 километров. Однако Ан-2 долетел всего лишь до контрольной точки - поселок Сита района им. Лазо Хабаровского края (это 69 км от Хабаровска). После чего КВС Дорохов принял решение вернуться в Хабаровск. Почему?
- Почувствовали, с двигателем что-то не то, - уклончиво ответил Александр Дорохов. - Когда повернули назад, двигатель - работал. Отказ произошел за 12 км до аэродрома Хабаровск-2. Он чихнул и мы посыпались. Планировали с высоты 200 метров. Немного не дотянули до поляны, которую приметили для посадки. Правой плоскостью долбанулись в дерево, потому и травмы все в основном справа. Нас развернуло на 180 градусов, и самолет носом воткнулся в заросшую травой канаву с водой.
Канава, как потом выяснилось, - речушка Малая Сита. Это из-за нее Ан-2 оказался в той позе, из-за которой некоторые журналисты решили, что биплан как-то умудрился чуть ли не спикировать на землю.
Командир воздушного судна (КВС) Дорохов именно почувствовал, а не установил по приборам, что с двигателем возникнут проблемы. Но в этом нет ничего странного. Он «двоечник» с солидным стажем, налетал на Ан-2 более 10 тысяч часов. Возможно, его профессиональное чутье и спасло от более тяжких последствий. Во всяком случае, если бы Ан-2 совершил аварийную посадку в глухой тернейской тайге, спасательная операция никак не заняла бы всего полтора часа, и была бы менее успешной для пострадавших.
На борту «Аннушки» в ее последнем полете был высший менеджмент Дальневосточной генерирующей компании (ОАО «ДГК»). КВС Дорохов только невольно подтвердил эту информацию.
- Пассажиров в списке было пятеро, - сказал Александр Иванович. - Это была группа туристов, они отправлялись на рыбалку. Все их фамилии я не помню, но старшим в этой группе был указан Богдановский.
По сведениям, это был заместитель генерального директора по сбыту ОАО «ДГК» Дмитрий Богдановский. Кроме того, на борту был и гендиректор «ДГК» Михаил Шукайлов. Среди груза, телевизионщики заметили: надувной плот, лодочный мотор, удочки.
- Они собирались сплавляться по горной реке, - рассказал Дорохов. - А через три дня, в воскресенье, вылететь назад, в Хабаровск. Самолет должен был их ждать на стоянке. На Самарге еще в советские времена были небольшие аэропорты, куда летали Ан-2, а потом эти авиалинии закрыли, а посадочные площадки остались. И вот мы туда периодически выполняли полеты.
Группа, получается, намеревалась провести «уик-энд»: насладиться экстремальным, приключенческим или просто экологическим туризмом. А вот ДАСААФ, похоже, нашло себя нишу, где оказывает коммерческие услуги. Однако насколько законна уже эта деятельность - тоже большой вопрос.
Открытым остается и самый главный вопрос: насколько сегодня безопасны подобные воздушные туры?