Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ростов проигрывает Краснодару в воздухе


12 июля 2013 года Олег Горяев, Русская планета


Два дня назад премьер-министр РФ Дмитрий Медведев все-таки включил строительство Южного хаба в федеральную программу подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Ранее именно председатель правительства усомнился в том, что проект может быть реализован в эти сроки, и над Южным хабом нависла угроза закрытия. В этом случае основные транспортные потоки Юга мог взять на себя Краснодар, мощно конкурирующий «в воздухе» с донской столицей.

Проект пережил губернатора

Впервые Ростовская область представила инвестиционный проект «Южный хаб» осенью 2006 года на V Международном экономическом форуме в Сочи. Проект одобрил президент России Владимир Путин, поддержали полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак и министр транспорта Игорь Левитин. Заинтересовались проектом инвесторы. Особую настойчивость проявляли председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг и владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска. Публично свои намерения Дерипаска не оглашал, но, по сведениям «Русской планеты», неоднократно выходил на руководство Ростовской области с предложением участвовать в проекте и получал отказ: вопрос решался в столице. Виктор Вексельберг, напротив, не скрывал своего желания «вложиться в проект», но после урегулирования правовых вопросов. А вопросы были и остаются до сих пор.

Первоначально новый аэропорт планировалось строить в Батайске, в 12 км от Ростова, на территории бывшего военного аэродрома. Поскольку имущество и земля находились в собственности Министерства обороны РФ, решение несколько затягивалось. Но активное продвижение проекта на федеральном уровне привело к заключению трехстороннего соглашения Минтранса, Минобороны и Ростовской области. По этому соглашению 2 тыс. га земли переходили из собственности Минобороны в пользование Минтранса, администрация области должна была предоставить военным, проживающим на этих землях, жилье в других городах области — Ростове и Таганроге. Была разработана соответствующая региональная программа.

Однако смена руководства Ростовской области в 2010 году — уход губернатора Владимира Чуба и назначение Василия Голубева — на время отбросила проект назад. В 2011 году в обновленном варианте его вновь представили уже на X Международном экономическом форуме в Сочи премьер-министру Владимиру Путину, но уже в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу — 2018, матчи которого пройдут и в Ростове. Между Министерством транспорта РФ, правительством Ростовской области и группой компаний «Ренова» был подписан меморандум о взаимодействии.

Новое руководство области, ознакомившись с заключениями экспертов, приняло решение строить аэропорт в Аксайском районе Ростовской области — в станице Грушевской. Тогда же губернатор подписал постановление о создании государственного бюджетного учреждения (ГБУ) «Дирекция строящегося аэропортового комплекса “Южный”». Согласно документу, учреждение занимается отводом и резервированием земель, организацией строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Под строительство было зарезервировано свыше 3,6 тыс. гектаров земли сельхозназначения. Землями в разных долях владеют 46 человек, и сейчас Минимущество области решает вопрос оценки и покупки участков. По заверению министра имущественных и земельных отношений области Юрия Молодченко, помимо рыночной стоимости участков, собственникам будет возмещен ущерб за неиспользование сельскохозяйственных земель. Любопытная деталь — эти земли находятся по соседству с учебным полигоном Минобороны. То есть рядом с будущим аэропортом проходят стрельбища. Этот момент изрядно удивил военных, которые узнали о проекте из интернета и обратились в областное правительство с вопросом: а почему с нами не согласовали? На сегодняшний день вопрос на региональном уровне улажен, но это тоже потребовало немалого времени.

4 июня 2013 года по итогам конкурса был заключен контракт с московским институтом гражданской авиации «Аэропроект» на разработку проектно-сметной документации строительства объектов федеральной собственности: взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов. Стоимость работ — 430,5 млн рублей, по контракту подрядчик обязан завершить проектирование в течение 411 дней со дня подписания документа. Параллельно запущен конкурс на проектирование терминала аэропорта Южный.

В начале июля организатор конкурса — ЗАО Управляющая компания «Аэропорты регионов» — опубликовала список 11 участников, которые представят к 12 сентября эскиз будущего аэропорта. Среди участников российские и зарубежные архитектурные бюро: ООО «Проектсервис», NefaResearch Architectural Studio, ADPI, Haptic Architects Ltd, Pascall+Watson architects Ltd, Twelve architects & masterplanners Ltd. Определять победителя будет жюри, в которое войдут архитекторы, представители правительства Ростовской области, УК «Аэропорты регионов».
Конкурент Ростова — Краснодар

Весной 2007 года была основана группа аэропортов «Базэл Аэро», объединившая аэропорты Краснодара, Сочи, Анапы, Геленджика и Ейска. Сегодня «Базэл Аэро» позиционирует себя самой крупной и быстрорастущей группой региональных аэропортов России. Ее суммарный пассажиропоток в 2012 году составил 5,5 млн пассажиров. Цели и задачи компании: реконструкция и строительство инфраструктуры, создание централизованного аэропортового узла (хаба) на юге России в Краснодаре. По заверениям «Базэл Аэро», на сегодняшний день сочинский аэропорт является лучшим региональным аэропортом страны. Сейчас завершается строительство посадочной галереи с 10 телетрапами. Аэропорт будет обслуживать до 2,5 тыс. пассажиров в час.

Аэропорт Геленджик фактически был построен «с нуля». Его строительство началось в 2005 году, через 5 лет были готовы новый аэровокзальный комплекс и взлетно-посадочная полоса. Геленджикская ВПП, по словам специалистов, не имеет аналогов в России по техническим параметрам и по исполнению, ее строили немцы. Сейчас активно ведутся работы по реконструкции аэропортов Анапы и Краснодара. На международном экономическом форуме «Сочи-2011» группа «Базэл Аэро», администрация Краснодарского края и власти Краснодара подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта реконструкции аэропорта Краснодара. Согласно документу, в развитие аэропорта компания вложит собственные и заемные средства в объеме 7,14 млрд рублей. Реализация проекта позволит к 2017 году почти вдвое увеличить пропускную способность аэропорта, до 2,4 тыс. пассажиров в час, и расширить количество прямых рейсов из Краснодара.

Инвестиционный проект разбит на два этапа. Холдинг демонстрирует расчет и осторожность — если правительство примет решение строить новый аэропорт в Ростове, то будет ли необходимость второй очереди Краснодарского проекта?
Нужен ли новый аэропорт?

Год назад президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность Ростовской области 38,0003% уставного капитала и имущественного комплекса ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». Акции передавались области с требованием привлечь инвестиции в реконструкцию объектов аэродромной инфраструктуры ростовского аэропорта в размере не менее 800 млн рублей, а также построить в Ростове-на-Дону новый аэропортовый комплекс «Южный». В результате было создано совместное предприятие ОАО «Ростоваэроинвест», в котором 25% принадлежат областному ГУ АТП «Ростовавтодортранс» и 75% — ОАО «Кольцово-Инвест», входящему в «Ренова». Но условие о реконструкции ростовского аэропорта так и осталось на бумаге. Отметим, что первая очередь реконструкции взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и стоянок воздушных судов была завершена в 2009 году. Затем следовала вторая очередь, но федеральное финансирование не поступало, аэропорт пытался за счет собственных средств продолжить работы, но события приняли иной оборот. Нынешний инвестор в лице ОАО «Ростоваэроинвест» не спешит вкладывать обещанные 800 млн рублей, очевидно, оттягивая время и выжидая окончательное решение сверху.

Между тем предприниматель Иван Саввиди, ныне обладающий контролем над ростовским аэропортом, в перспективе останется не у дел. Ему участвовать в проекте не предлагают. После запуска нового аэропорта старый закроют, а землю, по неофициальным данным, передадут «Ренове» под строительство жилого комплекса.

Борьба за контроль над аэропортом между Саввиди и властями Ростовской области продолжалась несколько лет и сильно сказалась на модернизации воздушного порта и, соответственно, на качестве и безопасности полетов. По словам председателя Совета директоров компании Олега Чернова, в этом году представили совладельцев компании — Минимущества Ростовской области — не посещали советы директоров, затягивая, таким образом, решение вопроса о реконструкции взлетно-посадочной полосы, собственниками которой они являются.

«Скрытый» инвестор «Южного» — группа «Ренова» — находится как бы над схваткой и наблюдает за исходом событий, воздерживаясь от комментариев. В пресс-службе холдинга «Агроком», подконтрольного Саввиди, заверили, что бизнесмен не против строительства нового аэропорта в Ростове, он лишь сомневается в целесообразности столь масштабного проекта. Он хотел бы видеть точный экспертный расчет хаба, к тому же его возмущают методы урегулирования экономических споров.

Кстати, в этом году по заказу совместного предприятия Ростовской области и инвестора ОАО «Ростоваэроинвест» был разработан прогноз пассажирского и грузового потока аэропортового комплекса «Южный». По расчетам компании «Lufthansa Consulting», в зависимости от развития ситуации к 2035 году пассажиропоток может варьироваться от 4,4 до 11,6 млн человек, а грузопоток — от 6 до 44 тыс. тонн.

Корреспондент «Русской планеты» обратился за комментарием о целесообразности строительства Южного хаба к генеральному директору ООО «Аэропорт Инвестментс» Сергею Детенышеву. Детенышев пояснил, что хаб — это крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел, имеющий подходящее географическое положение. Он образуется естественным образом там, где высок пассажиропоток.

– У нас в стране это Москва и частично Санкт-Петербург. Региональные хабы, — заметил Сергей Детенышев — это искусственные образования. Сейчас в России заметны элементы хаба в Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, Красноярске. Можно построить хаб и в пустыне, главное — выгодная география и транспортные потоки, к тому же создавать аэропортный комплекс с нуля значительно дешевле, нежели реконструировать старый. Яркий пример тому — Домодедово. Хаб, прежде всего, объединяет фидерные перевозки — короткие рейсы близлежащих городов в магистральные, длительные потоки международного значения. Поэтому необходим тщательный расчет проекта, а в России последние три года не придают значения профессиональной экспертизе и, не имея нормальной доказательной базы, возводят чрезвычайно затратные объекты. Ведь никто не несет ответственность, государственные деньги с легкостью расходуются направо и налево «придворными компаниями».

Хаб на юге страны нужен, высказал свое мнение в беседе с корреспондентом РП главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

– Где он будет строиться — в Ростове или Краснодаре, — не столь важно. Предпочтительнее, на мой взгляд, Ростов: город крупнее, потенциал мощнее, пассажиропоток выше, транзитные потоки шире. К тому же реконструировать старый аэропорт значительно дороже, нежели строить новый комплекс. А сочинский аэропорт не может взять на себя функции крупного транзитного узла — он ориентирован на обслуживание туристических потоков, и его возможности несколько ограничены, — считает эксперт.

Пока на Дону идет противостояние власти и бизнеса, в Краснодаре царит согласие и понимание элит в деле продвижения своего региона — там полным ходом идет реконструкция действующего аэропортового комплекса.



комментарии (1):

aircraft4      22/07/2013 [13:25:41]#1
Бред полный. В Краснодаре даже никто и начинал реконструкции аэропорта. Группа "Базел Аэро" не вкладывала и не собирается вкладывать финансы в развитие аэропорта. Более того, есть предположение, что после Олимпиады этот проект вообще будет закрыт. Так что Ростов может быть спокоен. А судя по "профессианолизму" управляющих менеджеров, спокоен вдвойне.













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer