Как рассказал «Известиям» источник в «Аэрофлоте», сейчас авиакомпания рассматривает возможность начать торговлю брендированной продукцией. Планируется, что поначалу сувениры появятся только в собственных офисах продаж авиабилетов в Москве, но затем авиакомпания может расширить перечень торговых точек. При этом обсуждается в том числе и продажа сувениров за «мили» участникам программы «Аэрофлот-Бонус». В этом случае покупателю всё равно придется прийти за сувениром в офис продаж.
— Нам бы хотелось его запустить как можно скорее, потому что от потребителей запросы постоянно поступают. Если за месяц управимся, хорошо, — отметил собеседник «Известий».
Как отмечает источник в компании, идея производить и продавать вещи с логотипом появилась после оценки бренда «Аэрофлота».
— Компания Interbrand оценила наш бренд в $1,35 млрд, и мы входим в топ-20 самых дорогих авиационных брендов в мире, — отметил собеседник газеты. — Все авиакомпании, которые входят в топ-20, продают брендированные вещи, так что у нас эта мысль возникла сама собой.
Авиакомпания уже объявила тендер на изготовление большой партии сувениров со своим логотипом. Судя по документам заказа (есть в распоряжении «Известий»), всего «Аэрофлот» планирует заказать брендированных товаров на относительно небольшую сумму — 29,12 млн рублей. Самый дорогой лот (на 9 млн рублей) включает в себя небольшие сувениры — металлические брелоки, значки, металлические запонки, зажимы для денег и зонты-трости. Кроме того, на 1,5 млн рублей компания собирается закупить канцтовары, в том числе хромированные авторучки, блокноты, флеш-накопители (16GB) с гравировкой. Будут представлены и VIP-сувениры: «Аэрофлот» собирается заказать нарды, отделанные кожей и дубом. За изготовление 20 комплектов компания готова заплатить до 2 млн рублей.
При этом источник в «Аэрофлоте» пояснил, что в данном случае «Аэрофлот» рассчитывает, что закупка будет сделана по цене ниже максимальной и уникальные нарды обойдутся пассажирам дешевле. Кроме канцелярии, брелоков и настольных игр «Аэрофлот» планирует продавать авиаторские шлемы и очки в стиле ретро-стиле, банные полотенца, халаты, футболки и поло, толстовки, шорты и кепки с логотипом.
Ольга Коновалова, управляющий директор BBDO Branding (агентство, среди прочего, занималось разработкой обновленного логотипа РЖД) отмечает, что в случае с «публичными», массовыми брендами, каким является «Аэрофлот», важно, чтобы сувенирная продукция была хорошо продумана.
— Существуют «эмоциональные» бренды — спортивные, бренды автомобилей, — которые играют большую роль в жизни людей. В этой категории сувенирка хорошо продается и часто носится. Массовые бренды не обладает такой силой эмоционального воздействия. Здесь симпатия к сувенирной продукции может быть связана, например, с интересной графической идеей, — отмечает эксперт. В качестве примера удачных продаж сувениров массового бренда Ольга Коновалова напомнила историю выхода на рынок «Билайна» с обновленным фирменным стилем. Полосатая сувенирная продукция (шарфы, шары и пр.) завоевала любовь потребителей практически сразу, отметила Коновалова.
Бизнес по продаже сувениров развивает и другой крупный перевозчик — РЖД. В частности, с 2013 года вырос ассортимент сувениров, которые продает «дочка» РЖД — Федеральная пассажирская компания — в поездах дальнего следования. В частности, в некоторых поездах продаются мягкие игрушки в форме начальника поезда и проводника, а также флешки и брелки. Как сообщили «Известиям» в РЖД, сейчас компания планирует начать централизованно контролировать продажи сувениров — собирать информацию о доходах и следить за тем, как используется логотип монополии.
— Возможно, брендированная продукция будет выделена в централизованно управляемые продажи, — сообщили в компании. При этом продукция с логотипом РЖД — футболки, кружки и даже нижнее белье — продается и на пиратских сайтах, не имеющих отношение к монополии.
Пираты зарабатывают и на символике «Аэрофлота». Например, на одном из сайтов за 450 рублей продаются красные и синие майки с надписью «Аэрофлот. Soviet airlines» и логотипом компании.
Ольга Коновалова отмечает, что бренд «Аэрофлота» «довольно позитивный» и у компании есть шанс на то, что и лицензированная сувенирная продукция будет хорошо продаваться. Главное — это концептуальность творческого решения. А с точки зрения стилистики можно использовать как «ретро»-имидж, так и инновационную графику.
У «Аэрофлота» есть опыт торговли сувенирами: в ноябре 2012 года в билетных офисах авиакомпании появились автоматы по продаже товаров с символикой Олимпийских игр в Сочи. А отдельные категории товаров с логотипом «Аэрофлота» можно встретить в магазинах оператора дьюти-фри «Аэрофёрст».