Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Госкорпорация монстров: нужно ли объединять космическую отрасль?


4 июля 2013 года Сергей Пехтерев, Forbes


Очередная неудача нашей космонавтики явилась россиянам в доселе невиданном варианте online. В прямом эфире знаменитый «Протон», основной наш товар на мировом рынке носителей, едва оторвавшись от стартового стола, проделал незамысловатый пируэт и скрылся в черно-багровом зареве горящего гептила. Тут же подсуетился братский Казахстан, выставив в телеэфир местных МЧСных генералов и не упустив возможности пиара на защите местного населения от страшной экологической катастрофы, устроенной россиянами. Блогеры соревновались в придумывании демотиваторов, а СМИ в поиске «мнения экспертов», часть из которых (судя по высказанным версиям), похоже была найдена в больнице им. Кащенко.

Столь эффектная авария переполнила чашу терпения в Кремле, который по праву считает космонавтику не только одной из самых технологически передовых, но и важных для имиджа России отраслей. Ведь при поиске национальной идеи или объединяющего всех праздника у нас сейчас есть День Победы, да запуск первого спутника/полет Гагарина, а если учесть, что победу в войне невозможно отделить от страшных потерь, то и получается, что спутник и Гагарин самые светлые и бесспорные достижения СССР, наследником которого считает себя Российская Федерация.

Возможно, руководители страны сильно обижены на отрасль, денег выделяется (по сравнению с лихими 90-ми) неизмеримо больше, а неудачи идут одна за одной и вместо имиджевых прибылей получаются сплошные убытки. Проведенные недавно «перетряхивание» руководства отрасли и нескольких ведущих фирм, похоже ничего не дали, кроме как дополнительной работы для Следственного комитета.

Теперь «наверху» окончательно решено собрать предприятия российской космический промышленности в некий единый «Космопром» и заставить его производить качественный продукт.

Идея создания госкорпораций не нова. Уже созданные в России корпорации, вроде «Ростехнологий» или авиационной госкорпорации, собранной из остатков авиапрома и создавшей Superjet 100, безусловно смогли обеспечить работоспособность своих отраслей и хоть немного сократили воровство на местах, где ранее директора предприятий освоили механизм приватизации прибыли и национализации убытков. Наши «чеболи» могут обеспечить как минимум реиндустриализацию, направляя бюджетные деньги на закупку нового оборудования, внедрения новых технологий, обновление инфраструктуры. Гораздо сложнее будет добиться конкурентоспособности этих монстров за пределами российских границ. Но возможно, эта задача пока и не ставится. Добиться, чтобы поезда ездили быстро, а газовая труба не взрывалась, тоже нужно.

Исходя из этого, мне лично трудно отрицать здравость идеи собирания многочисленных фирм, доставшихся в наследство от Советской космической империи, в единое целое. Сейчас «космические князья» живут своими уделами, конкурируя между собой прежде всего за коммерческие запуски. На этом, в общем-то небольшом рынке от России выступают ILS (за которым стоит ГКНПЦ им Хруничева), РКК «Энергия» вместе с украинским Южмашем с «Морским стартом», та же РКК «Энергия», но на паях с европейским консорциумом и «Союзом», запускаемым с Куру. Еще есть российско-германский проект «Евророкот», и несколько проектов, связанных с попыткой коммерциализации списываемых с боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет. Короче, настоящий «зоопарк» проектов, конкурирующих за немногочисленные заказы и не гнушающихся при случае рассказать иностранному клиенту всю «правду–матку» о своем российском же конкуренте по отрасли: там «полный развал» и «туда не ходи».

Прекрасный пример удельной междуусобицы - история с появлением разгонного блока «Бриз-М» для «Протона», разработанного Центром Хруничева в пику РКК «Энергия», разгонный блок которой «Блок ДМ» в советские времена составлял прекрасную пару с «Протоном», но позволял «Энергии» в эпоху «нового капитализма» диктовать как монополисту цены на его использование. В результате, «Блок ДМ», отработанный до высокой надежности в эпоху СССР, теперь практически не летает, зато хруничевцы доводят до ума свой «Бриз-М» на «живых» заказчиках.

Так что от собирания удельных космических «князей» под единую руку хуже уже не будет.

Вопрос в том, будет ли лучше? Есть ли понимание у руководства страны реального положения и возможностей отрасли? Или он в плену сладкоголосого хора советников, мол, еще бы деньжат подбросить, старых генерал-полковников поменять на новых генерал-лейтенантов, да спустить на них следователей, чтобы не все по своим карманам раскладывали?

Готово ли оно к жестким хирургическим мерам по закрытию предприятий? Ведь сейчас отрасль живет в «советских масштабах», когда СССР был абсолютным лидером по космическим запускам, оставляя далеко за спиной все остальные страны вместе взятые. С тех пор остались сотни предприятий, выпуск «товарной» продукции на которых упал в десятки раз, как и количество квалифицированных рабочих и инженеров, зато в прежнем составе заводоуправления, бухгалтерия, юротдел, охрана, служба снабжения, третий отдел по охране секретов, склады и прочие вспомогательные службы, из-за которых накладные расходы на таких предприятиях зашкаливают за 1000%. Что делать с предприятиями, на которых висит вся городская социалка?

Что выбрать, если одной фирме удалось сохранить или воспитать новых квалифицированных рабочих, но не хватило денег на станки и технологии, а у другой, находящейся на другом конце страны, все с точностью наоборот - новейшие станки стоят, а работать некому?!

Что делать с московским (включая Подмосковье) кустом космических предприятий (а их очень много), которые в отличие от времен СССР, когда они за счет зарплаты и лимита на прописку  выбирали самые светлые головы из ведущих столичных вузов, теперь абсолютно неконкурентоспособны на московском рынке труда, довольствуясь тем, что осталось от газовиков, нефтяников и банкиров со связистами, имеющих возможность платить практически европейские зарплаты.

Зато у них есть много недвижимости и возможностей ее сдать в аренду коммерсантам, по не всегда прозрачным схемам.

Для спасения отрасли нужен не политик, живущий в рамках очередного электорального цикла. А человек уровня Сергея Королева, Михаила Янгеля или легендарного министра среднего машиностроения Ефима Славского, создававших советские технологические империи, при этом видевших и думавших на десятилетия вперед, не жалевших ни других, ни себя в первую очередь, но и практически не имевших ограничений в привлечении ресурсов.

Есть ли ныне люди с таким авторитетом и знаниями, готовностью к самопожертвованию? И готовы ли им отдать бразды правления? Ведь надо отдавать не только право управлять и отвечать за неудачи, но и право расходовать по своему усмотрению сотни миллиардов рублей, которые сейчас полностью расписаны между разными группами и холдингами «уважаемых» людей.

По моему личному мнению, россиянам не следует ждать от российской космической отрасли столь же славных результатов, что достиг СССР. Надо честно оценить, что осталось здорового и живого в отрасли, понять, насколько реально нужна космонавтика самим россиянам, готовы ли они бросить на нее столько же, сколько тратил СССР в свое время? Или строительство дорог и газификация села нам сейчас важнее?

Вопрос прежде всего в честности нынешних руководителей отрасли, сейчас не нужны пустые обещания электорату и президенту, мол дайте денег, подождите и все будет «как в СССР».

Увы, не будет, и пока мы честно не признаем этого, не поставим реалистические цели, действия по перестройке космической  отрасли будут и далее напоминать  попытку сложить из четырех букв «П», «О», «Ж», «А» слово «СЧАСТЬЕ».

 



комментарии (1):

grant      08/07/2013 [14:47:05]#1
Предлагаю пойтить по пути Погосяна.И будет всем счастье.Только бабла надо заготовить в разы поболее. И манагеров, манагеров из банков и газпромов поболее.













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBur54
Смотрите: http://courier.youdo.com/courier-services/services/mspb/, выбирай нас!
Объявление: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/ по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer