Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авария "Протона": осечка или обвал?


8 июля 2013 года Сергей Лесков, КоммерсантЪ. Огонёк


2 июля 2013 года на космодроме Байконур произошла авария. Тяжелая ракета "Протон-М" взорвалась в начале космического пути, отправив три спутника навигационной системы ГЛОНАСС не на орбиту, а прямиком в небытие. Техника, предназначенная для системы ГЛОНАСС, находится на особом контроле, но это не помогло. Аварии наших ракет перестали быть сенсацией, за последние 5 лет их набралось с полтора десятка, утеряно много важных российских и иностранных спутников. В том числе первый за долгое время отечественный межпланетный аппарат "Фобос-Грунт". Обидны не сами потери, еще хуже стойкое ощущение того, что это обычное состояние нашей некогда блиставшей космонавтики.

Тот же "Протон" за последние 3 года терпел крушение уже три раза. В 2010 году в результате скандальных разборок были уволены высокие чины РКК "Энергия" и Роскосмоса, вплоть до многолетнего руководителя Перминова. В 2012 году сошел с высокой орбиты гендиректор ГКНПЦ им. Хруничева, где делают "Протон". После нынешней аварии тоже чья-нибудь бедовая голова полетит по нерасчетной траектории. Только спасет ли это следующую ракету?

После каждой аварии "Протона" возникает шторм опасений по поводу экологических последствий попадания в почву сверхядовитого топлива под страшным названием несимметричный диметилгидразин, он же гептил. Это жутко опасное вещество, от него лучше держаться подальше. Однажды "Протон" рухнул на город Джезказган, где находился президент Казахстана Назарбаев. Россия заплатила крупный штраф. На этот раз "Протон" упал на безлюдный Байконур, злаки на космодроме не выращивают, обойдется без штрафа. Проблема в том, что ракеты на гептиле гораздо мощнее кислородных. Большая американская ракета "Титан" и французская "Ариан" тоже летают на гептиле. Пока не придуман другой способ запускать в космос тяжелые грузы, "Протон" будет вновь подниматься на орбиту. Или ГЛОНАСС, а также орбитальные блоки МКС и межпланетные полеты или отказ от "Протона" — такова альтернатива.

По злой иронии вице-премьер Рогозин в день аварии, как подгадывал, объявил о смелой структурной реформе в космической отрасли. Реформа состоит в излюбленном нашим чиновничеством переделе собственности. Пакеты акций предприятий отрасли перейдут из одних рук в другие, более надежные. Может быть, вице-премьер верит, что это поднимет космонавтику на новый уровень, но больше таких оптимистов я не встречал.

Причины кризиса отечественной космонавтики, как и других наукоемких отраслей, объясняются отнюдь не ротозейством отдельных руководителей и совсем не слабостью менеджмента на заводах и КБ. Если говорить честно, то в космонавтике дела обстоят даже лучше, чем в других отраслях, связанных с высокими технологиями. Космическая отрасль, как бы хлестко ее ни ругали, держит высокие позиции, в отличие от авиа- и судостроения, и уж никак не может сравниться с радиопромом и станкостроением, которые легли на дно.

Что касается ракеты "Протон-М", вставшей на стартовую позицию в "путинскую" эру в 2001 году, то ее надежность равняется 89 процентам. Но точно такая же надежность — 89 процентов — была у ракеты "Протон-К", которая летала в советское время, просто об авариях тогда не сообщалось. Одним из самых славных достижений советской космонавтики считается запуск в 1970 году автомата "Луноход", который в пику американцам, уже побывавшим на Луне, колесил по поверхности земного спутника. Однако за год до этой громогласной победы "Протон-К" потерял такой же аппарат, но советских граждан этой утратой огорчать не стали. Сегодня, конечно, сообщили бы, но до Луны мы уже не дотягиваемся.

В нашей космонавтике аварии давно не приводят к человеческим жертвам, в отличие от США, где погибло два космических экипажа и в пожарном порядке была закрыта программа многоразовых кораблей. Кстати, самая крупная трагедия в истории космонавтики случилась в 1960 году на том же Байконуре с предшественником "Протона" боевой ракетой Р-16, которая была заправлена ядовитым гептилом. Новая баллистическая ракета была мощнее ракеты Сергея Королева и, как считал Хрущев, должна была выиграть ракетно-ядерную гонку у США.

24 октября 1960 года командующий РВСН маршал Митрофан Неделин побрезговал спуститься в бункер и вместе со свитой расположился в 100 метрах от ракеты. В руках у маршала был красный телефон, чтобы сразу позвонить Хрущеву. Без всякой команды самопроизвольно включились двигатели второй ступени. Огненная струя прожгла ракету насквозь. По степи бежали десятки живых факелов. Погибло 92 человека. Многие умерли от отравления уже в больнице. Врачи не знали, как нейтрализовать отравление гептилом, молока не хватало. Маршала Неделина опознали по звезде Героя Советского Союза. В газетах было написано, что командующий погиб в авиакатастрофе. На Байконур прибыла комиссия во главе с Брежневым, тогда секретарем ЦК КПСС. Он сказал: "Никого наказывать не будем. Все себя уже наказали".

Аварии в космонавтике случались всегда и во всех странах. Кризис, в который погрузилась российская космонавтика, состоит вовсе не в надежности космических систем, хотя повышенная аварийность последних лет бьет по нервам и по карману. Кризис — в отсутствии развития и новых идей. Ракеты "Союз" и "Протон" созданы гениальными конструкторами на заре космической эры, но служат до сих пор. Где новые Королевы и Челомеи? У нас давно нет прорывных проектов, без чего космонавтика как область освоения неизвестных пространств и законов теряет всякий смысл. Многоразовый корабль "Клиппер", который показывали Путину как главную надежду нашей космонавтики, списали в утиль. Мощную и экологичную ракету "Ангара" не удается довести до ума, сроки многократно сорваны. Научных аппаратов нет, к другим планетам мы летать перестали. О Марсе и Луне только говорим, конкретных проектов не имеем. Кое-кто даже поговаривает, что русский человек утратил ощущение полета, ему стали безразличны далекие миры, а звезды интересуют нас только для составления правильных гороскопов.

Кризис космонавтики в том, что космические предприятия превратились в серийные заводы, выпуск ракет уподобился производству табуреток. Именно на число стартов и валовые показатели напирают руководители отрасли, когда говорят о том, что Россия удерживает лидерство в космонавтике. Но рутина отпугивает молодежь, хотя совсем недавно, в 1960-1970-е годы, в отрасль валом валили таланты. Сейчас в отряде космонавтов недобор. Моральное старение космической техники, унылое воспроизводство аппаратов другой технологической эпохи неизбежно ведет к падению качества и повышению аварийности. Это непреложный и незыблемый инженерный закон. Можно еще десяток космических начальников уволить и можно еще много раз тасовать пакеты акций космических предприятий, от этого космическая отрасль в рост не пойдет.

Кризис космонавтики не лечится аудитом имущества и структурными перетасовками. Главная беда всей российской науки — в отсутствии крупных и амбициозных задач и проектов, которые должно сформулировать и поставить государство.

Является ли шквал космических аварий свидетельством заката России как великой космической державы? Если космонавтике и всей науке не удастся возвратить высокий социальный статус, аварий скоро не будет, потому что космические аппараты вовсе перестанут запускать.
 



комментарии (5):

nm53      08/07/2013 [19:01:42]#1
На редкость безграмотная статья

Диомед      09/07/2013 [10:40:29]#2
Кошмар, полная безграмотность

rad123      09/07/2013 [10:46:55]#3
А что не так? Мне понравилось.

Владислав Катчан      09/07/2013 [15:51:21]#4
Грамотная статья. Всё сказанное и выводы о причинах наших неудач верны. Сужу об этом как специалист, начавший в 1961 г. свю работу отрасли в КБ, руководимом М.К.Янгелем, руководившим разработкой ракеты, при аварии которой погиб маршал Неделин.

Диомед      09/07/2013 [18:01:22]#5
"Проблема в том, что ракеты на гептиле гораздо мощнее кислородных...", " Пока не придуман другой способ запускать в космос тяжелые грузы..." - очень странные заявления.













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer