Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Четвертым будешь?


22 июля 2013 года Жанна Локоткова, Итоги


В Москве, а вернее, в относителЬной близости от нее появится четвертый международный аэропорт. Решение, как говорят в Минтрансе, уже принято, федеральным и столичным властям остается только выбрать площадку. Пока фаворитом считается Ермолино — военный аэродром в Боровском районе Калужской области, в 72 километрах от Москвы, имеющий позывной «Пещерник» и принимающий сегодня вертолеты типа Ми-26 и тяжеловозы Ил-76. Рассматривались еще Клин, Рязанская и Владимирская области, но были отклонены — далековато... У калужского проекта даже есть потенциальные инвесторы, однако многие эксперты не видят в нем смысла и говорят, что столице нужен не столько новый хаб, сколько рачительное использование уже имеющегося воздушного пространства.

Ком в горле

Сегодня Московский авиационный узел, который включает аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково, обслуживает почти 60 миллионов пассажиров в год. По оценкам одних экспертов, при достижении пассажиропотока в 90 миллионов человек наступит коллапс. Согласно другим прогнозам ничего страшного не произойдет и пропускная способность московских аэропортов даже с учетом строительства двух новых взлетно-посадочных полос в Шереметьево и Домодедово увеличится к 2020 году до 96,5 миллиона пассажиров. Имеются, правда, и расчеты, согласно которым так называемый общий суммарный неудовлетворенный спрос по перевозкам с 2012 по 2020 год составит почти 100 миллионов пассажиров!  То есть каждый год по той или иной причине — не хватит билетов, нет нужных рейсов — хотели, но не смогли улететь в среднем 11 миллионов пассажиров. И с этим явно надо что-то делать. По мнению некоторых экспертов, исправить положение могла бы «инвентаризация» существующих воздушных коридоров над столицей, которые давно устарели и не дают развиваться авиационному сообщению. Не случайно авиаторы часто называют воздушное пространство над столицей «узким горлом», имея в виду низкую пропускную способность. «Над Москвой много запретных зон, полигонов, правительственных учреждений. Если не менять коридоров, схем захода на посадку, то предел пропускной возможности воздушного пространства наступит раньше, чем по многим остальным лимитирующим факторам», — говорит главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Но власти считают, что коридор коридором, а четвертый аэропорт необходим как воздух. Первый заместитель гендиректора «Дирекции Московского транспортного узла» Виктор Еремин уверен: для того чтобы предупредить транспортный коллапс, нужно ввести новый аэропорт в эксплуатацию не позднее 2027 года.

Одно время в качестве варианта рассматривался аэродром экспериментальной авиации Раменское, вице-премьер по ВПК Дмитрий Рогозин даже отдавал распоряжение продумать проект реконструкции. Виктор Еремин предлагал перевести в Раменское грузовые перевозки из трех основных аэропортов, сделать альтернативной площадкой Шереметьево расположенный к северо-западу от Москвы аэропорт Клин-5, а в Кубинке, находящейся к западу от столицы, базировать бизнес-авиацию. В этом есть рациональное зерно: таким образом были бы разгружены три существующих аэропорта, что позволило бы им выйти в ближайшие годы на мощность аж в 132 миллиона пассажиров в год. Однако планы положили под сукно под предлогом, что авторам инициатив якобы не удалось договориться с хозяевами перечисленных объектов о порядке их коммерческого использования. В результате альтернативы как бы и нет. Но так ли уж нужен городу дополнительный аэропорт? Мнения экспертов разошлись кардинально.

Хаб за пазухой

Одни эксперты считают необходимым и неизбежным появление четвертого аэропорта, поскольку, по их мнению, это даст возможность авиакомпаниям развивать лоукостерский бизнес, продвигающий дешевые полеты. «Решение этого вопроса, — комментирует Вадим Храпун, партнер компании PricewaterhouseCoopers, — связано с бизнес-моделью авиалоукостеров: они напрямую зависят от стоимости обслуживания в аэропорту. Обычно чем ближе аэропорт к городу, тем больше он загружен и эти суммы выше». Так устроено везде в мире. К примеру, разница в сборах за взлетно-посадочные операции, обслуживание пассажиров и обеспечение безопасности между аэропортом во Франкфурте и расположенным в 120 километрах от него бюджетным Франкфурт-Ханом достигает 3—4 раз. К тому же в таких аэропортах более свободное по сравнению со «старшим братом» воздушное пространство.

Пока что лоукостерам в России нечем поживиться: монополизм топливных компаний и высокая стоимость хендлинга сводят их бизнес на нет еще на этапе расчетов. Наверное, они с удовольствием пришли бы в Ермолино, но достаточно ли будет их присутствия для того, чтобы аэропорт стал рентабельным? Вадим Храпун отмечает, что в новом аэропорту необходимо присутствие «якорного» перевозчика — тогда проект сможет «взлететь». Впрочем, такой арендатор уже заявил о себе. Компания UTair объявила, что готова построить в Ермолино терминал на 8 миллионов пассажиров в год и планирует предложить «РЖД» протянуть туда ветку «Аэроэкспресса» (дорога туда заняла бы порядка полутора часов). Но вопрос появления дешевых рейсов все равно останется под большим вопросом, ведь высокую стоимость авиатоплива еще никто не отменял. О том, какой объем инвестиций понадобится для реконструкции и сертификации аэропорта, ни в столичной администрации, ни в правительстве Калужской области, ни в UTair пока не говорят. Ранее Министерство транспорта озвучивало, что на реконструкцию Ермолино может потребоваться 23 миллиарда рублей.

Другие эксперты, в свою очередь, указывают на то, что строительство четвертого аэропорта может оказаться неверным решением и надо действовать по другому плану. Редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает: «Строительство четвертого аэропорта — наихудший вариант. Мы получим логистически не связанные между собой аэропорты. У нас и так есть три отдельных мини-хабчика, к ним добавится такой же четвертый. Надо думать, как организовать огромный транзитный хаб типа того, что существует во Франкфурте».

Эта идея сегодня считается прорывной и на Западе: там берут на вооружение принцип развития одного крупного аэропорта-хаба и нескольких удаленных вспомогательных. На прошлой неделе, например, мэр Лондона Борис Джонсон выступил с идеей вообще снести знаменитый аэропорт Хитроу, на его месте построить жилой микрорайон, а новый аэродром возвести в чистом поле, зато оснастив его сразу четырьмя взлетно-посадочными полосами. Мэра поддержали не все лондонцы. А готовы ли москвичи поддержать затею властей?

Билет в кармане

Нужен ли нам, пассажирам, новый столичный аэропорт, расположенный в значительном удалении от города? Вопрос не праздный. Что-то подсказывает, что большинству из нас придется пользоваться услугами именно этого аэропорта, будь он построен. Мы хотим летать дешевле? Безусловно, ведь сегодня цены на авиабилеты в России зашкаливают за пределы разумного! Мы, вероятно, сэкономим на билете, поскольку там наконец-то осядут настоящие лоукостеры, туда же может быть переведена основная доля чартерных сообщений. Глядишь, привлеченные дешевым наземным обслуживанием в Ермолино переберутся мелкие авиакомпании, выполняющие регулярные рейсы, за ними могут подтянуться «иностранцы». Правда, лафа в виде дешевых билетов вряд ли продлится долго, поскольку новый аэропорт быстро станет полноценным хабом с плотным трафиком. В результате, предрекают эксперты, компании задерут цены на билеты. Внакладе все равно останутся пассажиры: чтобы вылететь в популярные для отдыха направления, нам придется пилить час с лишним на электричке, и стоить это будет примерно в два раза дороже, чем сегодня стоит добраться до Шереметьево, Домодедово или Внуково. А что будет с этими старичками? Скорее всего, там возникнет своего рода разделение труда: Внуково будет стараться сохранить звание аэропорта-бутика, Шереметьево заточат под состоятельных клиентов, часто летающих регулярными рейсами дорогих авиакомпаний, а Домодедово застрянет в своем нынешнем статусе хаба для среднего класса.

Смущает в этой бизнес-схеме одно — ее механистичность. Она означает, что лет через пять заговорят о создании пятого аэропорта, потом шестого. При этом современные транспортные концепции все равно сводятся к системе мегахабов. Мы же со своей россыпью самостийных терминалов, сонмом бюрократов и непрозрачной системой ценообразования так и останемся транспортным придатком, а не великой транзитной державой. Хотелось бы, чтобы наши аэропорты пиарил не один бедолага Сноуден, а миллионы пассажиров со всего белого света.



комментарии (3):

andrewsk      22/07/2013 [20:55:02]#1
Всё, что угодно-только затянуть дополнительные рейсы в Москву !
А требуется -то только одно : для того, чтобы из российского города "А" перелететь в российский город "Б" - исключить необходимость лететь в Москву, и лететь напрямую : из "А" в "Б" !

mad bird      23/07/2013 [12:17:59]#2
+1, вот только нет таких потоков, например из Липецка в Сыктывкар, поэтому дешевле собрать всех желающих в одном месте ))

andrewsk      23/07/2013 [20:43:27]#3
Для mad bird

А может быть жить так, как это делает весь цивилизованный мир ?!Если нет больших потоков пассажиров, использовать самолёты, предназначенные для малых потоков?!В-737 рейс Липецк-Сыктывкар не осилит, а вот Л-410-вполне!Правда этот Л-410 ещё купить нужно.Но ведь деньги на очередной столичный аэропорт есть!Вот эту кубышку и использовать по честному направлению ! А ?!













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer