Накануне в Минске прошло очередное, 64-е заседание Совета министров обороны СНГ, на котором было объявлено, что в Белоруссии все же будет создана база российских военных истребителей. Таким образом, торг между Москвой и Минском по этому вопросу завершен.
«Завтра прибудет группа рекогносцировщиков во главе с главнокомандующим Военно-воздушными силами России (генерал-лейтенантом Виктором Бондаревым. — «Газета.Ru»), которая займется в ближайшее время — я думаю, что в течение, наверное, двух-трех недель — подбором аэродрома для базирования российской авиационной базы»,
— заявил в среду министр обороны России Сергей Шойгу, комментируя перспективы создания российской авиабазы на территории Белоруссии.
«Как мы и договаривались, уже в этом году появится авиационная комендатура. В том числе и первые самолеты здесь, которые будут составной частью нашей российской авиационной базы, — уточнил Шойгу. — Российская авиабаза на территории Белоруссии создается по обоюдным договоренностям и ввиду необходимости создания такого подразделения здесь, на территории Белоруссии. Естественно это в том числе предусматривает помощь и поддержку в развитии авиации и военно-воздушных сил министерства обороны Белоруссии».
Это будет уже третья российская военная база в Белоруссии.
Сегодня на ее территории действуют два военных объекта, принадлежащих России. Первый — радиолокационная станция «Волга» в Ганцевичах. Она входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении и поставлена на боевое дежурство в октябре 2003-го. Россия арендовала данный участок земли до 2020 года с правом продления.
Второй объект — 43-й узел связи ВМФ под Вилейкой. Это база дальней специальной радиосвязи, она обеспечивает связь Главного штаба ВМФ с атомными подводными ракетоносцами, несущими боевое дежурство в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Именно через Вилейку в случае начала ядерной войны пойдет приказ на пуск ядерных ракет с российских подлодок.
Еще 6 февраля 2012 года во время встречи с белорусскими силовиками глава Белоруссии заявил: «У нас есть договоренность с президентом России — я ему направил письмо — об изыскании дополнительных средств за счет сотрудничества Белоруссии и России для белорусских военных. В противном случае, я ему говорил (Дмитрию Медведеву. — «Газета.Ru»), получается так, что у нас, в принципе, общая армия, потому что задачи у нас общие стоят на нашем направлении России и Белоруссии. А размер денежного довольствия у военных России и Белоруссии после значительного повышения последнего в РФ может разниться в два раза.
Поэтому я попросил президента России найти эти денежные средства — он мне пообещал в этом плане помочь. Надо заняться конкретно этим вопросом». Впрочем, уже 9 февраля белорусский министр обороны заявил, что СМИ распространили некорректную информацию о просьбе Лукашенко к Медведеву помочь повысить денежное довольствие белорусским военнослужащим. Хотя точность приведенной цитаты опровергать не стал.
Цену вопроса по третьей военной базе Лукашенко также обозначил.
Впервые о новой российской военной базе стало известно 23 апреля, когда в Минске прошли переговоры министра обороны России Сергея Шойгу со своим белорусским коллегой Юрием Жадобиным и Александром Лукашенко.
Говоря о создании российско-белорусской региональной системы противовоздушной обороны, Шойгу сказал: «Мы приступаем к рассмотрению плана по созданию здесь российской авиационной базы с самолетами-истребителями. Надеемся, что в 2015 году здесь уже появится авиационный полк. А в 2013 году в Белоруссии предполагается создать авиационную комендатуру и поставить первое дежурное звено боевых истребителей».
При этом российский министр обороны пояснил, чем готова заплатить Россия за лояльность Минска: «Уже в 2014 году Россия поставит четыре дивизиона С-300 для защиты воздушного пространства Белоруссии».
Никаких возражений Лукашенко тогда не выразил. Однако спустя три дня озвучил Москве встречные условия.
26 апреля белорусский президент сказал журналистам: «Что касается авиационной базы — может, это прозвучало как база. Нет. Речь идет о поставке в наши вооруженные силы, в какой форме — мы будем договариваться. База это будет, или мы в существующие части поставим российские самолеты-истребители. Этот вопрос обсуждается. (…) Мне сегодня надо пару десятков самолетов, а покупаем мы российские самолеты Су-27, МиГ-29 или более современные, чтобы обеспечить неприкосновенность границ нашего государства. Мне, как главнокомандующему, сегодня не хватает два десятка современных самолетов».
Уже 5 мая, выступая перед министрами обороны стран СНГ, глава Белоруссии подтвердил свои претензии. «Даже если у нас чего-то не хватает и что-то не получается, а вы знаете, что и у России есть проблемы, но мы всегда требуем, чтобы Россия обращала внимание на то, что происходит в Белоруссии, — сказал Лукашенко. — Мы просим и требуем от России поставки новых вооружений, именно таких, какие существуют в армии России. Я говорю «требуем», потому что это дает нам право как равноправному партнеру с нашими братьями-россиянами действовать в едином ключе».
После этих слов буквально на следующий день в Минск на переговоры вылетел глава Совбеза Николай Патрушев, чтобы «обсудить перспективы развития сотрудничества в оборонной сфере». Видимо, стороны договорились.
Но, на каком бы объеме военных поставок в конце концов ни сошлись Москва и Минск, очевидно, что России в стратегическом плане выиграла от соглашения. Для Минска же появление российской истребительной авиабазы автоматически подводит некую черту под надеждами оппозиции и спекуляциями властей по поводу какой-либо интеграции Белоруссии с Европой. Соседи Белоруссии — Польша, Литва, Латвия — являются членами НАТО. Помимо этого появление новой российской базы вновь обострили внутренний исторический спор в республике между сторонниками европейского пути и интеграции с Москвой.
«Мало кто в Минске радуется новой российской базе. Люди понимают, что из-за этих военных баз в случае военного конфликта первый удар придется именно по белорусской территории. Но никто не хочет умирать за «Газпром», что бы ни говорил Лукашенко, — считает белорусский политолог Виктор Демидов. — С Польшей и Литвой мы, белорусы, много столетий жили в одном государстве. А с момента прихода к власти Лукашенко между нами искусственно создан настоящий цивилизационный раскол. И теперь мы, выходит, вооружаемся против соседей».
«Для белорусских властей размещение российской авиабазы связано с необходимостью гарантировать продолжение материальной поддержки со стороны России до 2015 года. Фактически Минск уже сейчас вовлекает Кремль в предстоящие президентские выборы на стороне Лукашенко,
— говорит Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog. — Ангажированность России в белорусские выборы фактически исключает появление номенклатурного кандидата. Одновременно отсекается возможность установления серьезных контактов между Кремлем и белорусской оппозицией, которая консолидированно выступила против российского военного присутствия».
По мнению эксперта, для России военная база в Белоруссии означает демонстрацию успеха ее интеграционных инициатив.