В 2013 г. на компенсацию потерь ФПК от регулируемых тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах предусмотрены субсидии в размере 13,2 млрд руб., объясняет представитель ФПК. Расчетная потребность в субсидиях составляла 36,3 млрд руб., сообщает представитель РЖД.
«Перевозки в плацкартных вагонах убыточны примерно на 50%, выпадающие доходы пришлось компенсировать за счет пассажиров», — объясняет человек, близкий к ФПК.
«В соответствии с приказом ФСТ России была проведена дополнительная индексация — на 10% — тарифа на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования. Общее повышение тарифа по сравнению с прошлым годом составило 20%. Мы надеемся получить дополнительно 5,1 млрд руб», — сообщил представитель РЖД. В РЖД также планируют, что пассажирооборот в этом году снизится всего на 3% и ситуацию исправят обсуждаемые поправки к бюджету текущего года (прошли третье чтение в Госдуме), согласно которым РЖД получит дополнительно 10 млрд руб.
По подсчетам ИК «Регион», РЖД за первое полугодие потеряла около 1,3 млн пассажиров, или 2,5% трафика на поездах дальнего следования. Но падение убыстряется, в июне оно составило уже 5,7%, говорит заместитель гендиректора «Региона» Анатолий Ходоровский.
Частично пассажиры пересаживаются на самолеты (см. врез), полагает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. «Билет в купейном вагоне еще в прошлом году приближался к стоимости авиабилета, а теперь РЖД получила — впервые в своей истории — возможность ввести динамический тариф на перевозки, — продолжает Бурмистров, — после чего в Санкт-Петербург из Москвы, например, можно уехать и за 2000 руб., и за 8000 руб., чем ближе к дате поездки, тем дороже. Билеты на самолет выходят дешевле».
Частичное перераспределение пассажиропотока привело к тому, что самолеты на внутренних рейсах летают с максимальной загрузкой, подтверждают топ-менеджер «Сибири» и представитель «Ютэйр», крупнейших перевозчиков на внутренних маршрутах.
За май — июнь, по данным «Росавиации», авиаперевозки выросли на 7,7% — против 3,5% в прошлом году. Процесс подхлестывается тем, что правительство субсидирует региональные авиаперевозки в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах и в Поволжье, считает сотрудник РЖД: с 2011 г. на эти цели выделяется по 3 млрд руб в год, около 50% стоимости билетов субсидируется всем группам граждан за счет бюджетов разных уровней.
РЖД сокращает количество нерентабельных поездов дальнего следования на 10-15%, оценивает человек, близкий к ФПК. Еще в начале года вице-президент по пассажирским перевозкам РЖД Михаил Акулов не исключал возможности сокращения количества поездов дальнего следования: «Эту задачу мы должны выполнить, иначе мы не справимся с финансовым планом компании. Финансовый план на 2013 г. и так впервые утвержден с убытком в 6,5 млрд руб.».
Сотрудника «Аэрофлота» перераспределение пассажиропотока не радует. Пока авиация не в силах обеспечить всех потребностей граждан в перевозках, считает он, на поездах дальнего следования РЖД перевезла в прошлом году почти в 2 раза больше пассажиров (118 млн), чем все российские авиакомпании на внутренних и международных маршрутах (74 млн). Авиационная инфраструктура к этому не готова — Московский авиаузел перегружен, считает он, нужно дождаться открытия новых авиакомпаний, которые могли бы принять железнодорожных пассажиров, например лоукостера, который создает «Аэрофлот». В противном случае россияне просто будут отказываться от поездок, будет создаваться искусственный дефицит мобильности, резюмирует он.
7