Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Американцам закрывают Киргизию


28 июня 2013 года Кабай Карабеков, Сергей Строкань, КоммерсантЪ


Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал закон о денонсации соглашения с США об аренде аэропорта Манас, использовавшегося в военных целях с 2001 года. Согласно этому документу, все американские военнослужащие должны в течение года покинуть базу в Манасе. Денонсация соглашения с Вашингтоном, которую активно лоббировала Москва, выглядит ее самой крупной победой в борьбе за сферы влияния в стратегически важном регионе, достигнутой после начала антитеррористической операции США в Афганистане.

Подписанный президентом Атамбаевым закон призван поставить точку в растянувшемся на годы споре о судьбе международного аэропорта Манас, который США и НАТО использовали с декабря 2001 года. Закон устанавливает конкретный срок — 11 июля 2014 года, к которому все американские военнослужащие должны покинуть Манас. После того как попытки США добиться пролонгации соглашения закончились провалом, с инициативой о прекращении действия договора выступило правительство Киргизии. В мае в киргизский парламент был направлен проект закона о денонсации арендного соглашения с США, а 20 июня депутаты проголосовали за вывод военной базы.

На протяжении восьми лет — вплоть до 2009 года — Манас служил аэродромом для истребителей и бомбардировщиков стран антитеррористической коалиции в Афганистане "Несокрушимая свобода", возглавляемой США. Летом 2009 года военная база была переименована в Центр транзитных перевозок. С этого момента США ограничили перечень военных операций, осуществляемых с территории Киргизии,— в Афганистан стали летать только грузовые самолеты и топливозаправщики КС-135. За месяц по маршруту Вашингтон—Бишкек—Кабул и обратно переправлялось до 30 тыс. военнослужащих армии США.

Между тем, по сведениям источников "Ъ", американская сторона не всегда придерживалась соглашения, в котором оговаривается, что база будет использоваться исключительно для перевозки военнослужащих. Как рассказали собеседники "Ъ", на базе проводились негласные переговоры с лидерами афганской оппозиции. Кроме того, через аэропорт Манас переправлялись взятые в плен в Афганистане боевики движения "Талибан". Так, ночью 28 мая 2012 года в Манасе приземлился самолет, из которого вывели четырех афганцев в наручниках и с мешками на головах. Американцы, сославшись на дипломатический иммунитет, отказались сообщать киргизской стороне данные об этих лицах. Бишкек довольствовался разъяснениями, что авиакомпания Ryan выполняет спецзаказ Минобороны США.

Несмотря на подобные раздражители, подогревавшие дискуссию о целесообразности продолжения американского военного присутствия в стране, противники денонсации считают, что правительство и президент Атамбаев проявили ненужную спешку. "США объявили, что в любом случае покинут Киргизию в конце 2014 года. Мы могли бы не торопить их и расстаться по-хорошему",— считает депутат Омурбек Абдрахманов. "На заседании парламента премьер Жанторо Сатыбалдиев и его заместители не смогли обосновать, из каких источников будет пополняться бюджет, потери которого после ухода американцев составят более $200 млн",— напомнил депутат.

"Денонсация соглашения с Вашингтоном, которую активно лоббировала Москва, выглядит ее самой крупной победой в борьбе с США за сферы влияния в стратегически важном регионе, достигнутой после начала антитеррористической операции в Афганистане",— разъяснил "Ъ" эксперт ПИР-Центра Вадим Козюлин. Впрочем, по его словам, эта победа стала возможной лишь после того, как интерес США к дальнейшему использованию базы в Манасе заметно упал — в связи с предстоящим в 2014 году выводом войск из Афганистана. Вашингтон дал понять Бишкеку, что впредь хотел бы использовать базу без финансовых вливаний — на безвозмездной основе.

"Поняв, что новых денег за Манас ей не получить, киргизская сторона решила сыграть в принципиальность. А заодно и продемонстрировать лояльность Москве — в расчете на российские дивиденды — в частности, обещанную военную помощь, превышающую $1 млрд",— заявил "Ъ" господин Козюлин.

Впрочем, возможность сохранения американского присутствия — при реализации другой арендной схемы — сохраняется. "Подпись президента под законом о денонсации еще не означает, что Киргизия перестанет сотрудничать с США в военной сфере",— пояснил "Ъ" политолог Марс Сариев. "Аэропорт Манас может арендовать Турция — союзник США по НАТО — и сдавать его американцам уже без участия киргизского правительства",— объяснил "Ъ" господин Сариев. Эксперты напоминают: когда в прошлом году США предоставили правительству Киргизии $30-миллионный грант на техническую реконструкцию Манаса, тендер на возведение новой аэронавигационной башни выиграла турецкая компания.
 



комментарии (1):

HZ66      03/07/2013 [15:41:03]#1
А когда Талибы попрут в Киргизию, к кому Атамбаев за помощью обратиться к ОДКБ? Смешно! Пока американцы единственные кто готов воевать с исламистами. Все остальные только языки чешут.













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBa3GT
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/geo/spb/, быстро и недорого.
Ремонт мебели на дому на http://remont.youdo.com/furniture/repair/other/nadomu/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer