- Основной объем испытаний пришелся на новый цифровой бортовой комплекс электронного оборудования, который позволил обеспечить работу кабинного экипажа в составе двух пилотов. На ранних модификациях туполевских машин экипаж состоял из трех пилотов, - уточнили в пресс-службе "Авиастара".
Прежде самолет прошел испытания в сложных климатических и метеорологических условиях. Тестирование провели в специальном бассейне, установленном на аэродроме ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском. Воздушное судно совершило серию пробежек по взлетно-посадочной полосе, покрытой слоем воды, во взлетном и посадочном режимах. В Арабских Эмиратах Ту-204СМ прошел испытание жарой (самолет летал при температуре воздуха до 47 градусов Цельсия) и холодом. После этого его испытывали на отказобезопасность.
Получение сертификта типа стало новой вехой в реализации проекта по сборке Ту-204СМ. Напомним, новая модификация самолета Ту-204 впервые была представлена в 2011 на Международном аэрокосмическом салоне в Жуковском. Для испытаний в Ульяновске собрали два воздушных судна.
Изначально первые Ту-204СМ предназначались для Ирана и столичной авиакомпании "Атлант-Союз" (заказ на пять самолетов и опцион еще на пять озвучил во время визита в Ульяновск экс-мэр Москвы Юрий Лужков). Однако зарубежный заказ сорвался из-за эмбарго, наложенного на сделку американской компанией. А "Атлант-Союз" обещанного заказа не подтвердил. После этого серийное производство новой "тушки" оказалось под большим вопросом.
Из-за разногласий в цене позже сорвался контакт с авиакомпанией Red Wings.
Вновь о Ту-204СМ заговорили на совещании под руководством президента РФ Владимира Путина, которое прошло в Ульяновске в октябре 2012 года. На нем говорилось о крупном госзаказе на самолеты Ту-204СМ, Ту-214, Ан-148, "Сухой Суперджет", которые нужны не только силовым, но государственным структурам.
В феврале нынешнего года губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил, что из плана производства авиазавода самолет Ту-204СМ не вычеркнут. Он уточнил, что региональные власти с министерством промышленности РФ и руководством ОАК будут поднимать эту тему, чтобы как можно быстрее был сформирован госзаказ на эту машину.
По словам директора ульяновского филиала КБ "Туполев" Станислава Рыжакова, интерес к воздушному судну сегодня проявляют Минобороны РФ и ряд отечественных авиакомпаний.
- Важно, чтобы пилотам было комфортно летать, а авиакомпаниям выгодно эксплуатировать это воздушное судно. По своим характеристикам оно не уступает зарубежным аналогам, - считает Рыжаков.
Справка "РГ"
Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-204СМ - это глубокая модификация самолета Ту-204 с новыми двигателями ПС-90А2, имеющими повышенные показатели ресурса и надежности. ПС-90А2 сертифицирован Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета по авиационным правилам АП-33, в максимальной степени гармонизированным с требованиями европейских стандартов.
Самолет оснащен новой вспомогательной силовой установкой ТА-18-200М, цифровой системой кондиционирования воздуха, системой регулирования давления. В качестве опций на Ту-204СМ устанавливается спутниковая система передачи данных и GSM-модуль. Пассажиры лайнера могут во время полета пользоваться интернетом и сотовой связью.
Дальность полета лайнера - около четырех тысяч километров. Без дозаправки он может пролететь девять часов. В двухклассной компоновке в самолете установлено 174 пассажирских кресла. Экипаж Ту-204СМ состоит из двух человек.