Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Падение с переворотом


2 июля 2013 года Алексей Тимошенко, Lenta.ru


2 июля на космодроме Байконур произошла авария: ракета-носитель «Протон-М» с тремя навигационными спутниками отклонилась от курса, загорелась и упала на первой же минуте полета. Помимо потери спутников происшествие обернулось тем, что в окружающую среду попали токсичное топливо и окислитель. Причины аварии пока неизвестны.

Неудачный старт

21 мая 2013 года на космодром был доставлен первый спутник «Глонасс-М» с порядковым номером 748. Далее начались испытания, а 28 июня на Байконуре приступили к работам на пусковой площадке по графику первого стартового дня. Пуск был запланирован на 2 июля, и с этого момента началась активная подготовка. «Протон-М» был приведен в вертикальное положение с уже закрепленным на нем контейнером со спутниками.

Подготовка к запуску заняла несколько дней только на стартовой площадке. Еще больше месяца ушло на проверку всей привезенной техники и ее сборку в монтажно-испытательном корпусе. Теоретически все грубые ошибки к этому моменту должны были быть выявлены.

2 июля 2013 года в 06:38:22 по московскому времени на площадке 81 Байконура была подана команда на старт. Событие транслировалось в прямом эфире; через пять секунд «Протон-М» исчез из поля зрения камеры, а кадр накрыло дымом. Спустя еще две секунды стало видно, что ракета отклоняется в сторону и начинает вращаться вокруг своей оси по часовой стрелке.

Примерно на десятой секунде появились выбивающиеся из хвостовой части ракеты коричневые клубы, которые потом исчезли. Ракета отклонилась в другую сторону, и с этого момента наклон с каждой секундой стал увеличиваться: на видео видно, что «Протон-М» завалился на бок. На 20-й секунде он уже летел в горизонтальном положении, а затем начал падать. За ракетой по-прежнему тянулся огненный полупрозрачный след, характерный для работающих на паре «гептил-амил» двигателей.

На 25-й секунде отвалилась, выпустив облако черного дыма, головная часть — на видеозаписи телеканала «Вести» были хорошо видны кувыркающиеся обломки. Секунду спустя вращающаяся и летящая вертикально вниз ракета вспыхнула, факел охватил ее, начиная с первой ступени. Спустя еще секунду ракета пылала целиком, а примерно на 30-й секунде полета горящий «Протон-М» столкнулся с землей. Произошел взрыв, в небо поднялся огненный шар, который затем превратился в грибовидное облако.

Видеозапись, переданная в прямой трансляции, противоречит или по меньшей мере плохо согласуется с официальными сообщениями о том, что двигатели аварийно отключились на 17 секунде полета. В кадрах, показанных телеканалом «Вести», видно, что как минимум часть двигателей работала вплоть до момента распространения пламени на всю ракету целиком, а это произошло в последние секунды перед падением.

В баках ракеты к моменту взрыва могло быть несколько сотен тонн токсичных веществ: часть сгорела, часть оказалась рассеяна в атмосфере. Грибовидное облако с места взрыва начало медленно дрейфовать в сторону и приобрело рыжевато-коричневый цвет.

Версии и реакция

Сообщения о возможных версиях аварии стали поступать почти сразу же. РИА Новости одним из первых сообщило, со ссылкой на анонимный источник, о том, что аварию мог спровоцировать взрыв разгонного блока ДМ-3. Эта версия изначально не выдерживала никакой критики (ДМ-3 находится в верхней части ракеты и до выведения в космос никак не вмешивается в ее работу), и ее вскоре официально опровергли.

Несколько позже собеседник агентства «Интерфакс-Казахстан» заявил о том, что ракета была неуправляемой с первой секунды полета. По его словам, «двигатели включились на форсаж и выполняли увод от стартового комплекса».

Примерно в половине девятого утра Роскосмос официально заявил о создании аварийной комиссии. Сообщалось, что расследование причин аварии возглавит заместитель руководителя Роскосмоса Александр Лопатин. Подготовка к запуску следующего «Протона-М» была прервана до завершения работы комиссии. Информация о том, что комиссия приступила к работе на месте аварии, поступила позже, около полудня. Тогда же власти Казахстана официально заявили, что жертв и разрушений на месте падения ракеты нет.

К этому же моменту была опубликована информация о том, что двигатели аварийно отключились на 17 секунде полета, и это сообщение, ранее появившееся в информагентствах, перепечатал официальный сайт НПО Хруничева. Позже ее официально подтвердил и Роскосмос, не добавив при этом никаких дополнительных деталей.

Неофициальный источник «Интерфакса» заявляет о возможном отказе рулевого двигателя как причине аварии. Однако первая ступень «Протона-М» не имеет рулевых двигателей как таковых: управление при помощи рулевых двигателей реализовано на третьей ступени, которая на момент аварии играла роль груза.

Впрочем, это не помешало министру по ЧС Казахстана Владимиру Божко сообщить о версии на заседании правительства в Астане. Там же глава Казкосмоса Талгат Мусабаев выступил со следующим заявлением: «На борту находилось до взрыва, я сейчас посчитал, приблизительно 600 тонн гептила, амила и керосина», — но не пояснил, откуда на «Протоне-М» взялся керосин. Пара керосин — жидкий кислород на этой ракете, равно как и на спутниках «Глонасс-М» или в разгонном блоке ДМ-3, никогда не использовалась.

В 09:07 на профильном форуме «Новостей космонавтики» появился снимок, который, по утверждению автора, выполнен с экрана телевизора в Байконуре. Жителей в этом сообщении призывали оставаться дома.

В интервью РИА Новости руководитель лаборатории экологической безопасности географического факультета МГУ Татьяна Королева сказала о том, что большая часть гептила должна была сгореть при взрыве; другой эксперт, глава центра имени Хруничева Александр Селиверстов, добавил, что из-за дождя область поражения существенно снизится.

Около 10 часов в Сети появились первые снимки и видеозаписи с Байконура (и окрестностей: на ролике «Облако гептила накрывает Байконур» опознали станцию Тюра-там), на которых просматривается желто-коричневое облако на горизонте. По свидетельствам очевидцев, в самом городе жителям рекомендуют оставаться дома, однако масштабного химического заражения удалось все же избежать.

В 10:41 стало известно о том, что предварительная информация об аварии доложена президенту Владимиру Путину, однако и в этот раз никаких деталей общественности не предоставили. Очевидно лишь то, что впервые с 1982 года что-то вышло из строя в первой ступени ракеты «Протон-М»: такую аварию можно считать исключением из наметившегося в последние годы правила.

Хронология прошлых неудач

5 декабря 2010 года. Ракета «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М» стартовала с космодрома Байконур. Первые три ступени отработали свою программу в штатном режиме, после чего от третьей ступени отделился разгонный блок ДМ-03 с тремя спутниками. В разгонном блоке, как потом выяснит специально созданная комиссия, оказалась лишняя тонна топлива. В результате маневр, призванный поднять «Глонассы» к рабочей орбите, завершился переходом на незамкнутую орбиту. Через несколько часов после старта аппараты вместе с разгонным блоком вошли в плотные слои атмосферы над Тихим океаном, и их обломки, вероятно, лежат сейчас где-то на дне моря в полутора тысячах километров от Гавайских островов.

27 декабря 2010 года. С космодрома Байконур стартовал очередной «Протон-М». К этому моменту уже было ясно, что сама ракета к гибели спутников отношения не имеет и если что-то и нуждается в доработке, так это разгонные блоки. Запуск «Глонасс-К» после аварии 5 декабря перенесли, но, как гласило официальное сообщение, причиной тому стало тоже вовсе не недоверие к ракетной технике. Позже запуск еще раз перенесут, но в феврале 2011 года аппарат наконец-то окажется на орбите.

30 апреля 2011 года. В отставку отправлен глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Слухи о его отстранении от должности ходили с момента потери спутников ГЛОНАСС, а последней каплей, вероятно, стал выход на нерасчетную орбиту военного аппарата «Гео-ИК2» в феврале 2011-го.

17 августа 2011 года. От стартовавшего с Байконура «Протона-М» отделился разгонный блок со спутником связи «Экспресс-АМ4». Два раза его двигатели включались в штатном режиме, но третье включение так и не произошло. В результате спутник был потерян. Причиной аварии позже назвали ошибку в циклограмме (программе полета) разгонного блока «Бриз-М».

18 августа 2011 года. Из-за сбоя в работе третьей ступени на Алтае вскоре после запуска упал грузовой корабль «Прогресс». К одноименной ракете он не имеет никакого отношения, однако две аварии подряд спровоцировали обсуждение кризисной ситуации в космической отрасли. Глава Роскосмоса, впрочем, наличие кризиса тогда отрицал: в октябре Генпрокуратура обнародовала свое официальное заключение, в котором речь шла о небрежности работников отрасли.

9 ноября 2011 года. Вскоре после заявлений нового руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина о повышении контроля был запущен «Фобос-грунт», первая с 1996 года автоматическая межпланетная станция. Вскоре после запуска она перестала отвечать на сигналы с Земли и вместо полета к Красной планете осталась на низкой орбите.

23 декабря 2011 года. Запущенный с Плесецка спутник двойного назначения «Меридиан-5» так и не вышел на орбиту. Сбой в работе третьей ступени ракеты «Союз-2-1б» привел к тому, что аппарат развалился в плотных слоях атмосферы. Отдельные обломки попали в крышу жилого дома на улице Космонавтики в селе Вагайцево Новосибирской области.

Подчеркнем, что все аварии в черный год российской космонавтики с самой ракетой «Протон-М» связаны не были: спутники и грузовой корабль губили либо разгонные блоки, либо другие ракеты. А потеря «Меридиана-5» показала, что запускать «Глонассы» при помощи другой ракеты с другого космодрома может быть ничуть не менее рискованным занятием.

6 августа 2012 года. Первая авария за год: от ракеты «Протон-М» отделился разгонный блок «Бриз-М» со спутниками «Экспресс-МД2» и «Телком-3», у него включились двигатели в полном соответствии с планом полета, но через семь секунд произошла авария. Спутники были утеряны, расследование выявило брак при производстве разгонного блока. Владимир Поповкин заявил о засорении магистрали наддува дополнительных топливных баков.

8 декабря 2012 года. При помощи «Протона-М» и разгонного блока «Бриз-М» запущен спутник связи. Ракета снова отработала программу полета в штатном режиме, а разгонный блок снова выключил двигатели раньше положенного срока. Спутник все же удалось вывести на геостационарную орбиту ценой некоторого уменьшения срока его активной работы (пришлось сжечь часть резервов топлива), а причиной сбоя назвали поломку подшипника в турбонасосном агрегате.

26 апреля 2013 года. С Плесецка благополучно запущен «Глонасс-К». Сами спутники вплоть до своей орбиты играют роль груза, поэтому связывать аварии именно с программой ГЛОНАСС неправомерно — спутники связи и марсианские аппараты тоже терялись и падали.

К моменту аварии 2 июля на счету «Протонов-М» в модификации 8К82КМ было 73 запуска (без учета запуска 2 июля), из которых только один завершился аварией из-за самой ракеты. Предыдущая модификация (8К82К) использовалась для 310 запусков, из которых немногим более 20 закончились авариями из-за первых трех ступеней (первая ступень подвела в шести случаях). Причем большая часть аварий произошла в самом начале эксплуатации, в 1960-х годах.

Более надежный носитель для выведения спутников на орбиту в той же ценовой категории (около 100 миллионов долларов за запуск) найти сегодня нельзя: «Зенит-SL» имеет такую же надежность в 91 процент, но сейчас запуски этой ракеты не производятся из-за аварии, случившейся 31 января 2013 года. Европейские «Ариан-5» или американские «Атлас-5» надежнее, но при этом почти вдвое дороже.
Последствия

Запуск спутников ГЛОНАСС был застрахован на 6 миллиардов рублей, причем страхование обеспечили несколько разных компаний: поначалу это привело к неразберихе в сообщениях о том, на какую сумму были застрахованы космические аппараты. Материальный ущерб оценивается в 4,4 миллиарда рублей: эта оценка, приведенная «Интерфаксом», включает как стоимость самих спутников, так и стоимость ракеты вместе с ценой работ по подготовке запуска.

На работоспособности системы ГЛОНАСС потеря трех аппаратов не скажется, так как пока в космосе находится достаточно спутников для передачи навигационного сигнала в любую точку планеты. 1 июля один из аппаратов перестал передавать сигнал, и его пока что не удалось вернуть в строй — но даже с учетом этого события говорить о серьезной угрозе для работы российской глобальной навигации явно преждевременно.

Центр Хруничева уже объявил о переносе следующих запусков ракет «Протон-М» до расследования причин нынешней аварии. Причем, по пока что не подтвержденным данным, в очередной раз может быть перенесен срок запуска МЛМ — многофункционального лабораторного модуля для МКС. Этот модуль начали строить еще в 1995 году как научный блок для космической станции, но по разным причинам его достройка и запуск многократно откладывались. А кроме «Протонов-М» других подходящих ракет у России для его доставки на орбиту просто нет.

Расшифровка и анализ телеметрии с разбившейся ракеты займут несколько дней, однако ряд неофициальных источников довольно однозначно указывает на сбой в системе управления. В пользу этой версии говорит закручивание ракеты одновременно с креном, а также то, что направление крена перед падением несколько раз поменялось: участники обсуждения на «Новостях космонавтики» добавляют, что схожее поведение ракеты могло быть вызвано перепутанными каналами управления по крену и вращению.

Не замедлила себя ждать и реакция первых лиц государства: премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал найти ответственных за аварию. Следственный комитет объявил о начале собственного расследования, но рассчитывать на быстрое выяснение причин потери ракеты пока не стоит. Опыт прошлых аварий (начиная с первых пусков 1960-х и кончая авариями 2012 года) говорит о том, что процесс поиска может занять как минимум несколько суток.



комментарии (1):

grant      04/07/2013 [11:56:44]#1
Слава Сердюкову и его покровителю !!!!













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer