Коммерческие же итоги крупнейшего в Европе авиасмотра повторили успех 2011-го к полному удовольствию французов-организаторов. Общая сумма заключенных сделок превысила $100 млрд.
Абсолютным победителем по заказам, по подсчетам Bloomberg, стал европейский Airbus, входящий в концерн EADS и заключивший за минувшую неделю 241 только твердый контракт на общую сумму $39,3 млрд. Всего, включая предварительные заказы, портфель этого концерна вырос на 466 самолетов против 442 у американского Boeing.
За гигантами идут компании ATR и Embraer, остающиеся лидерами на рынке среднемагистральных самолетов, куда прорывается последние годы и российский авиапром. Наша Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) замыкает список заключенных в Ле Бурже крупных контрактов с 20 самолетами «Сухой Суперджет-100», проданными мексиканскому Interjet.
Представленный в Ле Бурже главный экспортный проект концерна «Иркут» — среднемагистральный МС-21 — вселяет надежду, но в серию пойдет не раньше 2017 года. Как сказал «Известиям» гендиректор ОАК Михаил Погосян, «нельзя в одночасье прорваться на давно поделенный рынок гражданских самолетов». А задержки и технические недоделки с новыми самолетами бывают у всех без исключения компаний. К самим разработкам-то претензий нет, все они лицензируются в Европе.
По его словам, нельзя успех выставки сводить только к цифрам продаж. Салон имеет выраженное имиджевое начало для страны-хозяйки, да и для гостей авиасалона. Кроме того, для французов Ле Бурже, как и в прошлые годы, осталось политическим шоу, на котором успело засветиться все руководство страны. После визитов премьера Эро, министра обороны Ледриана и даже главы МИДа Фабиуса на выставку последним залетел президент Франсуа Олланд. Залетел в прямом смысле слова, эффектно приземлившись в Ле Бурже на вновь разработанном военном транспортнике А-400М.
Для нас реальное присутствие на авиасалоне, несмотря на не самые впечатляющие коммерческие итоги, было принципиально важно. В отечественном авиастроении явно наметился сдвиг в лучшую сторону, и в Париже российский авиапром сумел показать свои сильные стороны как в военной, так и в гражданской отраслях. Знаковым стало посещение авиасалона нашим министром обороны Сергеем Шойгу. Он тщательно «отработал» французский и израильский стенды, чтобы быть в курсе тенденций в зарубежном военном строительстве, и не забыл, как водится, поддержать своих производителей. Тем более что наша военная авиация на этот раз выступила с блеском, поразив конкурентов и порадовав министра новинками Су-35, Ка-52 и Як-130.
По просьбе «Известий» итоги Ле Бурже прокомментировала представитель госкорпорации «Ростех".
— Визитной карточкой для «Ростеха» стали многоцелевой истребитель Су-35С и разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор», — сказала она. — Обе разработки вообще впервые были продемонстрированы за рубежом. На крупнейшем смотре мирового авиастроения наши премьеры произвели настоящий фурор, выполнив в ходе показательных полетов уникальные фигуры высшего пилотажа.
По оценке представителя «Ростеха», важнейшей характеристикой обеих машин стало то, что они оснащены новейшей отечественной авионикой, разработанной концерном КРЭТ. Навигационный комплекс Су-35 автономно определяет положение самолета без использования спутниковых систем и даже в отсутствие связи с наземными службами. Та же система будет стоять и на перспективном Т-50 (ПАК ФА).
К другой русской новинке — Ка-52 «Аллигатор» — покупатели также проявляли повышенный интерес. По сравнению с предыдущей моделью Камова «Черной акулой» боевой вертолет может похвастаться отличным радиолокационным комплексом «Арбалет», благодаря которому стал всепогодным и легко справляется с радиоэлектронными помехами. Ка-52 способен одновременно поражать две цели управляемыми ракетами с высокой точностью.
Отрадно, что именно здесь, во Франции, один из филиалов «Ростеха» — Уральский завод гражданской авиации подписал соглашение о производстве и разработке в России легких самолетов с экономным дизельным двигателем нового поколения. Партнером уральцев стала австрийская компания Diamond Aircraft Industries. На данный момент сегмент малой авиации в России в глубоком кризисе. А недорогие машины из пластика, рассчитанные на несколько человек, позволят решить проблему связи в глубинке и сделают региональные авиаперевозки рентабельными. По оценке экспертов «Ростеха», потребность рынка в таких самолетах — не менее 200 штук.
Главной тенденцией развития мировой авиации на Ле Бурже стали электрические самолеты. Некоторые из них уже коммерческая реальность, хотя до запуска в серию многоместного лайнера на электрической тяге еще далеко. Компания EADS выставила E-Fan — концепт целиком электрического самолета туристического класса. Выполненный из углеродного волокна самолет весит 550 кг при размахе крыльев почти 10 м.
Как сказал «Известиям» Эммануэль Жубер, ответственный за новые разработки EADS, первый запуск предусмотрен в сентябре. С двумя пилотами на борту этот самолет может находиться в воздухе до 45 мин. По словам Жубера — «это первый конкретный кирпич в авиацию будущего».
Для военных главный тренд салона — беспилотники. Тут мы пока отстаем и до последнего времени закупали легкие БПЛА у Израиля, а тяжелые иностранные производители нам вообще не продавали. Министр Шойгу во время осмотра израильской экспозиции уделил теме особое внимание и пообещал, что в скором времени нашу армию экипируют дронами отечественного производства. Из прорывных новинок БПЛА наибольший интерес вызвал французский боевой дрон-невидимка Neuron. Перспективную модель производитель — компания Dassault выставляла в отдельном стеклянном павильоне, чтобы не дать разглядеть в деталях секретное покрытие корпуса.