В лизинге у «Владивосток Авиа» шесть Ту-204-300. Договоры финансовой аренды по четырем из них были заключены в 2004 году, самолеты переданы в эксплуатацию в течение 2005 года. Еще по двум самолетам перевозчик заключил контракт с ИФК в 2006 году и получил лайнеры в 2008-м. А уже в 2010–2011 годах начал задерживать выплаты по лизинговым платежам.
Тогда вопрос также решался через суд. В первом полугодии 2012 года «Ильюшин Финанс» подала к «Владивосток Авиа» сразу шесть исков (по одному на каждый самолет) на общую сумму 369 млн рублей. Столько, по подсчетам лизинговой компании, задолжал ей перевозчик, включая неустойку за просрочку платежей.
Поскольку суд посчитал, что размер неустойки несоразмерен последствиям нарушения обязательства, штрафы были снижены. В результате ИФК согласилась примерно на 85% от суммы, которую изначально требовала. Кроме того, у самой лизинговой компании были задолженности перед «Владивосток Авиа» — по оплате неустойки за несоответствие всех шести Ту-204-300 требованиям по коммерческой загрузке. И стороны сделали взаимозачет требований. По всем искам разбирательства закончились мировыми соглашениями.
— Вряд ли сейчас будет по-другому. Скорее всего, и сейчас «Ильюшин Финанс» и «Владивосток Авиа» решат спор миром. А обращение в суд надо рассматривать как естественный процесс, когда лизингодатель «напоминает» о необходимости погасить долг. Это достаточно распространенная практика, которая вовсе не свидетельствует о наличии каких-либо конфликтов, — комментирует Роман Денисов, руководитель отдела налоговой практики юридической фирмы Sameta.
Действительно, во «Владивосток Авиа» заверили «Известия», что компания ведет переговоры с ИФК о реструктуризации задолженности.
— Вопрос решается, расплачиваемся, — подтвердили и в «Аэрофлоте».
Когда в прошлый раз у «Владивосток Авиа» возникли проблемы с лизинговыми платежами, компания обошлась без финансовой поддержки со стороны «Аэрофлота». И сейчас дальневосточная авиакомпания справится своими силами, утверждают во «Владивосток Авиа».
Ту-204-300 — самолет достаточно проблемный. «Аэрофлот» неоднократно заявлял, что модель устаревшая и ее использование экономически неэффективно. Однако возвращать эти суда «Владивосток Авиа» не намерена, заверили в компании.
По итогам 2012 года «Владивосток Авиа» получила чистый убыток по РСБУ в размере 2,9 млрд рублей, хотя компания договорилась с лизингодателями о снижении ставок в среднем на 25%, что привело к ежемесячной экономии по оплате лизинговых платежей на $361 тыс., и государство должно субсидировать часть затрат по лизингу самолетов отечественного производства, в том числе «тушек». Общая кредиторская задолженность компании выросла за 2012 год почти в два раза, до 8 млрд рублей. Это произошло, раскрывает перевозчик в своем отчете за 2012 год, в том числе из-за долгов перед структурами ИФК, а также в связи с ростом задолженности перед «Аэрофлотом» по заправке судов. А невозможность расплатиться по долгам, объясняет «Владивосток Авиа», возникла «ввиду нехватки оборотных средств» из-за досрочного расторжения договоров аренды трех воздушных судов А-330. Это, с одной стороны, повлекло снижение объемов продаж и, как следствие, сокращение выручки почти на 2 млрд рублей. С другой стороны, в связи с возвратом судов компания понесла крупные незапланированные единовременные расходы: неустойки за досрочный возврат, расходы на капремонт в сумме 1,2 млрд рублей.
— «Владивосток Авиа» ничто не угрожает, — уверен аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. — «Аэрофлот» ни за что не допустит критических последствий для «дочки». «Владивосток Авиа» — стратегический актив группы, обеспечивающий «Аэрофлоту» доступ на Дальний Восток России и через него — в страны Азии.
К тому же в 2012 году «Аэрофлот» объявил о планах создания Дальневосточной авиакомпании на базе компаний «Сахалинские авиатрассы» и «Владивосток Авиа». И в марте 2013 года передал свои 52% акций «Владивосток Авиа» во владение «Сахалинских Авиатрасс».
В «Аэрофлоте» «Известиям» также сообщили, что в 2013 году планируют вывести все свои дочерние авиакомпании на безубыточность.