В интересах МО РФ самолет, аналогичный DA42, может использоваться в пилотируемом и беспилотном вариантах. Уже сегодня на него допустимо навешивать различную полезную нагрузку – тепловизоры, телевизионные камеры, локатор.
Современное состояние
До 2008 года бизнес Diamond Aircraft развивался вполне успешно, компания закрепилась в числе крупнейших производителей самолетов авиации общего назначения и в тройке (наряду с американскими компаниями Cessna и Cirrus) ведущих производителей легкомоторных самолетов. Однако последовавший экономический кризис существенно сократил объемы рынка в целом и продажи компании в частности. Пик кризиса пришелся на 2009 год, когда объемы продаж самолетов авиации общего назначения в мире сократились на 57,5 процента. Если в 2007-м объем поставок Diamond Aircraft составил 471 самолет, то в 2008-м они упали до 308, а в 2009-м – до 163 машин. В 2010 году объем сократился до самого низкого за последние десять лет показателя – 139 машин. В этих условиях компания произвела модернизацию своей продуктовой линейки, в продаже появились машины DA20 со «стеклянной кабиной» – G500, DA40 NG, DA40 Tundra и DA42 NG. Позитивную роль сыграло и то, что мировой экономический кризис пошел на спад и спрос на легкомоторную авиацию вновь вырос.
В 2011 году негативная тенденция была преодолена, Diamond показала рекордный рост продаж – 33 процента (до 185 машин). Однако в 2012-м снова последовало падение до 156 поставленных машин. Компания вновь покинула пятерку крупнейших производителей авиации общего назначения. Стоит отметить, что поскольку Diamond Aircraft оперирует в классе наиболее легких машин для индивидуальных пилотов-владельцев и не производит бизнес-джеты, ее экономические показатели относительно лидеров рынка авиации общего назначения всегда были невелики. Суммарная стоимость 156 самолетов, поставленных на рынок в 2012 году, – 53,5 миллиона долларов, годом ранее объем продаж составил 73,1 миллиона. Для сравнения: лидер рынка легкомоторной авиации – американская Cessna в 2012 году поставила заказчикам 571 самолет общей стоимостью 1,85 миллиарда долларов.
Снижение объема продаж и соответственно прибыли негативно сказалось на способности компании развивать свои собственные перспективные проекты. Прежде всего это касается программы создания легкого реактивного самолета D-Jet, а также новых винтовых самолетов Diamond DA50 Super Star и DA52. В этих условиях компания попыталась привлечь внешнего инвестора. В ноябре 2011 года было объявлено, что канадское подразделение компании Diamond Aircraft Holdings будет продано инвестиционной группе из ОАЭ Medrar Financial Group. Планировалось, что арабские инвестиции станут использовать в первую очередь для доводки самолета D-Jet. Однако сделка так и не была завершена из-за того, что Medrar не смогла привлечь необходимые средства. Это привело к тому, что канадский филиал Diamond был вынужден уволить значительную часть персонала. В настоящее время будущее всей компании неопределенно и поиск инвесторов продолжается.
Помимо общей неблагоприятной конъюнктуры причинами неудач Diamond в последние годы стоит назвать несколько спорных решений менеджмента. Прежде всего это касается решения продолжать финансирование разработки самолета D-Jet в условиях кризиса и существенного сокращения потенциального спроса на такие машины. Также ошибочным стоит признать длительное пренебрежение менеджмента и инженеров Diamond главной новацией на рынке легкомоторной авиации последних двух десятилетий – применением баллистических парашютных систем спасения самолета. Этому есть объяснение. Успешное закрепление DAI на рынке авиации общего назначения в 90-е годы обязано прежде всего широкому использованию композитных материалов в конструкции планеров. Начиная с мотопланера H36 все модели Diamond изготавливаются из высокопрочных стекловолоконных панелей, армированных углеродными волокнами (углепластиков). Несмотря на свои небольшие размеры, компания оказалась способной наладить собственное производство как стекловолокна, так и углепластиков.
В 2004 году был открыт производственный цех площадью 9300 квадратных метров по выпуску композитных материалов. К настоящему времени Diamond располагает самым масштабным таким производством среди всех компаний, специализирующихся на легкомоторной авиации. Эти материалы производства Diamond помимо легкости отличает высокая прочность, что вместе с высоким аэродинамическим качеством планеров самолетов компании, ведущих свою историю от мотопланера H36, обеспечивает высокую безопасность полетов. С применением ударопрочной спасательной капсулы для экипажа это позволило инженерам игнорировать внедрение в малой авиации баллистических парашютных спасательных систем (Ballistic Recovery Systems, БПС). Эти системы, разработанные американской компанией BRS Aerospace, позволяющие спасти экипаж самолета даже при отказе двигателя, системы управления и в некоторых случаях разрушении планера машины, в короткое время завоевали большую популярность на рынке. Компания Diamond выпустила специальный пресс-релиз, где, оперируя данными расчетов, доказывала, что массу и пространство, занимаемые парашютной системой, целесообразнее употребить на увеличение прочности планера самолета – статистически это даст больший эффект для безопасности полетов. Однако инженеры и менеджмент компании, оперируя данными статистики и расчетами, не учли психологию покупателей, которые предпочли иметь парашютную систему в качестве средства «последнего шанса». Кроме того, сказались успехи рекламной кампании, развернутой одним из главных конкурентов Diamond – американской Cirrus Aircraft, где основное внимание было уделено наличию на всех самолетах Cirrus баллистических парашютных систем. Это позволило Cirrus существенно увеличить продажи, а полученные средства направить на развитие собственной программы создания легкого реактивного самолета. Что же касается Diamond, то менеджмент компании признал недооценку парашютных систем, заключив соглашение с BRS об опциональном оснащении своих машин этими системами, однако время было упущено.
Также спорным является решение менеджмента о диверсификации производства и размывании производственной программы. В 2007 году компания Diamond обзавелась собственными двигателестроительными мощностями. У британской компании MidWest были приобретены права на производство авиационного роторного двигателя Ванкеля, а в Винер-Нойштадте при финансовом участии Diamond основана двигателестроительная компания Austro Engine. К настоящему моменту линейка двигателей Austro Engine включает дизельный авиационный мотор АE300 (четырехцилиндровый, мощностью 180 кВт для самолетов DA40 и DA42). Роторный двигатель Ванкеля Austro Engine AE50R мощностью 55 лошадиных сил устанавливается на мотопланеры германской фирмы Schleicher и легкие БЛА австрийской компании Schiebel. На его замену разрабатывается 75-сильный двигатель Ванкеля AE75R с увеличенным ресурсом, предназначенный для установки на перспективные легкие БЛА. Кроме того, совместно с другой австрийской компанией – Steyr Motors ведется разработка нового авиационного дизеля AE500 мощностью до 300 лошадиных сил. Его планируется применять в новых моделях Diamond – однодвигательном самолете DA50 и двухдвигательном DA52. В настоящий момент персонал Austro Engine насчитывает около 60 сотрудников, объем производства составляет до 250 моторов AE300 и до 150 AE50R в год.
Двигатели серии АE300 обеспечивают самолетам Diamond одно из их главных конкурентных преимуществ – низкий расход топлива. Двухдвигательный DA42 расходует менее 20 литров горючего на час полета. Вместе с очень легким планером благодаря применению стеклопластика экономичные двигатели обусловливают высокую общую весовую эффективность моделей Diamond. В 2004 году DA42 совершил первый трансатлантический перелет среди легких самолетов с дизельным двигателем. Перелет из Сент-Джона (Ньюфаундленд, Канада) на расстояние 3518 километров занял 12,5 часа. Средний расход топлива – 21,7 литра на час полета или 7,7 литра на сто километров, что является уникальным показателем для двухдвигательной машины. Однако несмотря на эти успехи, развертывание собственного двигателестроения отвлекло ограниченные ресурсы Diamond и, вероятно, сказалось на ходе работ по другим проектам.
В России
Планеры и самолеты Diamond известны в нашей стране с 90-х годов, но это были в основном разовые поставки бывших в употреблении аппаратов. Первый совместный проект Diamond и российской компании появился в начале 2000-х. В 2004 году в ходе аэрокосмического салона ILA 2004 Diamond Aircraft и Уральский оптико-механический завод (на тот момент ФГУП) презентовали проект по созданию самолета DA42 Twin Star, оборудованного российской оптико-электронной системой наблюдения СОН-112. Также в 2004-м ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», входившее на тот момент в группу компаний «Каскол», и Diamond Aircraft подписали договор о производстве авиакомпонентов для самолетов Diamond на «Соколе».
Первые масштабные попытки закрепиться на российском рынке были предприняты компанией в следующем, 2005 году. На авиасалоне «МАКС-2005» компания Diamond Aircraft Industries была представлена линейкой своих легких самолетов DA40 Diamond Star, DA42 Twin Star и вышеупомянутой моделью DA42 MPP, оборудованной системой СОН-112. В ходе этого салона подписано соглашение между Diamond Aircraft и российским НПО «АэроВолга» о совместном производстве и продвижении на российском рынке самолетов DA20. Планировалось, что «АэроВолга» будет собирать DA20 из поставленных из Австрии машинокомплектов на своем заводе в Самарской области. Однако развития этот проект не получил. Кроме того, в ходе того же МАКС-2005 Diamond Aircraft Industries GmbH и российская корпорация «Иркут» подписали протокол о намерении создать пилотно-беспилотный комплекс на базе самолета DA42 Twin Star. Этот проект развития также не получил.
В 2007-м Diamond Aircraft предложила холдингу «Русские машины» организовать совместное производство легкомоторных самолетов на базе производственных мощностей завода «Авиакор». Эти переговоры тоже закончились безрезультатно.
Несмотря на серию неудачных попыток создать совместное предприятие с российскими компаниями, перспективы рынка авиации общего назначения России для менеджмента Diamond Aircraft очевидны. Специально для российского рынка разработана модификация DA40 Tundra Star или Tundra. От обычного DA40 она отличается усиленным шасси с широкими колесами низкого давления, вихрегенераторами, закрылками Фаулера и вертикальными аэродинамическими поверхностями крыла (для увеличения подъемной силы при эксплуатации с покрытых снегом площадок). Обучение полетам на самолетах DA40 NG Тundra и DA42 организовано на базе Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА), при этом сделка по приобретению самолетов DA42 для УВАУ ГА сопровождалась коррупционным скандалом. Арктическую версию Diamond DA40 Tundra в октябре 2012 года приобрела авиакомпания «Полярные авиалинии» для эксплуатации в Якутии, планируется закупить еще три такие машины. Кроме того, некоторое количество самолетов Diamond различных моделей и годов выпуска находится у частных владельцев и небольших авиакомпаний в России.
Очевидно, что учитывая нынешние финансовые затруднения Diamond, небольшие размеры и стоимость бизнеса, а также высокий технологический потенциал, компания могла бы стать отличным объектом как для сотрудничества, так и для поглощения. Технологии Diamond могут быть использованы не только в авиации общего назначения, но и в производстве современных композитных материалов, в двигателестроении и при создании легких БЛА. В этих условиях российским компаниям целесообразно было бы рассмотреть возможности сотрудничества, инвестирования, создания совместного предприятия или даже приобретения австрийской компании.
Справка «ВПК»
Diamond Aircraft Industries GmbH – австрийская авиастроительная компания с головным офисом в Винер-Нойштадте (федеральная земля Нижняя Австрия). Помимо мощностей в Австрии располагает авиастроительным заводом в Канаде (Лондон, провинция Онтарио), совместным предприятием по выпуску самолетов в Китае, а также рядом сервисных центров в США и Великобритании. Занимается разработкой и производством самолетов авиации общего назначения, а также мотопланеров. Кроме того, Diamond является производителем авиационных композитных материалов и двигателей. Согласно официальным сообщениям DAI c 1991 года сто процентов акций компании – у семейства Дриз. Владельцем и президентом компании с 1989 года является Кристиан Дриз, исполнительным директором с 2010-го – Герд Берхтольд.