Проект пережил губернатора
Впервые Ростовская область представила инвестиционный проект «Южный хаб» осенью 2006 года на V Международном экономическом форуме в Сочи. Проект одобрил президент России Владимир Путин, поддержали полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак и министр транспорта Игорь Левитин. Заинтересовались проектом инвесторы. Особую настойчивость проявляли председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг и владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска. Публично свои намерения Дерипаска не оглашал, но, по сведениям «Русской планеты», неоднократно выходил на руководство Ростовской области с предложением участвовать в проекте и получал отказ: вопрос решался в столице. Виктор Вексельберг, напротив, не скрывал своего желания «вложиться в проект», но после урегулирования правовых вопросов. А вопросы были и остаются до сих пор.
Первоначально новый аэропорт планировалось строить в Батайске, в 12 км от Ростова, на территории бывшего военного аэродрома. Поскольку имущество и земля находились в собственности Министерства обороны РФ, решение несколько затягивалось. Но активное продвижение проекта на федеральном уровне привело к заключению трехстороннего соглашения Минтранса, Минобороны и Ростовской области. По этому соглашению 2 тыс. га земли переходили из собственности Минобороны в пользование Минтранса, администрация области должна была предоставить военным, проживающим на этих землях, жилье в других городах области — Ростове и Таганроге. Была разработана соответствующая региональная программа.
Однако смена руководства Ростовской области в 2010 году — уход губернатора Владимира Чуба и назначение Василия Голубева — на время отбросила проект назад. В 2011 году в обновленном варианте его вновь представили уже на X Международном экономическом форуме в Сочи премьер-министру Владимиру Путину, но уже в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу — 2018, матчи которого пройдут и в Ростове. Между Министерством транспорта РФ, правительством Ростовской области и группой компаний «Ренова» был подписан меморандум о взаимодействии.
Новое руководство области, ознакомившись с заключениями экспертов, приняло решение строить аэропорт в Аксайском районе Ростовской области — в станице Грушевской. Тогда же губернатор подписал постановление о создании государственного бюджетного учреждения (ГБУ) «Дирекция строящегося аэропортового комплекса “Южный”». Согласно документу, учреждение занимается отводом и резервированием земель, организацией строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Под строительство было зарезервировано свыше 3,6 тыс. гектаров земли сельхозназначения. Землями в разных долях владеют 46 человек, и сейчас Минимущество области решает вопрос оценки и покупки участков. По заверению министра имущественных и земельных отношений области Юрия Молодченко, помимо рыночной стоимости участков, собственникам будет возмещен ущерб за неиспользование сельскохозяйственных земель. Любопытная деталь — эти земли находятся по соседству с учебным полигоном Минобороны. То есть рядом с будущим аэропортом проходят стрельбища. Этот момент изрядно удивил военных, которые узнали о проекте из интернета и обратились в областное правительство с вопросом: а почему с нами не согласовали? На сегодняшний день вопрос на региональном уровне улажен, но это тоже потребовало немалого времени.
4 июня 2013 года по итогам конкурса был заключен контракт с московским институтом гражданской авиации «Аэропроект» на разработку проектно-сметной документации строительства объектов федеральной собственности: взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов. Стоимость работ — 430,5 млн рублей, по контракту подрядчик обязан завершить проектирование в течение 411 дней со дня подписания документа. Параллельно запущен конкурс на проектирование терминала аэропорта Южный.
В начале июля организатор конкурса — ЗАО Управляющая компания «Аэропорты регионов» — опубликовала список 11 участников, которые представят к 12 сентября эскиз будущего аэропорта. Среди участников российские и зарубежные архитектурные бюро: ООО «Проектсервис», NefaResearch Architectural Studio, ADPI, Haptic Architects Ltd, Pascall+Watson architects Ltd, Twelve architects & masterplanners Ltd. Определять победителя будет жюри, в которое войдут архитекторы, представители правительства Ростовской области, УК «Аэропорты регионов».
Конкурент Ростова — Краснодар
Весной 2007 года была основана группа аэропортов «Базэл Аэро», объединившая аэропорты Краснодара, Сочи, Анапы, Геленджика и Ейска. Сегодня «Базэл Аэро» позиционирует себя самой крупной и быстрорастущей группой региональных аэропортов России. Ее суммарный пассажиропоток в 2012 году составил 5,5 млн пассажиров. Цели и задачи компании: реконструкция и строительство инфраструктуры, создание централизованного аэропортового узла (хаба) на юге России в Краснодаре. По заверениям «Базэл Аэро», на сегодняшний день сочинский аэропорт является лучшим региональным аэропортом страны. Сейчас завершается строительство посадочной галереи с 10 телетрапами. Аэропорт будет обслуживать до 2,5 тыс. пассажиров в час.
Аэропорт Геленджик фактически был построен «с нуля». Его строительство началось в 2005 году, через 5 лет были готовы новый аэровокзальный комплекс и взлетно-посадочная полоса. Геленджикская ВПП, по словам специалистов, не имеет аналогов в России по техническим параметрам и по исполнению, ее строили немцы. Сейчас активно ведутся работы по реконструкции аэропортов Анапы и Краснодара. На международном экономическом форуме «Сочи-2011» группа «Базэл Аэро», администрация Краснодарского края и власти Краснодара подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта реконструкции аэропорта Краснодара. Согласно документу, в развитие аэропорта компания вложит собственные и заемные средства в объеме 7,14 млрд рублей. Реализация проекта позволит к 2017 году почти вдвое увеличить пропускную способность аэропорта, до 2,4 тыс. пассажиров в час, и расширить количество прямых рейсов из Краснодара.
Инвестиционный проект разбит на два этапа. Холдинг демонстрирует расчет и осторожность — если правительство примет решение строить новый аэропорт в Ростове, то будет ли необходимость второй очереди Краснодарского проекта?
Нужен ли новый аэропорт?
Год назад президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность Ростовской области 38,0003% уставного капитала и имущественного комплекса ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». Акции передавались области с требованием привлечь инвестиции в реконструкцию объектов аэродромной инфраструктуры ростовского аэропорта в размере не менее 800 млн рублей, а также построить в Ростове-на-Дону новый аэропортовый комплекс «Южный». В результате было создано совместное предприятие ОАО «Ростоваэроинвест», в котором 25% принадлежат областному ГУ АТП «Ростовавтодортранс» и 75% — ОАО «Кольцово-Инвест», входящему в «Ренова». Но условие о реконструкции ростовского аэропорта так и осталось на бумаге. Отметим, что первая очередь реконструкции взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и стоянок воздушных судов была завершена в 2009 году. Затем следовала вторая очередь, но федеральное финансирование не поступало, аэропорт пытался за счет собственных средств продолжить работы, но события приняли иной оборот. Нынешний инвестор в лице ОАО «Ростоваэроинвест» не спешит вкладывать обещанные 800 млн рублей, очевидно, оттягивая время и выжидая окончательное решение сверху.
Между тем предприниматель Иван Саввиди, ныне обладающий контролем над ростовским аэропортом, в перспективе останется не у дел. Ему участвовать в проекте не предлагают. После запуска нового аэропорта старый закроют, а землю, по неофициальным данным, передадут «Ренове» под строительство жилого комплекса.
Борьба за контроль над аэропортом между Саввиди и властями Ростовской области продолжалась несколько лет и сильно сказалась на модернизации воздушного порта и, соответственно, на качестве и безопасности полетов. По словам председателя Совета директоров компании Олега Чернова, в этом году представили совладельцев компании — Минимущества Ростовской области — не посещали советы директоров, затягивая, таким образом, решение вопроса о реконструкции взлетно-посадочной полосы, собственниками которой они являются.
«Скрытый» инвестор «Южного» — группа «Ренова» — находится как бы над схваткой и наблюдает за исходом событий, воздерживаясь от комментариев. В пресс-службе холдинга «Агроком», подконтрольного Саввиди, заверили, что бизнесмен не против строительства нового аэропорта в Ростове, он лишь сомневается в целесообразности столь масштабного проекта. Он хотел бы видеть точный экспертный расчет хаба, к тому же его возмущают методы урегулирования экономических споров.
Кстати, в этом году по заказу совместного предприятия Ростовской области и инвестора ОАО «Ростоваэроинвест» был разработан прогноз пассажирского и грузового потока аэропортового комплекса «Южный». По расчетам компании «Lufthansa Consulting», в зависимости от развития ситуации к 2035 году пассажиропоток может варьироваться от 4,4 до 11,6 млн человек, а грузопоток — от 6 до 44 тыс. тонн.
Корреспондент «Русской планеты» обратился за комментарием о целесообразности строительства Южного хаба к генеральному директору ООО «Аэропорт Инвестментс» Сергею Детенышеву. Детенышев пояснил, что хаб — это крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел, имеющий подходящее географическое положение. Он образуется естественным образом там, где высок пассажиропоток.
– У нас в стране это Москва и частично Санкт-Петербург. Региональные хабы, — заметил Сергей Детенышев — это искусственные образования. Сейчас в России заметны элементы хаба в Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, Красноярске. Можно построить хаб и в пустыне, главное — выгодная география и транспортные потоки, к тому же создавать аэропортный комплекс с нуля значительно дешевле, нежели реконструировать старый. Яркий пример тому — Домодедово. Хаб, прежде всего, объединяет фидерные перевозки — короткие рейсы близлежащих городов в магистральные, длительные потоки международного значения. Поэтому необходим тщательный расчет проекта, а в России последние три года не придают значения профессиональной экспертизе и, не имея нормальной доказательной базы, возводят чрезвычайно затратные объекты. Ведь никто не несет ответственность, государственные деньги с легкостью расходуются направо и налево «придворными компаниями».
Хаб на юге страны нужен, высказал свое мнение в беседе с корреспондентом РП главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
– Где он будет строиться — в Ростове или Краснодаре, — не столь важно. Предпочтительнее, на мой взгляд, Ростов: город крупнее, потенциал мощнее, пассажиропоток выше, транзитные потоки шире. К тому же реконструировать старый аэропорт значительно дороже, нежели строить новый комплекс. А сочинский аэропорт не может взять на себя функции крупного транзитного узла — он ориентирован на обслуживание туристических потоков, и его возможности несколько ограничены, — считает эксперт.
Пока на Дону идет противостояние власти и бизнеса, в Краснодаре царит согласие и понимание элит в деле продвижения своего региона — там полным ходом идет реконструкция действующего аэропортового комплекса.