Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Госкорпорация монстров: нужно ли объединять космическую отрасль?


4 июля 2013 года Сергей Пехтерев, Forbes


Очередная неудача нашей космонавтики явилась россиянам в доселе невиданном варианте online. В прямом эфире знаменитый «Протон», основной наш товар на мировом рынке носителей, едва оторвавшись от стартового стола, проделал незамысловатый пируэт и скрылся в черно-багровом зареве горящего гептила. Тут же подсуетился братский Казахстан, выставив в телеэфир местных МЧСных генералов и не упустив возможности пиара на защите местного населения от страшной экологической катастрофы, устроенной россиянами. Блогеры соревновались в придумывании демотиваторов, а СМИ в поиске «мнения экспертов», часть из которых (судя по высказанным версиям), похоже была найдена в больнице им. Кащенко.

Столь эффектная авария переполнила чашу терпения в Кремле, который по праву считает космонавтику не только одной из самых технологически передовых, но и важных для имиджа России отраслей. Ведь при поиске национальной идеи или объединяющего всех праздника у нас сейчас есть День Победы, да запуск первого спутника/полет Гагарина, а если учесть, что победу в войне невозможно отделить от страшных потерь, то и получается, что спутник и Гагарин самые светлые и бесспорные достижения СССР, наследником которого считает себя Российская Федерация.

Возможно, руководители страны сильно обижены на отрасль, денег выделяется (по сравнению с лихими 90-ми) неизмеримо больше, а неудачи идут одна за одной и вместо имиджевых прибылей получаются сплошные убытки. Проведенные недавно «перетряхивание» руководства отрасли и нескольких ведущих фирм, похоже ничего не дали, кроме как дополнительной работы для Следственного комитета.

Теперь «наверху» окончательно решено собрать предприятия российской космический промышленности в некий единый «Космопром» и заставить его производить качественный продукт.

Идея создания госкорпораций не нова. Уже созданные в России корпорации, вроде «Ростехнологий» или авиационной госкорпорации, собранной из остатков авиапрома и создавшей Superjet 100, безусловно смогли обеспечить работоспособность своих отраслей и хоть немного сократили воровство на местах, где ранее директора предприятий освоили механизм приватизации прибыли и национализации убытков. Наши «чеболи» могут обеспечить как минимум реиндустриализацию, направляя бюджетные деньги на закупку нового оборудования, внедрения новых технологий, обновление инфраструктуры. Гораздо сложнее будет добиться конкурентоспособности этих монстров за пределами российских границ. Но возможно, эта задача пока и не ставится. Добиться, чтобы поезда ездили быстро, а газовая труба не взрывалась, тоже нужно.

Исходя из этого, мне лично трудно отрицать здравость идеи собирания многочисленных фирм, доставшихся в наследство от Советской космической империи, в единое целое. Сейчас «космические князья» живут своими уделами, конкурируя между собой прежде всего за коммерческие запуски. На этом, в общем-то небольшом рынке от России выступают ILS (за которым стоит ГКНПЦ им Хруничева), РКК «Энергия» вместе с украинским Южмашем с «Морским стартом», та же РКК «Энергия», но на паях с европейским консорциумом и «Союзом», запускаемым с Куру. Еще есть российско-германский проект «Евророкот», и несколько проектов, связанных с попыткой коммерциализации списываемых с боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет. Короче, настоящий «зоопарк» проектов, конкурирующих за немногочисленные заказы и не гнушающихся при случае рассказать иностранному клиенту всю «правду–матку» о своем российском же конкуренте по отрасли: там «полный развал» и «туда не ходи».

Прекрасный пример удельной междуусобицы - история с появлением разгонного блока «Бриз-М» для «Протона», разработанного Центром Хруничева в пику РКК «Энергия», разгонный блок которой «Блок ДМ» в советские времена составлял прекрасную пару с «Протоном», но позволял «Энергии» в эпоху «нового капитализма» диктовать как монополисту цены на его использование. В результате, «Блок ДМ», отработанный до высокой надежности в эпоху СССР, теперь практически не летает, зато хруничевцы доводят до ума свой «Бриз-М» на «живых» заказчиках.

Так что от собирания удельных космических «князей» под единую руку хуже уже не будет.

Вопрос в том, будет ли лучше? Есть ли понимание у руководства страны реального положения и возможностей отрасли? Или он в плену сладкоголосого хора советников, мол, еще бы деньжат подбросить, старых генерал-полковников поменять на новых генерал-лейтенантов, да спустить на них следователей, чтобы не все по своим карманам раскладывали?

Готово ли оно к жестким хирургическим мерам по закрытию предприятий? Ведь сейчас отрасль живет в «советских масштабах», когда СССР был абсолютным лидером по космическим запускам, оставляя далеко за спиной все остальные страны вместе взятые. С тех пор остались сотни предприятий, выпуск «товарной» продукции на которых упал в десятки раз, как и количество квалифицированных рабочих и инженеров, зато в прежнем составе заводоуправления, бухгалтерия, юротдел, охрана, служба снабжения, третий отдел по охране секретов, склады и прочие вспомогательные службы, из-за которых накладные расходы на таких предприятиях зашкаливают за 1000%. Что делать с предприятиями, на которых висит вся городская социалка?

Что выбрать, если одной фирме удалось сохранить или воспитать новых квалифицированных рабочих, но не хватило денег на станки и технологии, а у другой, находящейся на другом конце страны, все с точностью наоборот - новейшие станки стоят, а работать некому?!

Что делать с московским (включая Подмосковье) кустом космических предприятий (а их очень много), которые в отличие от времен СССР, когда они за счет зарплаты и лимита на прописку  выбирали самые светлые головы из ведущих столичных вузов, теперь абсолютно неконкурентоспособны на московском рынке труда, довольствуясь тем, что осталось от газовиков, нефтяников и банкиров со связистами, имеющих возможность платить практически европейские зарплаты.

Зато у них есть много недвижимости и возможностей ее сдать в аренду коммерсантам, по не всегда прозрачным схемам.

Для спасения отрасли нужен не политик, живущий в рамках очередного электорального цикла. А человек уровня Сергея Королева, Михаила Янгеля или легендарного министра среднего машиностроения Ефима Славского, создававших советские технологические империи, при этом видевших и думавших на десятилетия вперед, не жалевших ни других, ни себя в первую очередь, но и практически не имевших ограничений в привлечении ресурсов.

Есть ли ныне люди с таким авторитетом и знаниями, готовностью к самопожертвованию? И готовы ли им отдать бразды правления? Ведь надо отдавать не только право управлять и отвечать за неудачи, но и право расходовать по своему усмотрению сотни миллиардов рублей, которые сейчас полностью расписаны между разными группами и холдингами «уважаемых» людей.

По моему личному мнению, россиянам не следует ждать от российской космической отрасли столь же славных результатов, что достиг СССР. Надо честно оценить, что осталось здорового и живого в отрасли, понять, насколько реально нужна космонавтика самим россиянам, готовы ли они бросить на нее столько же, сколько тратил СССР в свое время? Или строительство дорог и газификация села нам сейчас важнее?

Вопрос прежде всего в честности нынешних руководителей отрасли, сейчас не нужны пустые обещания электорату и президенту, мол дайте денег, подождите и все будет «как в СССР».

Увы, не будет, и пока мы честно не признаем этого, не поставим реалистические цели, действия по перестройке космической  отрасли будут и далее напоминать  попытку сложить из четырех букв «П», «О», «Ж», «А» слово «СЧАСТЬЕ».

 



комментарии (1):

grant      08/07/2013 [14:47:05]#1
Предлагаю пойтить по пути Погосяна.И будет всем счастье.Только бабла надо заготовить в разы поболее. И манагеров, манагеров из банков и газпромов поболее.













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBur54
Смотрите: http://courier.youdo.com/courier-services/services/mspb/, выбирай нас!
Объявление: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/ по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer