Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пассажиры увидят небо в клеточку


14 июля 2013 года Светлана Гомзикова, Свободная пресса


Российские законодатели намерены серьезно осложнить жизнь авиапассажирам, которые любят побуйствовать в полете. Новый законопроект, который в ближайшее время будет внесен в Госдуму, предусматривает не только создание «черных списков» воздушных хулиганов, но и существенно ужесточает наказания за противоправные действия на борту воздушного судна.

 Особенно опасных дебоширов, как пишет «Российская газета», предлагается сажать в тюрьму на пять лет. За «мелкие пакости» предусмотрены штрафы - от 2,5 до 5 тысяч рублей или административный арест на 15 суток. Кроме того, авиакомпаниям хотят разрешить тестировать пассажиров на наличие алкоголя в крови и отказывать пьяным в праве на посадку без возврата стоимости билета.

«Смысл законопроекта отнюдь не в том, чтобы людей десятками ссаживать или не пускать в самолеты, - говорит автор инициативы, член думского комитета по обороне Игорь Баринов (его цитирует ИТАР-ТАСС). - Речь идет о том, чтобы случаи авиахулиганства, которые вызывают общественный резонанс, получали адекватную реакцию со стороны государства; чтобы это пресекалось и наказывалось жестко, а не так, как это происходит сейчас».

Нынешний штраф в 500 рублей, убежден парламентарий, не является ни профилактический, ни справедливой мерой наказания для людей, «которые в течение нескольких часов держали в шоковом состоянии семь самолет».

Помогут ли новые меры решить проблему с пьяными дебошами в самолетах и аэропортах? Опрошенные «СП» эксперты не дают на этот счет однозначного ответа, хотя и признают, что сама идея в целом правильная.

«Несомненно, надо ужесточать наказание за хулиганство на борту воздушного судна. Хулиганство в супермаркете и в самолёте – совершенно разные вещи, потому как могут иметь разные последствия, - говорит руководитель портала AVIA RU Network, эксперт комитета по транспорту ГД РФ Роман Гусаров. - Самолет уже сам по себе, как вид транспорта - источник повышенной опасности. И любое нарушение в поведении на борту может привести к тяжёлым, и даже трагическим последствиям. Поэтому наказывать здесь следует вдвое, втрое строже, вплоть до уголовной ответственности. Однако есть и обратная сторона…»

«СП»: - Поясните?

- Боюсь, у нас как всегда закон примут, а вот систему правоприменения не смогут создать. Или не захотят. Вопрос: кто будет определять степень вот этой вины пассажира? Если это члены экипажа, то, значит, им надо дать какие-то дополнительные полномочия, чтобы они могли успокоить, как-то нейтрализовать неадекватного пассажира. Если разбираться будут потом (а это должны быть органы внутренних дел, полиция), так это опять «махание кулаками после драки». Важно, в первую очередь, предотвратить хулиганство там, в воздухе. А вот на этот счет никто реальных предложений не дает.

Конечно, ужесточение санкций само по себе будет серьезным тормозом для кого-то из потенциальных хулиганов, что позволит предотвратить какое-то количество правонарушений. Только наказание должно быть неотвратимо. Но у нас очень часто правила поведение (и в самолетах тоже) нарушают люди, обреченные какой-то властью. Чиновники, прокурорские работники, депутаты, сотрудники полиции – они часто тоже ведут себя агрессивно. Почему? Потому что уверены - закон им не писан. И вот для таких – ужесточай, не ужесточай... А нужно, чтобы они тоже понимали: наказание будет неотвратимым в любом случае.

«СП»: - Некоторые эксперты предлагают тестировать авиапассажиров на алкоголь. Как вы к этому относитесь?

- Категорически против. Вот не понравилось вам обслуживание на регистрационной стойке, вы выказали свое недовольство. И тут работник авиакомпании: «Ах, так. Ну-ка дыхните мне в трубочку. Ой, вы пьяны (хотя вы выпили только, допустим, кружку пива), сейчас мы с вами тут посчитаемся». Нельзя давать представителям коммерческой компании право определять степень опьянения, адекватность или неадекватность человека. Это, как минимум, должен делать сотрудник полиции – у него есть полномочия для этого. В данном случае нельзя каждому охраннику подходить к пассажиру с алкотестером. Вы заключили договор о перевозке, у вас в договоре не написано, какая степень опьянения допустима, а какая – нет.

«СП»: - Можно ввести нормы промилле, как для водителей…

- Ввести можно все, что угодно. Как это реализовать? Наверное, авиакомпания должна закупить алкотестеры, на входе в самолет каждый пассажир должен будет дунуть в этот алкотестер. Мы и так жалуемся на очереди. При том, что и сейчас никто, собственно, не препятствует авиакомпаниям не допускать подозрительных пассажиров на борт. Если видно, что человек находится в неадекватном состоянии, еще у трапа его может проверить наряд полиции и снять с рейса.

«СП»: - Но хулиганы, тем не менее, проскальзывают. И что-то уж даже слишком распоясались в последнее время. Что с ними делать?

- Бесспорно, делать что-то надо. Однако не всегда выпивший человек является источником опасности. Есть люди, которые страдают аэрофобией, бояться летать. Лечатся это просто. Они выпивают в дьюти-фри грамм двести коньяку, проходят по трапу до своего места, садятся и засыпают, и спят все время полета. Если не дать такому человеку выпить свою дозу «лекарства», то, представляете, если у него психоз начнется или нервный срыв, или плохо станет с сердцем? Потом, неадекватное поведение не всегда может быть связано с приемом алкоголя, причиной его могут стать наркотики, клаустрофобия – фобий у человека миллион и побороть их просто невозможно. К тому же, для большинства пассажиров перелет – это стресс, а в стрессовых условиях очень часто проявляются самые темные, нехорошие качества людей…алкоголь только чуть-чуть помогает им проявиться. Здесь целый комплекс мер должен быть: как бы, барьерчик – тут, барьерчик – там. Много таких барьерчиков создать... Потому что один большой шлагбаум, боюсь, не поможет.

Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Владимир Синицкий – за взвешенный подход и против «черных списков»:

- Если предполагать, что каждый человек это у нас – это потенциальный террорист и хулиган, проще остановить гражданскую авиацию. Она не будет так работать. У нас время досмотра, контроля и т.д. по мере роста объемов перевозок будет нарастать катастрофическим образом. К тому же, существует такая вещь, как презумпция невиновности. Ну, допустим, выпил человек чуть больше чем 0,3 промилле. Он держится на ногах. Ведет себя нормально, адекватно. Собственно говоря, на каком основании его не допускать в самолёт. Вовсе не любой человек, который выпил какое-то количество алкоголя, начинает буйствовать. А здесь почему-то предполагается наихудший из возможных вариантов. Может, перевозить всех просто под наркозом и в спящем состоянии, проще будет. Я согласен, что меры принимать необходимо. И ужесточение наказания – это правильно. Только необходим взвешенный подход, чтобы эти меры действительно работали. И вот это нужно тщательно продумать: как с точки зрения «черных списков», так и с точки зрения контроля за степенью опьянения пассажиров. Чтобы не получалось, что нормальным людям от этого стало еще неудобнее, а ненормальные даже и не заметили ничего.

И еще крайне важно повысить законодательную защиту экипажа воздушного судна, бортпроводников. Чтобы их статус позволял предпринимать какие-то меры, и чтобы потом их не засудили бы за это. Специалисты уже лет десять говорят об этой проблеме. На самом деле депутатам надо было бы просто собрать руководителей служб авиационной безопасности крупнейших авиакомпаний и внимательно их послушать, и уже из этого делать выводы – что реально необходимо. Меры сдерживания буйных пассажиров, какие должны быть? Или это мягкие наручники, или что-то еще. Пока все это применять нельзя. Нет оснований. А еще ведь эти пассажиры бывают не просто пьяные, они еще с какими-то корочками. И потом начинается такое давление: этот экипаж – уволить, этих бортпроводников – уволить. Их статус должен быть как статус человека при исполнении. Пока этого нет, и бортпроводники находятся в очень сложной ситуации. Потому что, с одной стороны, им надо стороны как-то примирить, с другой - они понимают, что в этой ситуации они рискуют, их могут засудить за их действия или уволить.

Стоит отметить, что Минтранс РФ уже разработал законопроект, который предоставляет бортпроводникам право силой усмирять буйных пассажиров с помощью пластиковых наручников и электрошокеров. Кроме того, членам экипажа будет дано право изымать алкоголь у пассажиров. Однако пока не известно, когда новые нормы вступят в действие.

Из досье «СП»

Инциденты в воздухе из-за неадекватных пассажиров в последнее время, действительно, участились. Так, в середине января пьяного мужчину, который ругался матом и кричал на стюардесс, сняли с рейса Москва-Бангкок в аэропорту «Шереметьево». В том же январе 54-летний бизнесмен из Саратова Сергей Кабалов устроил дебош на борту самолета Москва-Хургада. Нетрезвый коммерсант курил в слоне А-320. А попытавшегося пресечь хулиганство бортпроводника попросту избил: ударив сначала коленом в лицо, а позже приложив несколько раз головой к стене. И даже пришедшие на помощь коллеги не смогли утихомирить пьяного хулигана. Теперь дебошира обвиняют в попытке угона воздушного судна. 3 февраля пьяный пассажир сорвал рейс Москва-Пхукет. Из-за его буйного поведения самолет пришлось экстренно посадить в Казахстане, после чего нарушителя спокойствия задержали сотрудники полиции.

Последний подобный случай произошел в ночь на 11 июля в аэропорту «Домодедово», где пьяный мужчина на полтора часа задержал рейса Москва-Волгоград. Сначала он отказывался предъявлять сотруднице авиакомпании билет, ссылаясь на удостоверение, затем не мог найти свое место, а затем, его стошнило на глазах готовых к полету пассажиров. В конце концов, полицейские и охрана высадили неадекватного товарища из самолета и вылет состоялся.



комментарии (2):

New Tehnik      16/07/2013 [14:15:53]#1
...Нетрезвый коммерсант курил в слоне(!!!) А-320....
Ребята проверяйте текст на ошибки перед выходом в свет

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      16/07/2013 [22:31:00]#2
А что, так даже веселее. Представил эту картину c нетрезвым, курящим коммерсантом у слона в ..., упалпацтул :)













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer