Проект 1.44 должен был стать ответом Советского Союза (а позднее России) американцам, создавшим свой первый истребитель такого типа F-22 Raptor. Машина должна была стать супербыстрой и суперманевренной. Но после распада Советского Союза денег на ее создание стало катастрофически не хватать. Когда самолет совершил, наконец, свой первый полет в 2000 году, конструкторы обнаружили в нем массу недостатков, и от проекта отказались.
На этой машине планировалось поставить уголковые отражатели, обеспечивающие малозаметность, там был внутренний отсек для вооружений и система электронного противодействия. Он имел особое покрытие, помогавшее уменьшить его эффективную отражающую поверхность. Кроме того, у самолета была цифровая система управления, двигатели векторной тяги и аэродинамическая схема «утка» с маленькими крыльями в передней части фюзеляжа, которые должны были сделать эту машину невероятно маневренной.
Китай провел первые летные испытания своего самолета-невидимки истребителя J-20
Однако в 2001 году российские власти положили проект 1.44 на полку, отдав предпочтение более современном самолету Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который создает конкурент МиГ компания «Сухой». После этого 1.44 вроде бы исчез где-то в дальних ангарах. Поиск в Google Images позволяет найти довольно свежие фотографии этого самолета, находящегося на консервации. На некоторых написано, что они сделаны в 2009 году неподалеку от Москвы. (На Google Maps также можно увидеть нечеткое изображение самолета, стоящего на пандусе на аэродроме в Жуковском.)
Однако история проекта 1.44 на этом не заканчивается.
В конце 2010 года Китай показал свой истребитель J-20, в котором используются технологии «стелс». Многим показалось, что это усовершенствованная версия машины проекта 1.44. Достаточно посмотреть на хвостовое оперение двух истребителей, и станет понятно, в чем суть. J-20, как и 1.44, - это большой одноместный двухмоторный самолет, имеющий внутренний отсек для вооружений и маленькие крылья в передней части.
Явных различий между ними нет. У J-20 линии фюзеляжа обеспечивают гораздо большую малозаметность, чем у 1.44. Компоновка двигателей на двух самолетах также различается (у 1.44 воздухозаборники расположены под фюзеляжем, а у J-20 - они по бокам).
Специалисты МиГ отрицают факт передачи информации по проекту 1.44 китайцам. Агентство Reuters в августе 2011 года привело слова высокопоставленного российского руководителя, который заявил: «Похоже, они получили доступ к документам компании Микояна».
Это агентство также привело слова «независимого аналитика» Адиля Мукашева, который сказал, что Китай купил хвостовую часть МиГа 1.44.
Важно отметить, что русские отказались продавать Пекину палубный самолет Сухого Су-33, когда выяснилось, что Китай пытается скопировать и построить без лицензии версию самолета, предшествовавшую Су-33. Результатом такого копирования стал истребитель J-11B наземного базирования и палубный истребитель J-15. (Правда, ходят слухи о том, что работа над этими китайскими самолетами производилась в рамках секретного контракта с Россией.)
На снимке видно, что самолет проекта 1.44 по-прежнему находится в России. Возможно, китайцы купили хвост нелетающей модели самолета или просто получили доступ к чертежам. Черт, а может русские не лгут, и они действительно не передавали никакой информации по 1.44 китайцам? Может, чертежи эти были украдены кем-то из команды китайских военных хакеров «Красная звезда»? Российский супергигант по кибербезопасности «Лаборатория Касперского» подозревает «Красную звезду» в краже оборонных, промышленных и дипломатических секретов по указанию китайского правительства. Ее специалисты говорят, что жертвами становятся в основном Россия и страны Азии.